Картоиды и их применение на уроках географии Презентацию подготовила: Борозденкова Елена Николаевна, учитель географии МБОУ-гимназии 1 г. Тулы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проверка домашнего задания 1. Вставьте пропущенные сведения: 1. ……………. – построил первые географические карты. 2. Аристотель - ……………………………………. 3. ……………….
Advertisements

Карта это построенное в картографической проекции, уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, другого небесного тела или внеземного пространства,
Статистические графики Выполнила: Студентка группы АЛ-ДЛЭ-101 Коровченко Юлия.
Учитель географии МОУ Скородумская ООШ Ведерникова Надежда Александровна учебный год.
Методика изучения геометрического материала. Требования Государственной программы образования Геометрический материал (как и алгебраический) не выделяется.
Выполнили ученицы 10б класса Шубенкова Таня и Джимбиева Оксана.
КАРТОГРАФИЧЕСКАЯГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Картографическая генерализация – это отбор и обобщение изображаемых на карте объектов соответственно её назначению,
Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г.. Современные методы географических исследований уч.Кореневский А.Г..
Тема: информационные модели. Графические модели: Примеры графических моделей. Географическая карта Чертеж Схема График.
Ресурсы Дом зад. стр. 8-9 учебника, выучить термины. Практическая работа: анализ карт атласа Учебник стр 8-9 Атлас с Тетрадь –тренажер: с. 4 (1-3)
Карта «язык» географии урок 6 РЕСУРСЫ Учебник с Атлас с.8-13 Тетрадь –тренажер с.5 (12) Практическая работа: формирование приема описания географического.
Методы географических исследований и основные источники географической информации.
Тема: Формирование картографических умений в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену по географии..
1. Статистическая сводка и группировка 2. Статистическое изображение данных 3. Статистические графики 4. Абсолютные и относительные величины.
Тест 4. Мир глазами географа.. 1) Угадай материки по контурам.
Статистический метод- один из основных в географии Кугут Ирина Анатольевна, учитель географии МОУ СОШ 32 « Эврика-развитие » г. Волжский.
Презентацию выполнила : Васильева Вероника Группа : М 13 Методы географических исследований.
Образовательная картография Технология аналитической и проектной работы.
ПОДГОТОВИЛА УЧЕНИЦА 9-В КЛАССА МБОУ-СОШ 4 ФАТЕЕВА МАРИЯ Моделирование как метод познания мира.
Формирование пространственного мышления на уроках географии при выполнении практических работ.
Транксрипт:

Картоиды и их применение на уроках географии Презентацию подготовила: Борозденкова Елена Николаевна, учитель географии МБОУ-гимназии 1 г. Тулы

Географическими картоидами Географическими картоидами (геокартоидами) называются чертежи, изображающие ту или иную реальную или вымышленную территорию упрощённо, без обязательного соблюдения всех правил классической картографии (в том виде, в каком они сложились к середине ХХ в.) – например, без картографической проекции, без масштаба, с «чрезмерным» спрямлением линий, огрублением контуров и т.д. Российский географ Б. Б. Родоман в 1970-х гг. впервые употребил понятие «картоид» для обозначения научных картографических моделей, изредка применявшихся и ранее, и предложил свои правила их составления

Картоид Картоид – пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.

Основные отличия картоидов от классических картографических изображений состоят в следующем: нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропорциям отражаемого на модели пространства; не учитывается классическая система географических координат в виде сетки параллелей и меридианов; вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, идеальные по своей сути явления; игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов; существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задаваемые изначально.

В школе на разных этапах обучения географии, картоиды могут быть использованы по- разному: Для отражения образа территории; Для выявления и объяснения причинно- следственных связей между различными географическими объектами и явлениями; Для типологии географических объектов.

В школе главный принцип применения картоидов – упрощение, т.е. максимальная генерализация изображения территории и огрубление ее контура до простейшей геометрической фигуры, построенной с помощью линейки и циркуля

Применение картоидов на уроках географии В учебнике А.И. Алексеева и В.В. Николиной для 9 класса в разделе «Численность и размещение населения» демонстрируется эквидемическая карта России (фактически картоид), составленная необычным способом На ней экономические районы изображены в виде квадратов, которые отражают не размеры площадей районов, а характеризуют величину численности населения

Некоторые модели-картоиды направлены не на отражение свойств конкретных существующих, а представляют собой идеализируемое геопространство территорий (типологические картоиды ) Применение картоидов на уроках географии Например, в учебнике 10 класса В.П. Максаковского приведена модель территориальной структуры хозяйства абстрактной развивающейся страны

К картоидам можно отнести генерализованную карту плотности населения Австралии Применение картоидов на уроках географии

Применение картоидов на уроках географии в различных классах 7 В 7 классе при знакомстве с материками если важно, чтобы ученик запомнил и осознал положение южных материков по отношению к экватору, то это несложно отразить с помощью трех фигур, «нанизанных» на экватор

Применение картоидов на уроках географии Пример нанесения рек Африки По памяти или даже глядя на обычную карту, школьнику сложно воспроизвести очертания изучаемой территории. Гораздо проще нарисовать геометрическую фигуру, ее напоминающую, и наполнить заданным содержанием. При этом необходимо придерживаться главного правила картоида, а именно – упрощения.

Более сложно применение картоидов в старших классах, когда осваивается районирование, типология. В 8 классе мы знакомимся с природным, в 9 классе – с экономическим районированием России 8 В 8 классе первая задача – создать образ России, акцентировав внимание на главных природных районах Применение картоидов на уроках географии

В 9 классе аналогичным методом выделяются экономические районы. Для характеристики территории подойдет круг Пример узлового районирования в учебнике В.П. Дронова, В.Я. Рома в 9 классе Применение картоидов на уроках географии