Анализ методик устранения заикания у детей
Способ коррекции заикания на основе синхронизации речи с движениями пальцев ведущей руки Характеристика: Адаптирована для работы с детьми дошкольного возраста (5-6 лет) Л.З. Арутюнян
Центральное нарушение при заикании – «ТРИАДА» речевые судороги чувство постоянной тревоги в связи с актом речи желание скрыть дефект; навязчивые мысли
Причина возникновения судорог нарушение внутренней синхронизации естественного речевого цикла. !!! Применение какого-либо внешнего синхронизатора позволяет преодолеть данный дефект.
Способ коррекции Синхронизация речи с движениями пальцев ведущей руки, диктующих ритмикоинтонационный рисунок фразы. «…движение пальцев руки не сопровождают речь, а как бы ведут за собой». -Способ универсальный, может успешно использован при лечении как невротической, так и неврозоподобной форм заикания. психотерапевтический эффект позволяет восполнить физиологический дефицит
ОЧЕНЬ ВАЖНО!!! …для успешного начала лечения - воздействие на «психологический фундамент» (желание излечиться).
Задачи: 1. Устранение судорог, навязчивых мыслей, речевых страхов. 2. Фиксировать и развивать полученные изменения, вырабатывая в противовес прежнему такое состояние, когда включение в речь успокаивает («рефлекс спокойствия»). 3. Тренировка: включения голоса, произнесение звука, слога, слова, синтагмы в состоянии аутогенного погружения; связь покоя с индифферентным сигналом любой модальности (звук, свет…) 4. Работа над интонацией повышение самооценки
Методика позволяет в процессе информации речи выйти на коррекцию личности заикающихся устраняется невротическая составляющая. Методика рассчитана на значительное увеличение психической активности пациента.
«Системный подход» - «…речь, как целостный процесс». - Одновременное воздействие на различные стороны речевой системы.
Сроки осуществления 1 год – диспансерный учет в речевом центре; первые 3 неделим – интенсивный курс коррекции заикания в амбулаторных условиях; (группа- 7-9 чел.) практически нормализованная речь, замедленный темп; индивидуальный темп. Естественное общение – главный этап коррекции.
I Этап (5 дней) Цель: сформировать у заикающихся навык свободного звукоизвлечения и правильного слогопроизношения. Задачи: сформированный навык связать с состоянием мышечной релаксации, спокойствием; развитие мелкой моторики; подготовить ведущую руку к роли естественного синхронизатора речи.
Методы и приемы Связь с рукой полноценного слога; вопросы «на темпе подвига»; «рефлекс спокойствия» (АТ) по методике А.И. Лубенской; связь состояния покоя со словом, символом «пять»; речевые тренировки; привлечение внимания к руке.
Особенность аутогенные тренировки АТ, «рефлекс спокойствия» новое психическое состояние - со слогом из одного гл. зв. -со слогом из согл. и гл. зв. полное расслабление
II Этап (2-3 дня) Цель: обучение большого пальца ведущей руки, технике правильного извлечения звуков на уровне слога. Задачи: отработка элементарных интонационных навыков; продолжение усовершенствования техники расслабления. Методы и приемы: мышечное расслабление, АТ; речевые тренировки; голосовые упражнения; связь большого пальца руки со слогом, тренировка речи «с рукой».
Особенность Все приобретенные навыки связываются с рукой, с движением её большого пальца. Условно-рефлекторно вызывается вся гамма ощущений, сопутствующих нормальной речи…
III Этап (5-6 дней) Цель: формирование навыков речи с рукой на уровне слов, несложных фраз. Задачи: усовершенствование полученных навыков; выработать несложный стереотип; усвоить новый речедвигательный навык; обучить руку основным интонационным упражнениям. Методы и приемы: беседа; тренировки; концентрация внимания расслабление голосовые тренировки новые упражнения пауза – речь – пауза – речь…
Особенность Обучение выделять более сильным и длительным нажатием пальца логическое ударение. Слитность произнесения слогов. Рука – синхронизатор речи
IV Этап (10 дней) Цель: синхронизация речи с движением пальцев ведущей руки на уровне текста. Задачи: окончательное формирование речедвигательного навыка, алгоритма речи, синхронизированного с движениями пальцев ведущей руки; отработка интонационных навыков. Методы и приемы Логопедические тренировки …знакомые тексты более сложные тексты, где протяженность пауз уменьшается. Обучение выразительности (на песенных, стихотворных, прозаических текстах) жесты речь с рукой.
