Управление внедрением ФГОС дошкольного образования в ДОО Майер А.А., доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного.
Advertisements

"Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего.
Алексей Майер Доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образованияя МГОГИ Совместно с порталом для профессионалов дошкольного.
Нормативно-правовые документы ФЗ «Об образовании в РФ» от СанПин (постановление от ) Приказ Минобрнауки России.
ООП ДО Нормативно- правовая база ФГОС ДО «Своя игра»
Меньшикова О.А., ст.н.с. ОЭП ИРО ПК. Ключевые понятия Педагогическая компетенция Педагогическая компетентность.
Технология проектирования индивидуального образовательного маршрута воспитанников ДОО Казарцева С. А., старший воспитатель МКОУ «Прогимназия 1» Ноябрь.
Нормативное обоснование образовательных программ.
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г. Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
РОДИТЕЛЯМ О ВВЕДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МАДОУ ЦРР- детский сад «Сибирячок» г.п. Лянтор.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ( Минобрнауки.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного.
ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ДОШКОЛЬНОЕ ДЕТСТВО: ДОСТУПНОСТЬ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СТАНДАРТИЗАЦИИ» «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ.
Основы положений ФГОС Дошкольного образования «Брейн-ринг» Поборская Е.А. Старший воспитатель.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Методист ИДК управления образования администрации городского округа г.Выкса.
ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ Развивающая предметно-пространственная среда Презентацию подготовили: Воспитатель первой.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Транксрипт:

Управление внедрением ФГОС дошкольного образования в ДОО Майер А.А., доктор пед.наук, профессор кафедры педагогики начального и дошкольного образования МГОГИ

План 1. Законодательные новеллы 1.1. Федеральный закон «Об образовании в РФ» о статусе дошкольного образования в системе непрерывного образования Российской Федерации 1.2. Обеспечение качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС дошкольного образования 1.3. Профессиональный стандарт педагога (воспитателя) дошкольной организации 2. Содержание дошкольного образования и проектирование педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования 2.1. Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения 2.2. Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования 2.3. Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации

Дошкольное образование новый уровень общего образования. – "Дорожная карта" для дошкольного образования. Новый закон «Об образовании в Российской Федерации» и дошкольное образование

Дошкольное образование «Дорожная карта»

Дошкольное образование «Дорожная карта»

Показатели повышения эффективности и качества услуг в сфере дошкольного образования «Дорожная карта»

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)

коллизии Формально педагог - дошкольник не попадает под категорию «учитель», но принятый Закон «Об образовании РФ» относит дошкольное образование к одному из уровней общего. Кроме того в новом законе, наряду с такой функцией, как уход и присмотр за ребенком, за дошкольными организациями закрепляются обязанность осуществлять образовательную деятельность, выделяемую в отдельную услугу. Отсюда возникает необходимость единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и общего образования и учителя.

Обобщенные трудовые функции Пед деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного …. образования Общепедагогическая функция. Обучение Воспитательная деятельность Развивающая деятельность

функция Трудовые действия дошкольника Общепедагогическая функция. Обучение 10/2 Воспитательная деятельность 11/8 Развивающая деятельность 11/7

Обобщенные трудовые функции Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Требования к образованию и обучению Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности), либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации

Особые условия допуска к работе К педагогической деятельности не допускаются лица: лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в разработке основной ОП в в соответствии с ФГОС Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Планирование и реализация образовательной работы в группе детей Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ) Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми (трудности, ОВЗ)

Развитие профессионально значимых компетенций Развитие профессионально значимых компетенций Формирование психологической готовности к школьному обучению Формирование психологической готовности к школьному обучению Создание позитивного психологического климата в группе Создание позитивного психологического климата в группе Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно- исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания возможностей для развития свободной игры детей Организация конструктивного взаимодействия детей Организация конструктивного взаимодействия детей Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования

Необходимые умения Организовывать виды деятельности Организовывать виды деятельности Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Использовать методы и средства анализа психолого- педагогического мониторинга Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно- исследовательской) Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями…использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для … работы с детьми раннего и дошкольного возраста

