Наука и образование втор.пол.19 века Гаража НВ
Образование Основной формой обучения низших слоев населения продолжали оставаться школы грамоты,обучение в которых вели в основном священники. Новым явлением стало зарождение общеобразовательных школ. Начала формироваться система закрытых заведений для дворянских детей.Создание этих учебных заведений превращало качественное образование в одну из привилегий дворянства.
Образование Появились первые профессионально- художественные училища.Центром художественного обучения и воспитания стала созданная в 1757 г.Академия художеств. В 1755 г. Был открыт Московский университет.
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
Указ об учреждении Московского Университета Для подготовки будущих студентов учредили две гимназии – одну для дворян, другую – «для разночинцев, кроме крепостных людей». Каждая гимназия делилась на четыре школы из трех классов: российскую, латинскую, «первых оснований наук» (здесь преподавали математику, географию и философию) и «знатнейших европейских языков». Позже был открыт еще и Благородный пансион, в котором учились многие деятели русской культуры – В.А. Жуковский, В.Ф. Одоевский, А.С. Грибоедов, Ф.И. Тютчев, М.Ю. Лермонтов. Крепостным, по мысли устроителей, доступ в университет надо было закрыть, потому что они, «через учение познав цену вольности, восчувствуют более свое униженное состояние». По проекту М.В. Ломоносова Московский университет должен был решать несколько задач: распространять знания и просвещение в России; готовить будущих ученых, учителей, врачей; поставлять правительству грамотных чиновников для разраставшегося государственного аппарата. Обучение шло на трех факультетах – философском, юридическом и медицинском. Университет имел также хорошую библиотеку, минералогический и естественноисторический кабинеты, лаборатории, анатомический театр, астрономическую обсерваторию и т.д. Большим завоеванием профессуры и студенчества университета было разрешение читать лекции по философии и словесным наукам на русском языке, а не по-латыни, «ибо нет такой мысли, кою бы по-российски изъяснить было невозможно».
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов. Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Образование Здание Академии художеств в Петербурге. С открытием Московского университета при нем открылась 1- общеобразовательная школа.Для детей дворян открывались закрытые учебные заведения-Сухопутный и морской шляхетские корпуса,Пажеский корпус,Смольный институт благородных девиц.Появились закрытые учебные заведения для детей купцов. В 1757 г.была открыта Академия художеств,затем возникли танцевальная и балетная школы.
Развитие науки Научным центром являлась Академия наук,созданная в 1725 г. В ее составе действовали обсерватории,музеи,библиотека,типография, ботанический сад. Здесь работали выдающиеся ученые- математик Эйлер,историк Миллер,ученый- энциклопедист М В Ломоносов
Мартын Ильич Шеин- Издал в 1744 первый русский анатомический атлас. В Москве был основан ботанический сад-1756 г. В Москве и Петербурге были открыты медико-хирургические академии.
География Получены материалы многих экспедиций,которые позволили издать в 1745 г. Первый «Атлас Российской империи».
Геология Накоплены богатые материалы о размещении месторождений угля,руд,нефти,минералов и горных пород. Появились первые геологические карты различных регионов.
Леонард Эйлер В стране было создано около 70 обсерваторий. Вместе с Ломоносовым утверждали,что Вселенная бесконечна в пространстве и времени,в ней множество миров. Венера окружена астмосферой.
Даниил Бернулли В области физики вместе с Ломоносовым создали кинетическую теорию газов.
Г.Рихман Вместе с Ломоносовым изучали электрические заряды грозы,в ходе опытов Рихман погиб от удара молнии,но были сделаны первые шаги в создании электроизмерительной техники.
Витус Беринг Совершил путешествие к самой северо- восточной точке России и подтвердил наличие пролива между Россией и Америкой,который был назван его именем.Его Камчатская экспедиция внесла большой вкдад в изучение Дальнего Востока.
В гг.2-я камчатская экспедиция исследовала Аляску,открыла ряд Алеутских о-в,разделила Сибирь на Западную и Восточную,как особые районы. В 1756 г.ее участник,Степан Крашенинников, опублико- вал 2-томное «Описание земли Камчатки». В гг.были исследованы различные районы Рос- сии.Итоги этих экспедиций привели к учреждению в 1793 г. специального Географического депертамента.
М В Ломоносов М.В.Ломоносов родился в семье архангельского помора.Мальчик помогал отцу в рыбном промысле.Он изучил «Математику»Магницкого» и «Грамматику» Смотрицкого.В 1730 г.Ло- моносов поступил в Славяно-греко- латинскую академию в Москве.Как луч- ший ученик он продолжил обучение в Германии и в 1745 г. стал Академиком химии.Круг его интересов охватывал физику,астрономию, геологию,механи- ку и др.
Михаил Ломоносов Огромные заслуги Ломоносова в разных направлениях научных изысканий: Химия-закон сохранения массы вещества при химических реакциях,атомно-малекулярная теория.
Заслуги Ломоносова: В таких областях как астрономия,геология,физика. В области филологии-реформа стихосложения. В области истории-антинормандская теория. Ломоносов создал первую в мире действующую модель вертолета.
История. Василий Николаевич Татищев «История Российская» была первым опытом научного освещения истории нашей страны.
1783 г-открытие Российской академии-научный центр для изучения русского языка и литературы. С ее помощью произошло утверждение нового литературного языка.(Писать,как говорят,и говорить,как пишут) Первым президентом Российской академии стала Екатерина Романовна Дашкова.
18 век стал временем прорыва в научно-технической мысли. Андрей Константинович Мартов построил первый токарный станок с суппртом и скорострельную батарею из 44 мортир.
Братья Моторины В 1735 г. Был отлит самый большой в мире Царь-колокол.
Родион Глинков построил в 1760 г. Гребнечесальную машину,заменив труд 30 человек.
Иван Кулибин Настоящим самородком был И.П.Кулибин.Он усовершенствовал шлифовку стекол для оптических приборов,разработал и построил макет уникального одноарочного моста через Неву длиной 298 м,изобрел прожектор,семафорный телеграф, водоход, «самобеглую коляску», уникальные часы и лифт для Зимнего дворца.
Иван Ползунов-создатель паровой машины И.И. Ползунов в 1763 г. раз- работал паровой двигатель непрерывного действия, а в 1765 г.применил его на одном из уральских заводов. К.Д.Фролов в 70- е гг.сконструировал уникальный водный насос.
Развитие общественной мысли Русские просветители 18 века: Николай Иванович Новиков Алексей Николаевич Радищев Михаил Щербатов
Новиков Издатель журналов «Трутень» и «Живописец»,в которых он средствами сатиры бичевал пороки крепостничества. Просидел в тюрьме 15 лет,выпущен при Павле.
Радищев-автор «Путешествия из Петербурга в Москву» Радищев первым в России выступил не только против крепостного права,но и против самодержавия. Приговорен к смертной казни,которую заменили пожизненным заключением.Выпущен при Павле,но из-за слежки покончил жизнь самоубийством.
Щербатов Был придворным историком. Екатерину назвал развратной императрицей развратного государства.Критиковал за роскошь,призывал к сдерженности. Понимал,что реформы Петра проведены силой,но если ее не прменять,то на реформы ушло лет 200. Отличался от других тем,что его мысли записывались,но клал их «в стол»,прямых доказательств не было.