Вывод: Методика структурирована. Выделяются сроки осуществления, четко описаны этапы логопедического воздействия, а также отмечаются критерии с одного этапа на другой. Предлагаются различные способы и приемы логопедического воздействия, а также методические рекомендации при их выполнении. Методы и приемы разнообразны и взаимосвязаны, соответствуют этапу работы, возрастной категории, адекватны речевым возможностям и личностным особенностям детей.
Н.А. Власова
1930 г. В.А.Гиляровский Н.А.Власова Метод Логопедические мероприятия Педагогические мероприятия Воспитательные мероприятия Лечебные мероприятия Медицинские мероприятия Музыкально-ритмические занятия Пение Психотерапия Работа с родителями
Невротическое заикание Неврозоподобное заикание в рамках ранней цереброорганической недостаточности Неврозоподобное заикание при прогредиентных нервно-психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия)
целесообразно проводить не амбулаторно, а в учреждениях типа дневного стационара, специального санатория или детского сада с лечебным уклоном в основном следует проводить в коллективе
Медикаментозное лечение Общегигиенические мероприятия Физиотерапевтические процедуры Лечебная физкультура Массаж Психотерапия
Медикаментозное лечение: общеукрепляющая, седативная и специальная, строго индивидуальная терапия. Общегигиенические мероприятия: правильный режим дня; нормализация дневного и ночного сна; рациональное физическое и трудовое воспитание. С психотерапевтической целью лечение заикающегося дошкольника следует осуществлять без отрыва от семьи (в учреждениях дневного пребывания).
направлена на развитие и перевоспитание речи заикающегося ребенка формирование его личности
Последовательные ступени речи Сопряженная речь Отраженная речь Ответы на вопросы по знакомой картинке Самостоятельное описание знакомых картинок Пересказ прослушанного небольшого текста Спонтанная речь Нормальная эмоциональная речь
«Посмотри, вот мячик, повтори вместе со мной – вот мячик» «Брось мячик мне, скажи – я бросаю мячик»
Логопед: «Кто ловит мышку?» Кошка ловит мышку Ребенок: «Кошка ловит мышку».
Комментирование процесса рисования/лепки. Обсуждение готового рисунка/поделки.
ОДУВАНЧИК Девочка: «Шла я раз весной по лужочку, увидела одуванчик. Он уже был не желтый, а белый. Я его сорвала, подула, и он весь разлетелся как маленькие парашютики». Построение небольшого рассказа на заданные слова ЛЯГУШКА Мальчик: «Шел я в лесу по дорожке, увидел лягушку. Когда она садится, у нее ноги как будто маленькие, когда прыгает, они становятся большие, наверное, вытягиваются, чтобы лучше прыгать».
Диалог Когда дети уже овладели спонтанной речью, им можно дать возможность вести разговор друг с другом.
Развитие мышления Рассказы по сюжетным картинкам; составление рассказа по серии картинок с разложением их в последовательном порядке; составление рассказа по заданным двум, трем предметным картинкам. Развитие памяти 1. Выявление понимания содержания прочитанных стихов, рассказов. 2. Передача содержания текста своими словами. Развитие внимания Чтение стихов цепочкой (по строчкам); рассказывание по картинкам различных сказок последовательно, не разрывая текста, по розданным картинкам.
одно из средств оздоровления речи заикающегося ребенка Вводные упражнения Упражнения, регулирующие мышечный тонус Упражнения, снимающие напряжение Упражнения, активизирующие внимание Упражнения, воспитывающие чувство ритма Речевые упражнения Заключительные упражнения Музыка Пение
Все разделы работы по логопедической ритмике взаимосвязаны Длительность фронтальных занятий с детьми 4 лет не должна превышать 30 мин, с детьми более старшего возраста занятия продолжаются 45 мин.
При психотерапии у детей необходимо учитывать их возрастные особенности. При работе с детьми дошкольного возраста психотерапия тесно смыкается с лечебной педагогикой, существенная роль при этом отводится моментам воспитания. Все логопедический занятия с заикающимися детьми проводят в коллективе. Очень велико умелое психотерапевтическое воздействие логопеда и воспитателя. В логопедической работе одним из методов является правильное отношение детей к их речевому дефекту. Рекомендуется налаживание тесного контакта с родителями.
