Государственное автономное образовательное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого - педагогической и медико - социальной помощи, « Центр диагностики и консультирования детей и подростков » Организация деятельности дошкольной ПМПК (Приказ Министерства образования Калининградской области от г. 1227/1 «О психолого- медико-педагогических комиссиях, действующих на территории Калининградской области»).
Обследование ребенка на ПМПК 2 Цель обследования – своевременное выявление детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико- педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Функции ПМПК Экспертно - диагностическая Консультативная Функция сопровождения Аналитическая Информационно - просветительская Организационно - методическая 3
Основные направления деятельности дошкольной ПМПК а ) проведение обследования детей в возрасте от 0 до 8 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и ( или ) психическом развитии и ( или ) отклонений в поведении детей ; б ) подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого - медико - педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, подтверждение, уточнение или изменение ранее данных комиссией рекомендаций ; в ) оказание консультативной помощи родителям ( законным представителям ) детей, работникам образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ и ( или ) девиантным ( общественно - опасным ) поведением ; г ) оказание федеральным учреждениям медико - социальной экспертизы содействия в разработке индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида ; д ) осуществление учета данных о детях с ОВЗ и ( или ) девиантным поведением ; е ) участие в организации информационно - просветительской работы с населением в области предупреждения и коррекции недостатков в физическом и ( или ) психическом развитии и ( или ) отклонений в поведении детей. 4
Состав ПМПК Учитель - дефектолог Учитель - логопед Педагог - психолог Невропатолог Могут привлекаться другие специалисты - консультанты : Сурдопедагог Тифлопедагог Сурдолог, офтальмолог, ортопед и др. 5
о 6 Обращение в ПМПК ИНИЦИАТОР ОБРАЩЕНИЯ Родители (законные представители) Центры социальной защиты, бюро МСЭ Образовательные учреждения разных видов Иные организации Лечебно- профилактические учр-я, в т.ч. дома ребенка
Показания к направлению детей на ПМПК 7 Отклонения в развитии (или предположение об их наличии), которые препятствуют (могут препятствовать) пребыванию, адаптации и образованию (обучению, воспитанию) детей и подростков от 0 до 8 лет в учреждениях системы образования, в семье, в социуме и требуют создания специальных условий для развития и образования ребенка.
Документы, необходимые для прохождения ПМПК Обследование детей на дошкольной ПМПК осуществляется в присутствии родителей ( законных представителей ). Для проведения обследования ребенка на ПМПК его родители ( законные представители ) предъявляют документ, удостоверяющий их личность, документы, подтверждающие полномочия по представлению интересов ребенка, а также представляют следующие документы : копия свидетельства о рождении ребенка ( предоставляется с предъявлением оригинала или заверенной в установленном порядке копии ); копия постановления об установлении ( назначении ) опеки над несовершеннолетним ( в случае, если ребенок находится под опекой ); заключение врача - офтальмолога ; заключение врача - отоларинголога ; заключение врача - невролога. 8
Документы, необходимые для прохождения ПМПК Для определения профильности группы компенсирующей, комбинированной направленности необходимо предоставить на отдельном бланке : заключение врача - ортопеда ( для оформления в группу для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата ); заключение врача - офтальмолога ( для оформления в группу для детей с нарушениями зрения ); заключение врача - сурдолога и аудиограмма ( для оформления в группу для детей с нарушениями слуха ); заключение логопеда ( для оформления в группу для детей с речевыми нарушениями ); заключение врача - психиатра ( для оформления в группу для детей с задержкой психического развития, интеллектуальными нарушениями ). педагогическую характеристику, заверенную руководителем образовательной организации ( если ребенок посещал дошкольную организацию ); при наличии инвалидности - справку МСЭ ( оригинал и копия ); при повторном обследовании на ПМПК – предъявление предыдущего протокола, педагогической, психологической и логопедической характеристик, заверенных подписью руководителя и печатью образовательной организации ; 2 рисунка и другие результаты самостоятельной продуктивной деятельности. 9
