Шилова Е. А. Великий Новгород Метапредметный подход: Развитие радиантного мышления для формирования целевых установок учебной деятельности
Метапредметный подход: Развитие линейно-радиантного мышления для формирования целевых установок учебной деятельности
Метапредметность Метапредметные результаты образовательной деятельности: Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов
Реализация метапредметного подхода через формирование УУД Регулятивные универсальные учебные действия, направленные на формирование целевых установок учебной деятельности: - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий); - оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений («убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно»); - корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; - анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.
Психические и психологические особенности школьников Реализация метапредметного подхода невозможна без учета психических и психологических особенностей учащихся младшего школьного возраста. Любознательность, эмоциональность, малая дифференцированность восприятия, непроизвольность внимания, наглядно-образная память и воссоздающее воображение диктуют особые требования к методике формирования целевых установок учебной деятельности. Метапредметный подход Формирование УУД
Поиск средства обучения Наглядность Воспроизводимость Динамичность Доступность Что сможет объединить?
Географическая карта Образно-знаковая модель действительности Древнейший инструмент целеполагания и определения зон развития Где я? Как я туда попаду? Где я хочу быть? Линейное мышление
Где я? Как я туда попаду? Где я хочу быть? Сейчас я умею… Лучше всего я умею… Я хочу это уметь, чтобы… Для достижения цели мне понадобится… Я смогу научиться… Я готов … Мне важно это уметь, потому что… Каждая точка пути многомерна
Тони Бьюзен психолог человек, который большую часть своего времени отдает людям с пониженными способностями к учебе обладатель наибольшего в мире уровня «коэффициента творческого мышления»
Диаграмма связей известная также как интеллект-карта, карта мыслей, ментальная карта или ассоциативная карта диаграмма связей реализуется в виде древовидной схемы, на которой изображены слова, идеи, задачи или другие понятия, связанные ветвями, отходящими от центрального понятия или идеи в основе этой техники лежит принцип «радиантного мышления», относящийся к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект Подобный способ записи позволяет диаграмме связей неограниченно расти и дополняться. Диаграммы связей используются для создания, визуализации, структуризации и классификации информации
Создание диаграммы связей Сам автор методики, Тони Бьюзен, выделяет несколько законов создания диаграммы связей Законы содержания и оформления Используйте эмфазу Всегда используйте центральный образ Как можно чаще используйте графические образы Для центрального образа используйте три и более цветов Чаще придавайте изображению объем, а также используйте выпуклые буквы Пользуйтесь синестезией (комбинированием всех видов эмоционально- чувственного восприятия) Варьируйте размеры букв, толщину линий и масштаб графики Стремитесь к оптимальному размещению элементов
Законы содержания и оформления Ассоциируйте Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами интеллект-карты. Используйте цвета. Используйте кодирование информации. Стремитесь к ясности в выражении мыслей Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию. Используйте печатные буквы. Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями. Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова. Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом. Делайте главные линии плавными и более жирными. Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий. Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными. Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт». Старайтесь располагать слова горизонтально. Вырабатывайте собственный стиль.
Помимо законов оформления, принято выделять законы структуры диаграммы связей Законы структуры Соблюдайте иерархию мыслей Используйте номерную последовательность в изложении мыслей Придерживаться этих законов особенно просто, если использовать специальные программы для создания интеллект карт. С ними можно ознакомиться и скачать на сайте
Условия комбинирования Первый этап: линейный анализ Необходимо определить цель учебной деятельности – это конечная точка маршрута Затем необходимо определить текущее состояние учебной деятельности - это начальная точка маршрута Самый сложный шаг данного этапа – определить, какой путь позволит достичь цели – промежуточная точка маршрута
Второй этап: радиантный анализ Каждая точка маршрута разбивается на составляющие элементы, имеющие эмоциональную или практическую значимость Для учащихся начальной школы количество подсистем не должно превышать одну Подсистема промежуточной точки может уточняться и дополняться в течение работы с диаграммой связи Третий этап: следование по маршруту На протяжении пути к цели учащийся отмечает пройденные точки маршрута, вносит коррективы в цель, если необходимо
Практическое применение Данный способ я использовала в начальной школе в третьих классах. К этому возрасту учащиеся, как правило, в состоянии определить желаемые цели обучения и сформулировать их самостоятельно На следующем слайде представлена линейно-радиантная карта одного из учащихся, где целью учебной деятельности было научиться выразительно и красиво читать на английском языке При анализе текущей ситуации учащийся отметил негативную эмоциональную составляющую, мешающую правильному чтению Проложенный учащимся маршрут позволил в достаточно сжатые сроки (третья и четвертая четверть) достичь поставленной цели
Спасибо за внимание!