Методика перевоспитания речи заикающихся детей Е. Ф. Рау
ПЕРВИЧНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ: как протекал процесс речевого развития ребенка; когда, и при каких обстоятельствах возникло заикание; состояние речи родителей и окружающих ребенка; методы воспитания ребенка в семье; состояние здоровья и характер ребенка, его поведение в семье, в коллективе (в детском саду) Произошли ли изменения в характере и поведении ребенка в связи с возникновением заикания. Сбор анамнеза
Задача: «путем систематических плановых занятий освободить речь заикающихся детей от напряжения, сделать её свободной, ритмичной, плавной и выразительной, а также устранить неправильность произношения и воспитать четкую, правильную артикуляцию».
Логопедические занятия проводятся подгруппами по 5-6 детей. Подгруппы комплектуются по возрасту. Занятие планируется так, чтобы дети не более минут подряд сидели за столиками, после чего им необходима разрядка в виде двигательных занятий или игры.
Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 2 этапа Предлагаются упражнения в совместной и отраженной речи, в произношении заученных фраз, стихов. Широко используется декламация (служит хорошим средством воспитания у заикающегося ребенка уверенности в себе, подавление чувства страха, робости, смущения). 1 ЭТАП:2 ЭТАП: Дети упражняются в устном описании картинок по вопросам, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед. привитие детям навыков пользования плавной речью. Упражнения в ответах и вопросах следует проводить в разных вариантах, например: в заученных и незаученных диалогах; в играх во время занятий по рисованию лепке в беседах
Е. Ф. Рау и Н. А. Власова впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников.
Комплексный метод преодоления заикания М.Е. Хватцев
Методы воспитания нормальной речи у заикающихся Метод психического воздействия (сглаживающий) Дидактический метод (фиксирующий)
речевые упражнения воспитательная работа психотерапия лечебные процедуры оздоровите льные средства
Основной метод работы анализ внутренних переживаний и поведения заикающегося и систематическое воздействие на него в форме убеждения
Задача занятий перевоспитание психофизиологически травмированной личности заикающегося с одновременным устранением неврологических нарушений в области звукопроизносительной функции
пред- и дошкольный возраст, младший и средний школьный возраст взрослые полная ликвидация заикания Смягчение дефекта
Укрепление и выравнивание нарушенных координаций путем систематических упражнений Лечение и укрепление нервной системы и общего здоровья Перевоспитание психики заикающегося
Общие установки в организации логопедических занятий: занятия коллективные; группировка по возрасту и по типу заикания; индивидуальный подход; целевая установка – нормальная речь в практической деятельности; увязка занятий с работой над речью семьи, школы; логопедическое учреждение – очаг здоровой речи; соответствие речевого материала возможностям и интересам заикающегося.
Особенности занятий с дошкольниками логопеди ческая работа Через родителей В учреждениях амбулаторного типа В учреждениях стационарного типа Через воспитателей
Случаи заикания свежий случай – с момента обнаружения первых симптомов заикания прошло немного времени – от нескольких дней до 2-3 недель это первичное заикание застарелый случай, когда заикание продолжается свыше 1-2 месяцев – вторичное заикание
Устранение заикания в первом случае прекращение контакта ребёнка с окружающими и отвлечение его внимания от речи лечение – успокоительные, а также снотворные средства
Устранение затянувшегося заикания Вместо молчания вводится максимальное ограничение речи ребёнка Ведущим приёмом здесь является замедленная и слитная выразительная, с живыми интонациями речь в унисон
Когда этот вид речи наладится ребенку предлагается повторять сказанное (по предложениям) Вопросы и ответы Самостоятельное произнесение маленьких стишков, чтение, рассказывание
Методика I.Сопряженная речь. II. отраженная речь. III. Самостоятельная речь. IV. Ритмика и пение.
Особенности занятий с детьми школьного возраста 1) вся работа ведется логопедом; 2) занятия происходят по строгому расписанию в специальном кабинете; 3) игровая форма вытесняется специальными упражнениями и практикой в речи; 4) речевой материал сближается со школьной практикой; 5) установка на сознательную борьбу со своим дефектом; 6) психотерапевтическое воздействие оказывается на интеллектуальную сферу.
Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников Г.А. Волкова
I группа – дети с преимущественно клоническим или клоно-тоническим заиканием средней и тяжёлой степени. II группа – дети с заиканием клонической формы лёгкой и средней степени. III группа – дети с тоническим или клоно-тоническим заиканием лёгкой и средней степени. IV группа – дети с преимущественно тоническим заиканием тяжёлой или средней степени, в значительной мере повлиявшем на их речь и поведение. Изучение у детей дошкольного возраста симптомокомплекса заикания, некоторых психофизических особенностей их онтогенеза позволяет выделить четыре группы детей.
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, но каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Среди заикающихся 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть – в играх подгруппами и несколько больше трети детей любят играть в одиночестве. Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых интересов, развитием воображения и мышления. Игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения.
В результате исследования игровой активности заикающегося ребёнка определяется его принадлежность к одной из следующих групп: Группа А – дети способны сами предложить тему игры и принять её от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры. Группа Б – дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. Не умею и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников игры, нарушают её правила.
Группа В – дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают. Группа Г – дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность. Группа Д – дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищем или взрослым. Выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.
В коррекционно-воспитательной работе с заикающимися детьми игры используются с учётом ряда принципов. Принцип деятельности. Принципы систематичности, последовательности и учёта возраста. Принцип учёта индивидуальных особенностей заикающихся. Принцип учёта структуры дефекта. Принцип поэтапности. Дидактические принципы.
Игры с пением (хороводы) Подвижные игры с правилами Дидактические игры
подвижные игры с простыми движениями с сюжетом спортивно- развлекательные
Игры-драматизации стихотворного текста Игры с пением - инсценировки Дидактические и подвижные игры с правилами
Дидактические игры Подвижные игры с правилами Игры-драматизации
Принципы: 1. Учёта индивидуальных особенностей. 2. Учёта структуры дефекта. 3. Поэтапности.
Этапы логопедической работы 1.Обследование. 2. Этап ограничения речи. 3.Сопряжённая речь (4-5 недель). 4.Отражённая речь (4-5 недель). 5.Вопросно-ответная речь (8-10 недель). 6. Самостоятельная речь (8-14 недель). 7. Этап рассказа (4-6 недель). 8. Закрепление активного поведения и свободного общения детей.
Обследование Оно проводится в течение месяца. Основная задача этого периода – создать дружный коллектив в логопедической группе. На занятиях используются дидактические игры, игры с пением, элементы игр-драматизаций, подвижных игр с правилами.
Этап ограничения речи Режим молчания проводится в течение 4-6 дней. Логопед доступно объясняет детям необходимость молчания, находит условные безречевые сигналы, по которым дети выполняют требования взрослых, обеспечивают достаточное количество разнообразных безречевых игр, продумывает проведение прогулок с детьми в период молчания. Переход к шёпотной речи (10 дней) происходит постепенно. Дети, окружающие взрослые в детском саду и дома говорят шёпотом. Во время общения с детьми логопед использует различные музыкальные сигналы.
Сопряжённая речь Задачи этого этапа. Воспитание сопряжённого произношения, речевого дыхания; удлинения выдоха, подражательности, активности, элементов творчества через обучение правилам игр. Коррекция нарушений моторики, нарушений звукопроизношения. Активизация и пополнение словаря. При сопряжённом произношении дети усваивают просодические компоненты речи, учатся сливать слоги, слова друг с другом.
Отражённая речь Задачи этапа. Воспитание отражённой речи; работа над фразой и просодическими компонентами речи; продолжение обучения играм и правилам игр; воспитание произвольного поведения. Материал программы усваивается детьми в процессе сопряжённо-отражённой речи. Воспитатель использует элементы вопросно-ответной речи с последующим односложным ответом, который повторяется детьми сопряжённо или отражённо. На досуге используются все виды игр, но творческие по-прежнему носят обучающий характер.
