Управление внедрением ФГОС дошкольного образования в ДОО Майер А.А., доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ
План 1. Законодательные новеллы 1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации 1.2. Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования 1.3. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) дошкольной организации 2. Содержание дошкольного образования и проектирование педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования 2.1. Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения 2.2. Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования 2.3. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Дошкольное образование новый уровень общего образования. – "Дорожная карта" для дошкольного образования. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и дошкольное образование
Дошкольное образование «Дорожная карта»
Дошкольное образование «Дорожная карта»
Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования «Дорожная карта»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)
коллизии Формально педагог - дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.
Обобщенные трудовые функции Пед деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного …. образования Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность
функция Трудовые действия дошкольника Общепедагогическая функция. Обучение 10/2 Воспитательная деятельность 11/8 Развивающая деятельность 11/7
Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации
Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем
Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ) Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ)
Развитие профессионально значимых компетенций Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе Создание позитивного психологического климата в группе Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация конструктивного взаимодействия детей Организация конструктивного взаимодействия детей Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования
Необходимые умения Организовывать виды деятельности Организовывать виды деятельности Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста
Необходимые знания С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Современные тенденции развития дошкольного образования
Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики
Приказ Минобрнауки России от N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России N 33335)
Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения
Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Примерные программы рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы
и/или? Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования
Рождение программы реестрв течение 5 рабочих дней операторув течение 10 рабочих дней протокол в Мин ОбриНв течение 5 рабочих дней Одобрить/отклонить/доработать заседание советав течение 30 рабочих дней / экспертымесячный срок советВ течение 7 дней / и на сайт fgosreestr.ru разработчики
Образовательная программа Заключение по результатам профессиональной экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного уровня образования
Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Термины: Образовательная программа Основная образовательная программа Основная общеобразовательная программа Примерная основная образовательная (общеобразовательная) программа
Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.
Стратегия внедрения ФГОС/ перехода ДОО на ФГОС Целеполагание (цель) Целедостижение (содержание и технологии) Целеизмерение (целевые ориентиры, педагогическая диагностика) Проблема: отсутствие цели вариативность средств неопределенность результата
Тактика Ставим цель Реализуем задачи …измеряем условия (обеспечения реализации требований ФГОС)
Инструментальность как типическое свойство методической системы комплекта «Предшкола нового поколения» Академкнига/Учебник
Целевая инструментальность ПНП обеспечивает развитие: необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; умений общаться со сверстниками и взрослыми; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире.
Содержательная инструментальность комплекта 1)согласование содержания нескольких изучаемых областей знаний, что обеспечивает «сквозные» линии в содержании повторений, пропедевтики; 2)Интеграция в логике единого сюжета, со-бытия
Технологическая инструментальность комплекта 1)специальная работа внутри учебного пособия, рабочей тетради, обращение к словарю, который расположен в учебном пособии; 2)Медиа-сопровождение (анимация, электронные средства, интерактивность)
Сопровождение и методическое обеспечение 1)максимальное размещение методического аппарата в учебном пособии, рассчитанного на индивидуальное и групповое выполнение заданий. 2)Включение семьи и разработка методических средств для совместной работы родителей с детьми 3)Дистанционное сопровождение педагогов предшкольной подготовки
Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования
При разработке ООП используются следующие документы: -ФГОС -- Примерная ОП ДО (сайт ФИРО) - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Порядок организации и осуществления….. - Сан ПиН - региональные (муниципальные) программы развития системы образования
Должны быть (что есть) Положение о реализации ФГОСа дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России от N
Базовая часть Часть участников ОП / ОВЗ описание материально-технического обеспечения Программы цели, задачи принципы традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня планируемые результаты освоения программы особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик особенности организации развивающей предметно-пространственной среды описание образовательной деятельности особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
Базов ая часть Часть участников ОП \ ОВЗ подходы к формированию Программы распорядок и /или режим дня значимые для разработки и реализации Программы характеристики методическое обеспечение средствами обучения и воспитания описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей способы и направления поддержки детской инициативы
описание материально-технического обеспечения Программы 2129 цели, задачи 110 принципы 2781 традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня 15 планируемые результаты освоения программы 5 особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 9 особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 16 описание образовательной деятельности 6 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 11 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 7 подходы к формированию Программы 3 распорядок и /или режим дня 14 значимые для разработки и реализации Программы характеристики 4 методическое обеспечение средствами обучения и воспитания 13 описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 8 способы и направления поддержки детской инициативы 10
Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации
Структура образовательной деятельности Компетенция педагога содержание образования личность ребенка могуопыт осуществления известных способов деятельности действенно- практическая получаюзнаниякогнитивная хочуэмоционально- ценностное отношение аффективно- волевая делаюопыт творческой деятельности рефлексивно- творческая
ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Парадигма Трех З Парадигма Трех П Понял то, что запомнил Запомнил то, что понял Сдать, чтобы забыть Понять, чтобы сомневаться Забыть, чтобы запоминать снова Принять то, в чем сомневаешься
РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ Содержание образовательной деятельности
технологии опека присмотр консультирован ие научение упражнение обеспечениепомощь терапия медиация обучение тренинг поддержка сопровождение модерация тьюторство учение самообразовани е фасилитациякоучинг человеко- образование
РЕЗУЛЬТАТ
Экспертная карта (продукт стандарта качества) управлениесистемаконтрольмониторингкоррекция Норм-прав. база Закон Об образовани и ФГОССан ПиНПорядок организац ии и осуществл ения… Условия КадрыМат-тех база, финансиров ание Психолого- пед условия Орг-метод условия Структураполнотасвязьлогикаумк процесскомплексинтеграцияадекватност ь средств гибкость результатудовлетвор енность продуктрешение задач сверхэффе кты
Конструирование и презентация ОП I. Целевой (1. Цель, 2. Задачи, 3. Подходы, 4. Планируемые результаты) II. Содержательный (1. Модульный принцип организации направлений развития, 2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей), 3. Взаимодействие с семьями) III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Целевой 1. Цель ФГОСОП развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей
2. Задачи ФГОСОП 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования различных уровней 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6) формирование общей культуры личности детей
3. Подходы к построению ОП Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно- ориентированный Целедостижение: личностно- деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный
4. Планируемые результаты Модель личности и деятельности выпускника (с опорой на целевые ориентиры)
Содержательный 1. Модульный принцип организации направлений развития ФГОС ОП РП Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие
2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей) ОД педагога ОД педагога с детьми Виды деятельности ребенка
3. Взаимодействие с семьями обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы
Логика интеграции специалистов Общепрограммная цель и задачи Цели и задачи специалиста в рамках общепрограммных Реализуемое содержание Конкретизация содержания в рамках своей деятельности Результативный/ оценочный блок Предполагаемое участие в мониторинге
Интеграция специалистов
Система планов
Общий план (тематический)
План занятий интегрированных (по организации: времени и месту проведения)