Модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения Выполнили: Морозова О.В., Выполнили: Морозова О.В., Газарян Т.П., Газарян Т.П., Галимова Л.А. Галимова Л.А. Блейдер Н.В. Блейдер Н.В.
Актуальность Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, способных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это прежде всего связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения способности нестандартного поведения. Рыночная экономика формирует спрос на энергичных, способных, с высоким интеллектом и высокими творческими способностями молодых людей. Управление развитием детской одаренности в ДОУ является тем рычагом, который нацелен на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей, путем создания всех необходимых условий, для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми. Управление развитием детской одаренности в ДОУ является тем рычагом, который нацелен на активизацию руководящих работников, педагогов, родителей, путем создания всех необходимых условий, для проявления и развития их творческого потенциала в направлении деятельности с одаренными детьми.
Цель: теоретически обосновать, разработать и апробировать модель управления процессом психолого-педагогического сопровождения работы с одаренными детьми внутри дошкольного учреждения. Задачи: - совершенствовать систему выявления и сопровождения одаренных детей; - развивать способности и творческий потенциал одаренных детей, на основе совершенствования традиционных и внедрения в образовательный процесс педагогических технологий; - обеспечить нормативно-правовое сопровождение проекта; - совершенствовать мотивационную среду ДОУ с целью повышения профессионализма педагогов и развития воспитанников.
Общая стратегия - целенаправленность и системность в работе с одаренными детьми в ДОУ; - система работы педагогического коллектива ДОУ по развитию способностей и дарований дошкольников - является объектом управленческой деятельности администрации учреждения; - реализация всех этапов управленческого цикла в осуществлении управления развитием детской одаренности; - реализация научно обоснованного содержания и методики управленческой деятельности администрации, обеспечивающие успешное развитие одаренности дошкольников.
Содержание деятельности по развитию детской одаренности - работа с педагогами; - работа с воспитанниками; - работа с родителями воспитанников.
Формы работы с одаренными детьми в ДОУ - непосредственно образовательная деятельность; - продуктивная деятельность; - театрализованные праздники; - спортивные праздники.
Внешние связи (формы взаимодействия) - Министерство образования; - Отдел образования; - Администрация (населенного пункта); - Школы; - ДЮСШ; - ДДТ; - ДШИ; - ДК; - ДОУ.
Формы осуществления преемственности: 1. Работа с детьми: - экскурсии в школу; - посещение школьного музея, библиотеки; - знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы; - участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах; - выставки рисунков и поделок; - встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада (ученики начальной и средней школы); - совместные праздники (День знаний, посвящение в первоклассники, выпускной в детском саду и др.) и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников; - участие в театрализованной деятельности; - посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе (занятия с психологом, логопедом, музыкальным руководителем и др. специалистами школы).
2. Взаимодействие педагогов: - совместные педагогические советы (ДОУ и школа); - семинары, мастер- классы; - круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы; - психологические и коммуникативные тренинги для воспитателей и учителей; - проведение диагностики по определению готовности детей к школе; - взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы; - открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе; - педагогические и психологические наблюдения
3. Сотрудничество с родителями: - совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы; - круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»; - родительские конференции, вечера вопросов и ответов; - консультации с педагогами ДОУ и школы; - встречи родителей с будущими учителями; - дни открытых дверей; - творческие мастерские; - анкетирование, тестирование родителей для изучения самочувствия семьи в преддверии школьной жизни ребенка и в период адаптации к школе; - образовательно- игровые тренинги и практикумы для родителей детей преддошкольного возраста, деловые игры, практикумы; - семейные вечера, тематические досуги; - визуальные средства общения (стендовый материал, выставки, почтовый ящик вопросов и ответов и др.); - заседания родительских клубов (занятия для родителей и для детско- родительских пар).
Организация условий для исследовательской деятельности Успешная реализация программы может быть благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой проявятся задатки и способности воспитанников. Для этого в группах для детей должны создаваться: Успешная реализация программы может быть благоприятной при условии создания оптимальной развивающей среды, а также спокойной, доброжелательной атмосферы, в которой проявятся задатки и способности воспитанников. Для этого в группах для детей должны создаваться: - детские научные мини-лаборатории; - библиотека детской научно-познавательной литературы; - наличие пособий и наглядного материала: различные географические карты, атласы, глобус, микроскоп, магнитофон и многое другое; - специально разработанные маршруты в природу (лес, поле, луг, сад, огород).
Самый простой способ отыскать свои скрытые таланты это обратить внимание на людей чьими способностями вы восхищаетесь. Запомните: человек замечает в людях те качества, которые потенциально живут в нём самом. Если вы заметили чью-то способность, одаренность, можете порадоваться это значит, у вас есть такие же склонности и дары, просто вы пока не позволили себе их проявить. Самый простой способ отыскать свои скрытые таланты это обратить внимание на людей чьими способностями вы восхищаетесь. Запомните: человек замечает в людях те качества, которые потенциально живут в нём самом. Если вы заметили чью-то способность, одаренность, можете порадоваться это значит, у вас есть такие же склонности и дары, просто вы пока не позволили себе их проявить.