Вопросно-ответная речь Задачи этапа. Продолжение работы над просодическими компонентами речи; воспитание умения отвечать на вопрос полной фразой (I период), одним словом (II период), воспитание личностных качеств; развитие лексико- грамматической стороны речи. Воспитывается в полной мере поведенческая активность и самостоятельность. Подразделяется на два периода: 1. Ребёнок отвечает на конкретный вопрос полной фразой, его ответ начинается со слов спрашивающего. 1. Вопрос задаётся таким образом, что в него не включены все слова, необходимые ребёнку при ответе.
Самостоятельная речь Задачи этапа – обучение дословному пересказу подготовленного текста с последующей драматизацией, пересказу событий, действий по материалам различных игр. Этот этап включает два раздела: воспитание подготовленной самостоятельной речи на материале пересказа; воспитание самостоятельной речи на материале рассказа.
Виды работы на этапе рассказа: обучение описательному рассказу обучение рассказу по памяти обучение творческому рассказу
рассказ по памяти Составление совместного рассказа на основе коллективного опыта Составление рассказов на основе индивидуального опыта
Заикание у детей с недоразвитием речи А.В. Ястребова
Изучение устной и письменной речи заикающихся учащихся младшего школьного возраста сделало возможным выделить две большие, резко отличающиеся уровнем речевого развития категории школьников учащиеся с высоким и нормальным речевым развитием учащиеся со значительными отклонениям в общем развитии речи
Первая категория детей Справляются с делением простых, нераспространенных и распространенных предложений на слова, четко определяют положение предлога, свободно выделяют любой звук в слове, производят анализ звукового состава сложных слов с закрытым прямым слогом, со стечением согласных. Словарный запас разнообразен и богат. Свободно оперируют большим количеством понятий и представлений, используя в активной речи слова-обобщения. Речь богата синонимами, омонимами, эпитетами, адекватно употребляемыми в самостоятельном изложении. Фраза развернутая, сложная с использованием сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций с соответствующими союзами. Отличаются высокой грамотностью. В письменных работах почти не наблюдается ошибок, легко усваивают правила правописания и активно применяют их в письме. Письменные работы детей (изложение, сочинение ) логичны, отличаются большой эмоциональностью, точностью и тонкостью в использовании выразительных средств языка. Не испытывают затруднений в обучении грамоте и имеют высокую технику чтения (часть из них научается читать до поступления в школу).
Вторая категория детей Позднее развитие речи. Недостатки произношения, выражающиеся в отсутствии, замене или смешении различных звуков. Недостатки произношения обычно отражаются на письме. Постановка и особенно закрепление звука затруднены и требуют продолжительного времени. Недостаточно ясно представляют, что такое «предложение», «слово», «слог», «звук». Часто смешиваются понятия «слог» и «звук». В активной речи пользуются только понятием «буква». Доступен анализ звукового состава только двухсложных слов с открытым слогом и весьма затруднен анализ звукового состава двухсложных слов с закрытым и прямым слогом. Трудность для детей представляет выделение отдельных звуков в слове. В самостоятельной речи пользуются общеизвестными, часто употребляемыми в обиходе словами и выражениями. Многие слова известны лишь в приблизительном, неточном значении. Часть детей, смешивает названия похожих предметов, животных. С трудом понимают и различают слова, обозначающие родовые и видовые понятия; не пользуются в активной речи словами- обобщениями (овощи, фрукты, посуда, мебель, домашние и дикие животные), заменяя их названиями конкретных предметов. В активной речи пользуются в основном словами, обозначающими предметы и действия. Слова, обозначающие признаки и качества предметов, употребляют значительно реже и характеризуют лишь величину (большой, маленький), цвет (красный, синий) и отношение к предмету (хороший, плохой).
Работа в группах заикающихся с проявлениями недоразвития речи планируется в двух основных направлениях Работа в группах заикающихся с проявлениями недоразвития речи планируется в двух основных направлениях всестороннего развития всех компонентов речи упорядочения темпа и плавности, воспитания выразительности речи Логопедические занятия с этими детьми продолжаются не менее шести месяцев.
Работа по постановке отсутствующих и коррекции неправильно произносимых звуков обычно выносится за сетку фронтальных, групповых занятий. Учащиеся, нуждающиеся в постановке и коррекции неправильно произносимых звуков, приходят на занятия на минут раньше остальных. Постановка звуков ведется широко известными в логопедии приемами с необходимой индивидуализацией их. Закрепление поставленных и уточненных звуков, как правило, осуществляется на фронтальных занятиях. Последнее достигается как особой планировкой фронтальных занятий, так и путем индивидуализации речевого материала.
Первый период логопедических занятий имеет своей целью уточнение, развитие и расширение пассивных знаний: словарного запаса (семантически и морфологически) круга понятий и представлений а также знаний и навыков в области грамматического строя речи навыка анализа звукового состава слова интонационной выразительности в процессе работы над темпом и плавностью Это достигается главным образом путем целенаправленных наблюдений над звуковой и интонационной стороной русского языка.
Второй период занятий выдвигается задача активизировать полученные учащимися знания в области словарного состава, грамматического строя и закрепить навык плавной, ритмичной, выразительной речи на более сложном речевом материале, с использованием более сложных видов упражнений.
Каждое занятие делится на две части, способствующие развитию активной и пассивной речи учащиеся в различных упражнениях, осуществляемых на элементарном, бесспорно доступном и в грамматическом, и в лексическом отношении материале, закрепляют навык спокойной, неторопливой, плавной, четкой и выразительной речи логопед путем чтения, рассказа по картине, беседы организует наблюдение учащихся над звуковой и интонационной стороной языка, пополняет и расширяет словарный состав, запас понятий и представлений детей
Третий (заключительный) период занятий является закономерным продолжением закрепления, углубления, совершенствования навыка плавной, ритмичной, выразительной речи, наблюдения над звуковой и интонационной стороной языка, а также реализации приобретенных практических навыков в собственной речи учащихся.
Воспитательные воздействия направлены прежде всего на развитие внимания целенаправленности усидчивости прилежания на снятие всех наслоений в характере, связанных с реакцией ребенка на речевой дефект
Первый период занятий предусматривает различного рода упражнения, направленные на упорядочение темпа, ритма и плавности речи расширение и уточнение словаря, понятий и представлений практическое овладение грамматическим строем речи
В течение первого периода занятий проводились следующие виды работ по упорядочению темпа и плавности упражнения в артикуляции гласных речевом дыхании слитном произнесении отдельных звуков и слов во фразе из 2-3 слов с предлогом грамматическом ударении логическом ударении чтение легкого текста с соблюдением пройденных правил плавной, ритмичной, четкой, выразительной речи самостоятельные вопросы и ответы по прочитанному тексту правила речи
В первом периоде работа по формированию Грамматико- синтетических знаний содержит Грамматическое ударение Единственное и множественное число существительных и глаголов Родовые окончания Предмет, действие Прямое дополнение Предлоги в, на, к, от Правильное построение предложения из 2-3 слов с предлогом Вопросы к словам в предложении, обозначающим предмет и действие предмета
Логопедическая работа второго периода имеет целью закрепление, углубление и совершенствование навыков плавной, ритмичной речи, полученных учащимися в первый период, и дальнейшее расширение словарного состава, запаса понятий и представлений путем целенаправленных наблюдений над звуковым, лексико-грамматическим, интонационным составом речи и последующей активной работой.
1) дальнейшее уточнение и расширение активного, а также пассивного словаря, запаса понятий и представлений учащихся; 2) упражнения в словообразовании и словоизменении (морфология): а) родственные слова, б) образование новой формы слова (с помощью приставок, суффиксов ласкательных, уменьшительных), в) слова - признаки предмета, выделение противоположного качества, г) слова - обобщения (транспорт, средства передвижения, орудия труда). Словарная работа во втором периоде предусматривает
В течение всего второго периода развивают и закрепляют навык активного наблюдения над звуковой и интонационной стороной речи. На первое место выступают наблюдения над морфологическим составом слова. Логопед направляет внимание на особенности интонации при перечислении, при произнесении предложений с однородными членами, прямой и косвенной речью и т. д. Таким образом развивается у детей речевой слух и подготовка их к прохождению соответствующих грамматических тем в классе. В процессе логопедических занятий второго периода, так же как и первого, проводится большая воспитательная работа, предусматривающая развитие и закрепление у детей целенаправленности, настойчивости и упорства в достижении цели, прилежания и т. д.
