Вспомогательные технические средства как условие включения детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс Константинова Юлия, специалист по оборудованию Центра САТР
Инклюзивное образование Равные права на образование лицам с ограниченными возможностями в развитии Инклюзивное ( или совместное ) образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в развитии Создание условий для получения качественного образования детьми с ограниченными возможностями в развитии Использование специальных и вспомогательных технических средств
Вспомогательные технические средства Когнитивной деятельности Возможности передвижения Способы получения информации Способы общения и взаимодействия Должны учитывать специфику : детей с нарушениями слуха и речи детей с нарушениями зрения детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата ( ОДА ) Предназначены для :
Оборудование для детей с нарушениями слуха и речи ( Сурдотехника )
FM- системы Позволяют передавать звуковой сигнал непосредственно на динамик слухового аппарата или кохлеарный имплант, усиливая его, и отсекая посторонние шумы. Состоит из передатчика и приемника. Звук с микрофона преподавателя поступает на FM- передатчик, который транслирует радиосигнал на FM- приемник учащегося, а затем, посредством индукционной петли на слуховой аппарат или имплант.
FM- системы Преподаватель может свободно переме - щаться по классу. Ученик переключает слуховой аппарат в режим приема сигнала с индукционной петли. Несколько FM- приемников называются беспроводным учебным классом ( радиоклассом ).
Акустические системы Дополнительный элемент для создания усиления звука во всем помещении, для всех групп учащихся. Голос преподавателя поступает с микрофона через FM- передатчик на акустическую колонку и FM- приемники учащихся.
Акустические системы Система автоматически подавляет эффекты фонового шума и отражения звуков. Дополнительное свойство - возможность коррекционных занятий по развитию слухового восприятия со слабослышащими учащимися.
Коммуникационные системы Портативное и легкое переносное устройство для развития слухового восприятия и речи во время занятий с педагогом и самостоятельной работы, общения с родителями и сверстниками. Удобна для общения в шумной и тихой обстановке, восприятия звука во время прослушивания информации с аудионосителей, просмотра телевизора, разговора по обычному или мобильному телефону.
Беспроводное передающее устройство имеет встроенный микрофон, направленый на собеседника. Беспроводное принимающее устройство может соединяться со всеми слуховыми аппаратами через индукционную петлю или с легкими головными телефонами ( наушниками ). Коммуникационные системы
Компьютерный логопедический тренажер Комплексная многосторонняя компьютерная программа по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с патологией слуха и речи. Широкий выбор методов и глубина обработки речевой информации.
Компьютерный логопедический тренажер Работает с любыми речевыми единицами от звука до текста и решать разнообразные сурдологопедические задачи Позволяет многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал Работает на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика Позволяет внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений Одновременно с логопедической работой помогает осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти
Речевые тренажеры Предназначены для усвоения и развития речевых навыков. Основные функции устройства состоят в наличии диктофона, с помощью которого можно записать или воспроизвести заранее записанные на диктофон звуки, слоги, слова, предложения.
Оборудование для детей с нарушениями зрения ( Тифлотехника )
Электронные увеличивающие устройства Высокая кратность увеличения ( от 1,5 до 100 крат ) Изменение контрастности и яркости изображения Различные цветовые схемы изображения Возможность обзора удаленных объектов ( классной доски, стола учителя и т. п ).
Электронные увеличивающие устройства Портативные устройства : Мобильны, используются для чтения учебников, пособий, рассматривания иллюстраций Стационарные видеувеличители : Подходят для работы в классе, С их помощью можно рассматривать удаленные и приближенные объекты, заниматься ручным трудом, писать.
Программное обеспечение Специально разработанные компьютерные программы позволяют детям с нарушениями зрения получить равные возможности по доступу к информации с ПК и работе с ней.
Программное обеспечение Программы экранного доступа Синтезаторы речи Программы увеличения экрана ( экранные лупы ) Программы для чтения плоскопечатных текстов Программы для создания книг в формате DAISY, Программы для перевода обычного текста в Брайль и обратно и др.
Цифровые аудиоустройства Диктофон - способ конспектировать Специальные устройства многоцелевого назначения с синтезом речи с функциями диктофона
Цифровые аудиоустройства Диктофон Медиа - плеер для чтения « говорящих книг » на флэш - картах и CD Поддерживают различные форматами аудиофайлов Получение DAISY книг из сети Интернет.
Специальные пособия и письменные принадлежности со шрифтом Брайля Приборы и грифели для письма по Брайлю Специальные тетради и блокноты из брайлевской бумаги Приборы для рельефного рисования и черчения, Тактильные геометрические инструменты ( линейки, угольники, транспортиры, циркули ) и т. п.
