Картоиды и их применение на уроках географии Презентацию подготовила: Борозденкова Елена Николаевна, учитель географии МБОУ-гимназии 1 г. Тулы
Географическими картоидами Географическими картоидами (геокартоидами) называются чертежи, изображающие ту или иную реальную или вымышленную территорию упрощённо, без обязательного соблюдения всех правил классической картографии (в том виде, в каком они сложились к середине ХХ в.) – например, без картографической проекции, без масштаба, с «чрезмерным» спрямлением линий, огрублением контуров и т.д. Российский географ Б. Б. Родоман в 1970-х гг. впервые употребил понятие «картоид» для обозначения научных картографических моделей, изредка применявшихся и ранее, и предложил свои правила их составления
Картоид Картоид – пространственная теоретическая модель, применение которой разумно в тех случаях, когда речь идет о генерализированном анализе и отражении масштабных пространственных явлений.
Основные отличия картоидов от классических картографических изображений состоят в следующем: нет масштаба и точного следования физическим территориальным пропорциям отражаемого на модели пространства; не учитывается классическая система географических координат в виде сетки параллелей и меридианов; вводится система условных обозначений генерализированного типа, которые могут не встречаться в физическом пространстве и отражать сложные, идеальные по своей сути явления; игнорируются те элементы реального пространства, которые не важны для теоретического анализа, проводимого с помощью картоидов; существуют строго определенный уровень и стандарт генерализации, задаваемые изначально.
В школе на разных этапах обучения географии, картоиды могут быть использованы по- разному: Для отражения образа территории; Для выявления и объяснения причинно- следственных связей между различными географическими объектами и явлениями; Для типологии географических объектов.
В школе главный принцип применения картоидов – упрощение, т.е. максимальная генерализация изображения территории и огрубление ее контура до простейшей геометрической фигуры, построенной с помощью линейки и циркуля
Применение картоидов на уроках географии В учебнике А.И. Алексеева и В.В. Николиной для 9 класса в разделе «Численность и размещение населения» демонстрируется эквидемическая карта России (фактически картоид), составленная необычным способом На ней экономические районы изображены в виде квадратов, которые отражают не размеры площадей районов, а характеризуют величину численности населения
Некоторые модели-картоиды направлены не на отражение свойств конкретных существующих, а представляют собой идеализируемое геопространство территорий (типологические картоиды ) Применение картоидов на уроках географии Например, в учебнике 10 класса В.П. Максаковского приведена модель территориальной структуры хозяйства абстрактной развивающейся страны
К картоидам можно отнести генерализованную карту плотности населения Австралии Применение картоидов на уроках географии
Применение картоидов на уроках географии в различных классах 7 В 7 классе при знакомстве с материками если важно, чтобы ученик запомнил и осознал положение южных материков по отношению к экватору, то это несложно отразить с помощью трех фигур, «нанизанных» на экватор
Применение картоидов на уроках географии Пример нанесения рек Африки По памяти или даже глядя на обычную карту, школьнику сложно воспроизвести очертания изучаемой территории. Гораздо проще нарисовать геометрическую фигуру, ее напоминающую, и наполнить заданным содержанием. При этом необходимо придерживаться главного правила картоида, а именно – упрощения.
Более сложно применение картоидов в старших классах, когда осваивается районирование, типология. В 8 классе мы знакомимся с природным, в 9 классе – с экономическим районированием России 8 В 8 классе первая задача – создать образ России, акцентировав внимание на главных природных районах Применение картоидов на уроках географии
В 9 классе аналогичным методом выделяются экономические районы. Для характеристики территории подойдет круг Пример узлового районирования в учебнике В.П. Дронова, В.Я. Рома в 9 классе Применение картоидов на уроках географии