Необходимые знания С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста С пецифика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Основные психологические подходы: культурно- исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста Современные тенденции развития дошкольного образования Современные тенденции развития дошкольного образования

Другие характеристики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики Соблюдение правовых, нравственных и этических норм, требований профессиональной этики

Приказ Минобрнауки России от N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ" (Зарегистрировано в Минюсте России N 33335)

Характеристика примерной основной образовательной программы дошкольного образования и требований к результатам ее освоения

Примерные основные образовательные программы разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе федеральных государственных образовательных стандартов, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

Примерные программы рекомендуемую учебно-методическую документацию (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющую рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы

и/или? Проекты примерных основных общеобразовательных программ разрабатываются по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации и (или) учебно-методическими объединениями в системе общего образования

Рождение программы реестрв течение 5 рабочих дней операторув течение 10 рабочих дней протокол в Мин ОбриНв течение 5 рабочих дней Одобрить/отклонить/доработать заседание советав течение 30 рабочих дней / экспертымесячный срок советВ течение 7 дней / и на сайт fgosreestr.ru разработчики

Образовательная программа Заключение по результатам профессиональной экспертизы примерной основной образовательной программы дошкольного уровня образования

Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения 2. К компетенции образовательного учреждения относятся: 6) разработка и утверждение образовательных программ и учебных планов 7) разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) Термины: Образовательная программа Основная образовательная программа Основная общеобразовательная программа Примерная основная образовательная (общеобразовательная) программа

Статья 55. Права работников образовательных учреждений 4. Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением. Выбор учебников и учебных пособий осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением.

Стратегия внедрения ФГОС/ перехода ДОО на ФГОС Целеполагание (цель) Целедостижение (содержание и технологии) Целеизмерение (целевые ориентиры, педагогическая диагностика) Проблема: отсутствие цели вариативность средств неопределенность результата

Тактика Ставим цель Реализуем задачи …измеряем условия (обеспечения реализации требований ФГОС)

Инструментальность как типическое свойство методической системы комплекта «Предшкола нового поколения» Академкнига/Учебник

Целевая инструментальность ПНП обеспечивает развитие: необходимого уровня двигательных навыков, физической и умственной трудоспособности; познавательных способностей; умений общаться со сверстниками и взрослыми; образного мышления и воображения, словесно-логического мышления; необходимого уровня монологической и диалогической речи; целостных представлений о мире.

Содержательная инструментальность комплекта 1)согласование содержания нескольких изучаемых областей знаний, что обеспечивает «сквозные» линии в содержании повторений, пропедевтики; 2)Интеграция в логике единого сюжета, со-бытия

Технологическая инструментальность комплекта 1)специальная работа внутри учебного пособия, рабочей тетради, обращение к словарю, который расположен в учебном пособии; 2)Медиа-сопровождение (анимация, электронные средства, интерактивность)

Сопровождение и методическое обеспечение 1)максимальное размещение методического аппарата в учебном пособии, рассчитанного на индивидуальное и групповое выполнение заданий. 2)Включение семьи и разработка методических средств для совместной работы родителей с детьми 3)Дистанционное сопровождение педагогов предшкольной подготовки

Особенности проектирования педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования

При разработке ООП используются следующие документы: -ФГОС -- Примерная ОП ДО (сайт ФИРО) - Программа развития образовательного учреждения, Устав, Порядок организации и осуществления….. - Сан ПиН - региональные (муниципальные) программы развития системы образования

Должны быть (что есть) Положение о реализации ФГОСа дошкольного образования (Письмо Минобрнауки России от N

Базовая часть Часть участников ОП / ОВЗ описание материально-технического обеспечения Программы цели, задачи принципы традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня планируемые результаты освоения программы особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик особенности организации развивающей предметно-пространственной среды описание образовательной деятельности особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы

Базов ая часть Часть участников ОП \ ОВЗ подходы к формированию Программы распорядок и /или режим дня значимые для разработки и реализации Программы характеристики методическое обеспечение средствами обучения и воспитания описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей способы и направления поддержки детской инициативы

описание материально-технического обеспечения Программы 2129 цели, задачи 110 принципы 2781 традиционные события, праздники, мероприятия в распорядке/режиме дня 15 планируемые результаты освоения программы 5 особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик 9 особенности организации развивающей предметно- пространственной среды 16 описание образовательной деятельности 6 особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников 11 описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы 7 подходы к формированию Программы 3 распорядок и /или режим дня 14 значимые для разработки и реализации Программы характеристики 4 методическое обеспечение средствами обучения и воспитания 13 описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей 8 способы и направления поддержки детской инициативы 10

Современные подходы к организации образовательного процесса в дошкольной организации

Структура образовательной деятельности Компетенция педагога содержание образования личность ребенка могуопыт осуществления известных способов деятельности действенно- практическая получаюзнаниякогнитивная хочуэмоционально- ценностное отношение аффективно- волевая делаюопыт творческой деятельности рефлексивно- творческая

ПАРАДИГМЫ ОБРАЗОВАНИЯ Парадигма Трех З Парадигма Трех П Понял то, что запомнил Запомнил то, что понял Сдать, чтобы забыть Понять, чтобы сомневаться Забыть, чтобы запоминать снова Принять то, в чем сомневаешься

РАЗВИТИЕ ВОСПИТАНИЕОБУЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ОБЩЕНИЕ Содержание образовательной деятельности

технологии опека присмотр консультирован ие научение упражнение обеспечениепомощь терапия медиация обучение тренинг поддержка сопровождение модерация тьюторство учение самообразовани е фасилитациякоучинг человеко- образование

РЕЗУЛЬТАТ

Экспертная карта (продукт стандарта качества) управлениесистемаконтрольмониторингкоррекция Норм-прав. база Закон Об образовани и ФГОССан ПиНПорядок организац ии и осуществл ения… Условия КадрыМат-тех база, финансиров ание Психолого- пед условия Орг-метод условия Структураполнотасвязьлогикаумк процесскомплексинтеграцияадекватност ь средств гибкость результатудовлетвор енность продуктрешение задач сверхэффе кты

Конструирование и презентация ОП I. Целевой (1. Цель, 2. Задачи, 3. Подходы, 4. Планируемые результаты) II. Содержательный (1. Модульный принцип организации направлений развития, 2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей), 3. Взаимодействие с семьями) III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы

Целевой 1. Цель ФГОСОП развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей

2. Задачи ФГОСОП 1) охрана и укрепление физического и психического здоровья детей 2) обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка 3) обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования различных уровней 4) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями 5) объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс 6) формирование общей культуры личности детей

3. Подходы к построению ОП Целеполагание: аксиологический, акмеологический, антропологический, гуманистический, личностно- ориентированный Целедостижение: личностно- деятельностный, интерактивный, коммуникативный, культурологический Целеизмерение: компетентностный, гуманитарный

4. Планируемые результаты Модель личности и деятельности выпускника (с опорой на целевые ориентиры)

Содержательный 1. Модульный принцип организации направлений развития ФГОС ОП РП Познавательное развитие Социально- коммуникативное развитие Художественно- эстетическое развитие Физическое развитие Речевое развитие

2. Система образовательной деятельности (педагога, педагога и детей, детей) ОД педагога ОД педагога с детьми Виды деятельности ребенка

3. Взаимодействие с семьями обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

III. Организационный (соотношение и содержание частей программы, планирование работы

Логика интеграции специалистов Общепрограммная цель и задачи Цели и задачи специалиста в рамках общепрограммных Реализуемое содержание Конкретизация содержания в рамках своей деятельности Результативный/ оценочный блок Предполагаемое участие в мониторинге

Интеграция специалистов

Система планов

Общий план (тематический)

План занятий интегрированных (по организации: времени и месту проведения)