Предназначены для использования на и дома для закрепления полученных навыков. При обучении детей с высокой степенью потери зрения необходимо иметь наглядные пособия, содержащие тактильные графику и текст. Специальные пособия и письменные принадлежности со шрифтом Брайля
Брайлевские дисплеи Брайлевские дисплеи ( тактильные дисплеи, дисплей Брайля ) переводят текстовую и служебную информацию и отображают ее в виде шеститочечных символов азбуки Брайля.
Брайлевские дисплеи Дополнительные клавиши для ввода брайлевских символов позволяют использовать дисплей и в качестве клавиатуры
Печатные машинки рельефно - точечным шрифтом Брайля Для оптимизации процесса письма рекомендуется использовать печатную машинку по Брайлю. Навыки письма на машинке дают возможность перейти к работе на компьютере с брайлевским дисплеем и на брайлевским принтером.
Принтеры для печати рельефно - точечным шрифтом Брайля Устройства вывода текстовой информации в символах азбуки Брайля Бесшумны и просты в использовании Печатают тексты из любого текстового редактора Печатают не только текст, но и тактильную графику
Читающие машины Автономное устройство для чтения любых плоскопечатных текстов с помощью синтеза речи Компактно расположенные управляющие кнопки имеют большой размер, контурные рисунки и снабжены тактильной маркировкой и тональными сигналами. Возможность изменять голос, громкость и скорость речи
Оборудование для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата
Адаптивная образовательная среда Создание безбарьерного доступа в учреждении образования в целом Создание доступного развивающего пространства в классе Создание условий для физического развития и воспитания как обязательной части учебно - воспитательного процесса детей с нарушениями ОДА Организация подвоза детей с нарушениями ОДА в организацию образования и домой
Безбарьерный доступ Широкие двери Автоматические открыватели Поручни Противоскользящие покрытия Стационарные и мобильные пандусы Лифты Мобильные и стационарные лестничные подъемники
Многофункциональные стулья, парты Стулья снабжены приспособлениями, которые поддерживают тело, позволяют сидеть в правильной позе и хорошо контролировать положение туловища, НО не мешают ребенку учиться сидеть самостоятельно Парту можно использовать в комплекте со стулом, инвалидной коляской и даже стоя
Информационные коммуникационные технологии Увеличенные клавиатуры Уменьшенные клавиатуры Магнитные клавиатуры Клавиатуры с накладкой и высококонтрастным шрифтом Джойстики Трекболы Мышки клавишного типа
Информационные коммуникационные технологии Функции тонкой настройки и программирования : световой и звуковой сигнал управление одним пальцем контроль многократных нажатий фиксация клавиш запоминание часто используемых текстовых шаблонов и т. п.
Оснащение зала лечебной физкультуры ( ЛФК ) Создание условий для физического развития и воспитания является обязательной частью учебно - воспитательного процесса детей с нарушениями ОДА. Применяются : активно - пассивные механотерапевтические тренажеры приспособления для отработки навыка ходьбы, тренировки вестибулярного аппарата и др.
Развивающая среда
Сенсорная комната Сенсорная комната – организованная особым образом окружающая среда, наполненная различного рода стимуляторами, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы.
Полифункциональные модули и конструкторы Материал для оборудования игровых комнат и физкультурных залов, декораций к спектаклям и сюжетно - ролевым играм. Многофункциональность наборов позволяет использовать их в спортивной, игровой и конструктивной деятельности детей.
Физкультурное оборудование Модульные комплексы, детские маты, чуда лестницы, гимнастические палки, игровые обручи, игровые наборы и другое оборудование можно использовать как в индивидуальной работе с ребёнком ( для отработки каких - либо двигательных умении ), так и в работе с группой для проведения эстафет и спортивных занятий.
Азбуки безопасности жизнедеятельности Обучающие напольные и настольные игры способствуют расширению у детей представлений об окружающем мире, развитию внимания, памяти и самоконтроля
Дидактические игры и оборудование Хорошо походят для подвижных игр и упражнений, соревнований или в свободной игре и позволяют внести разнообразие в занятия и создать положительный эмоциональный настрой. Полезны для развития у детей ловкости, внимания, координации движений, памяти, внимания.
Тактильные модули Позволяют освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учат различать свойства предметов и улучшают зрительно - моторную координацию.
Сухие бассейны Разнообразные по формам и размерам бассейны с мягкими стенками понравятся детям любого возраста. Массирующее воздействие шариков способствует развитию у детей тактильной чувствительности, яркие цвета стимулируют зрительное восприятие.
Специальные технические средства Необходимость организации детям с ограниченными возможностями физического доступа в школу, а также обеспечение образовательного и коррекционно - развивающего процесса специальными вспомогательными и техническими средствами является одним важнейших условий для получения качественного образования в условиях инклюзивной школы.
Центр САТР ул. Байзакова, 273 « в », г. Алматы, Республика Казахстан Тел.: 8 (727) , , Факс : 8 (727) , Веб - сайт : Спасибо за внимание !