Развитие сенсомоторной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально- органического генеза
Понятие сенсомоторной интеграции Сенсо - [лат. sensus – чувство, ощущение, восприятие] – составная часть сложных слов, означающая «относящийся к чувству, ощущению, восприятию». [дефектологический словарь, Б.П. Пузанова] Сенсомоторный [сенсо- + motor – действие, движение] – взаимокординация сенсорных и моторных компонентов [Каменская В.Г.]. Интеграция [integration – восстановление - восполнение]- обозначает состояние связности отдельных дифференцированных частей и функций системы организма в целое [Большой энциклопедический словарь] Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как- либо использованы.
СЕНСОМОТОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СЕНСОМОТОРНАЯИНТЕГРАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯБЕССОЗНАТЕЛЬНЫМПРОЦЕССОМ,ПРОИСХОДЯЩИМ В ГОЛОВНОМ МОЗГЕ ОРГАНИЗУЕТИНФОРМАЦИЮ,ПОЛУЧЕННУЮ С ПОМОЩЬЮ ОРГАНОВЧУВСТВ НАДЕЛЯЕТЗНАЧЕНИЕМИСПЫТЫВАЕМЫЕ НАМИ ОЩУЩЕНИЯ ПОЗВОЛЯЕТОСМЫСЛЕННОДЕЙСТВОВАТЬ И РЕАГИРОВАТЬ НА СИТУАЦИЮ ФОРМИРУЕТ БАЗУ ДЛЯ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ОБУЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГОПОВЕДЕНИЯ
Коррекционная работа Развитие умения точно, быстро, верно воспринимать форму, пропорции, пространственное отношение предметов Формирование качественно новых сенсорных процессов и свойств Формирование обобщённых способов обследования вещей (сопоставление их особенностей ) Формирование зрительного, тактильного, двигательного восприятия Развитие фонематического слуха Развитие слухо-моторной, зрительно-моторной, слухо-речеритмической координации Сенсорное воспитание – воспитание умения видеть, слышать, осязать, т.е. воспринимать окружающий мир; формирование чувственного познания.
Цель: выявление уровня развития сенсомоторной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития церебрально- органического генеза. Задачи : Задачи : Составление методики обследования состояния сенсомоторной интеграции; Составление методики обследования состояния сенсомоторной интеграции; Проведение обследования состояния сенсомоторной интеграции; Проведение обследования состояния сенсомоторной интеграции; Анализ полученных результатов. Анализ полученных результатов.
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида 17» города Пскова 17» города Пскова
МЕТОДИКА Блок 1 Реципрокная координация Блок 2 Зрительно-моторная координация Блок 3 Артикуляционный праксис и межсистемные взаимодействия Блок 4 Мелкая моторика
Пример выполнения блока «Зрительно-моторная координация» детьми на этапе обследования состояния сенсомоторной интеграции у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР.
Цель: развитие сенсомоторной интеграции у детей 6-7 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза. Задачи: Выбор методики развития навыков сенсомоторной интеграции; подбор заданий для проведения занятий;Выбор методики развития навыков сенсомоторной интеграции; подбор заданий для проведения занятий; Проведение НОД по развитию сенсомоторной интеграции;Проведение НОД по развитию сенсомоторной интеграции; Анализ полученных результатов.Анализ полученных результатов.
Все движения (общая, тонкая и артикуляционная моторика) выполняются: на 1 этапе – синхронно; на 2 этапе – реципрокно; на 3 этапе – интегрируются во взаимодействие с движениями глаз: согласованные координации;согласованные координации; реципрокные координации.реципрокные координации.
Растяжки Пальчиковую гимнастику Артикуляционные упражнения Глазодвигательные упражнения Перекрёстные (реципрокные) телесные упражнения Механическую гимнастику для рук Разминку
Виды НОД Групповые Подгрупповые Индивидуальные
Выполнение заданий детьми по блокам до и после коррекционно- развивающих НОД.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !