Источник: Навигационные системы Наземные системы данного класса отличаются отсутствием общепринятых стандартов и большим разнообразием функций, в зависимости от видов и назначения транспорта. Морские на данный вид навигационных систем существует множество международных стандартов. Авиационные. Мобильные системы, устанавливаемые на транспорте. В их задачи входит: отображение положения объекта на электронной карте, решение навигационных задач (поиск пути), сбор и обработка информации реального времени; Диспетчерские системы, обслуживающие несколько транспортных средств (до тысяч). В их задачи входит: слежение за всеми объектами транспорта, регистрация параметров движения, контроль (например, нахождения в заданном районе, соблюдения расписания и т.п.)
Основные параметры навигационных систем: Количество подвижных объектов, обслуживаемых системой; Дальность действия подсистем связи; Количество электронных карт и их форматов ; Качество отображаемой информации и скорость ее обработки; Диспетчерская система должна обеспечивать надёжность и скорость связи с подвижными объектами; Система должна быть совместима со всеми смежными информационными службами. Главное правило: информация, поступающая с ПО, не должна быть утеряна. Принятая информация должна быть отображена, зафиксирована, или другим образом обработана (например, решена задача безопасности).
Основные задачи судовых НИС:
Основные функции НИС:
Аппаратное обеспечение НИС: Датчики навигационной информации
Пример: конфигурация ЭКНИС Navi-Sailor
Электронно-картографическая система может быть признана ECDIS системой, если входящие в её состав ПО и аппаратура, а также электронные карты соответствуют международным стандартам IMO (ИМО), IHO (Международного Гидрографического Общества), IEC (Международного Электротехнического Комитета). ЭКС (ECS) - система, которая либо не полностью соответствует требованиям ECDIS, либо не прошла процедуру официального подтверждения соответствования. В отличие от ECDIS, ЭКС не могут служить официальной заменой бумажных карт, однако могут помочь судоводителю и повысить безопасность мореплавания.
Данные НИС: Сведения о навигационных и гидрометеорологических условиях; Рекомендации и наставления для плавания; Данные о визуальных, радиотехнических и других СНО; Информацию об установленных путях движения, о видах районов плавания, о системах судовых сообщений и службах движения судов, о мерах по защите морской среды; Сведения о портах; Данные о погоде и ее прогнозы; Корректурные документы, навигационные предупреждения радиослужб; Данные о состоянии судна и его механизмов, об оборудовании, об эксплуатационных и других ограничениях; Сведения о маневренных и мореходных качествах судна; Данные о положении судна и его параметрах движения; Данные о положении и движении других судов в районе плавания; Рекомендации и указания, получаемые от СУДС: Сведения о других факторах: безопасности, эффективности рейса, чистоты окружающей среды.
В обозримом будущем РЛС будет оставаться главным средством обеспечения безопасности судовождения, так как информация ПОЛНОСТЬЮ независима от внешнего по отношению судну оборудования.
Прикладное ПО НИС:
Понятия об электронных картах. Данные электронных карт: пространственные и описательные. Пространственные данные (картографические, графические) представляют положение и форму географических и навигационно- гидрографических объектов, их пространственные связи с другим и объектами. Описательные данные содержат сведения о свойствах, характеристиках объектов, заметки для мореплавателей и т.д. Главным образом это символьная (текстовая) информация или вспомогательные графические изображения: вид навигационных знаков, вид приметных ориентиров, вид входа в бухту с определенного направления и т.д. Электронная карта ЭК - программно-управляемое картографическое изображение.