Примерная схема педагогической характеристики на ребенка, направляемого на ПМПК 1. Сведения о ребенке : Ф. И. О. Дата рождения. Домашний адрес. Полное название дошкольного учреждения, которое в настоящее время посещает ребенок ( ДОУ, вид группы, район ). С какого возраста посещает ДОУ. В какой группе и по какой программе обучается в настоящее время. Статус ребенка ( наличие инвалидности ). 2. Цель обращения на ПМПК ( трудности в усвоении образовательной программы ДОУ, другое ). 3. Сведения о семье : состав семьи ; родной язык в семье ребенка. 4. Затруднения, возникающие у ребенка при усвоении программного материала ( чем, по мнению педагогов, они вызваны ). При повторной ПМПК показать динамику развития ребенка или ее отсутствие.* 5. Отношение к занятиям. 6. Особенности личности и взаимоотношений со сверстниками и педагогами. * психологическая характеристика должна содержать описание личностных особенностей, эмоционально - волевой сферы. Педагогическая характеристика должна отражать оценку сформированности ЗУН в соответствии с возрастными нормами развития и успешность ( неуспешность ) обучения. Логопедическая характеристика должна отражать прогноз дальнейшего речевого развития. 10
Обследование ребенка на ПМПК 11 Диагностика заболеваний и их лечение находятся в компетенции учреждений здравоохранения, не являются функцией ПМПК. Если в «команде» ПМПК возникли сомнения в полноте или правильности диагностики заболевания и лечения, ребенок с обоснованием сомнений направляется в систему здравоохранения. В данном случае ПМПК является адвокатом и защитником интересов ребенка.
Психологическое обследование ( педагог – психолог ) Особенности интеллектуально й деятельности ребенка. Особенности психосоциального развития ребенка. Особенности эмоционально - волевой сферы. Педагогическое обследование ( учитель - дефектолог ) Оценка сформированности ЗУН в соответствии с уровнем обучения. Оценка адекватности предшествующих условий обучения и воспитания ребенка. Оценка ЗБР в обучении и социализации. Определение оптимальных педагогических условий дальнейшего образования и развития. Педагогическое обследование ( учитель - логопед ) Квалификация структуры и формы речевого дефекта, первичности / вторичности речевой патологии. Прогноз дальнейшего речевого развития и успешности обучения, развития ребенка в целом. Определение профиля дальнейшего обучения. 12
Медицинское участие 13 Выводы о соматическом, психическом, неврологическом статусе (на основании сведений, полученных при анализе медицинских документов, наблюдений за ребенком в процессе обследования). Прогноз дальнейшего развития ребенка с учетом его состояния здоровья. Рекомендации по дополнительному обследованию ребенка в других системах здравоохранения. При наличии показаний врачи ПМПК рекомендуют наблюдение, проведение лечебных мероприятий по месту жительства ребенка.
Коллегиальное заключение ПМПК На основании данных индивидуального обследования ребенка на ПМПК составляется заключение о характере отклонений в его развитии и принимается коллегиальное решение о специальной ( коррекционной ) программе обучения и воспитания с учетом его психических, физических и индивидуальных возможностей и особенностей. Рекомендации по психолого - медико - педагогическому сопровождению ребенка могут включать в себя занятия с дефектологом по развитию познавательной деятельности, занятия с психологом по коррекции эмоционально - волевой сферы, развитию коммуникативных навыков, занятия с логопедом по развитию речи, медицинское сопровождение. Родителям ( лицам, их заменяющим ) выдается протокол с рекомендациями по обучению ребенка с ОВЗ, что является основанием для направления ребенка в органы Министерства образования и органы Министерства труда и социального развития для обучения в специальном ( коррекционном ) образовательное учреждение при согласии родителей ( лиц, их заменяющих ). Отслеживание динамики развития ребенка, уточнение программы обучения происходит на повторной ПМПК. При этом обязательны к представлению характеристики педагогов, осуществляющих психолого - педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, заключения врачей. 14