Третий период занятий активное, сознательное использование приобретенных учащимися знаний и практических навыков в области фонетико-фонематического, лексико-грамматического и интонационного состава языка. Вся работа третьего периода строится таким образом, что внимание логопеда направлено на закрепление приобретенных учащимися в двух первых периодах практических навыков, на расширение сферы их применения. К этому времени вырабатывается достаточно стойкий навык незатрудненной, ритмичной и плавной речи, значительно расширяется запас слов, понятий и представлений.
Выдвигается требование полной самостоятельности самостоятельное составление рассказа по опорным словам, деформированному тексту, картине, серии картин самостоятельный пересказ текста, прочитанного логопедом, самим учащимся, придумывание окончания рассказа самостоятельный рассказ о виденном, пережитом, на заданную тему диалоги на различные темы
драматизация стихотворений, басен, рассказов, случаев из жизни, сказок самостоятельное чтение текста любой трудности, постановка вопросов к тексту (близких к тексту, узловых) доклады, сообщения специальные задания, требующие речевого общения с незнакомыми людьми на улице, в магазине, автобусе, метро разговор по телефону
В течение всего периода обучения и особенно на заключительных этапах логопед и вся группа внимательно следят за тем, чтобы говоря дети соблюдали: правила речевого дыхания выдерживали паузу четко артикулировали все звуки соблюдали грамматические и логические ударения интонацию слитность произнесения смыслового отрезка неторопливый темп грамматически правильно оформляли свои мысли употребляя слова в их точном значении.
Экспериментальное обучение заикающихся учащихся младшего школьного возраста, имеющих проявления недоразвития речи показывает, что проводимая в определенной системе работа по развитию всех компонентов речи, включенная в общее русло воспитания навыков плавной, ритмичной, выразительной речи, при известной индивидуализации занятий дает значительный эффект и заметно повышает школьную успеваемость этих детей.
Преодоление заикания у дошкольников С.А.Миронова
Предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной группы детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях по принятым разделам.
«Ознакомление с окружающей природой»; «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений» «Рисование, лепка, аппликация, конструирование». Работа с детьми по всем разделам подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся.
Задачи: Программные Коррекционные которые распределены по учебным кварталам последовательно усложняемой коррекционной работы
обучение навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Задача: Дети овладевают простейшей ситуативной речью. В своих ответах они опираются на конкретные вопросы логопеда, относящиеся к наглядному материалу, который в момент речи находится перед глазами ребенка. Первый квартал В ходе занятий:
! Ответ формулируется грамотно и точно. Проводятся занятия по изобразительной деятельности: сначала по лепке и конструированию, чтобы дети могли передать объемную форму изучаемых предметов; потом по аппликации и рисованию. На этих занятиях дошкольники учатся передавать плоскостное изображение тех же предметов.
Большое значение имеет правильное формулирование вопросов логопедом. Логопед выявляет детей, которые испытывают трудности в пользовании даже легкими формами ситуативной речи. По отношению к ним более длительное время применяются приемы пропедевтического периода, когда задание выполняется молча («Сережа, покажи яблоко», «Лена, найди в чудесном мешочке пирамидку и покажи ее детям»).
закрепление навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Задача: Дети продолжают овладевать ситуативной речью, но на более высоком уровне. Они дают ответы одним словом и фразой. На занятиях во втором квартале дополнительно вводится обучение рассказыванию. Дети с помощью вопросов логопеда впервые учатся сравнивать предметы, находить между ними сходство и различие. Второй квартал В ходе занятий:
НАГЛЯДНАЯ ОПОРА: На занятиях используются картины, натуральные объекты и игрушки, весь материал, с которыми работают заикающиеся, а также изображаемые ими более сложные предметы. В то же время происходит, хотя и очень медленно, убывание наглядной опоры, и дети постепенно приучаются к ответам по представлению. Во втором квартале у детей еще имеются различия в речевых навыках. Поэтому одних нужно приучать внимательно слушать вопросы и отвечать коротко и точно. Другим логопед предлагает отвечать развернуто, подчеркивая разницу в разного рода ответах. Во втором квартале дети уже понимают разницу в ответах и действуют в соответствии с требованиями логопеда осознанно. Таким образом, во втором квартале дети продолжают отвечать одним словом и фразой, формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказы самостоятельно формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи.
закрепление навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. Исчезает необходимость замедленного изучения программы, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада. : Задача: Третий квартал
ИЗУЧЕНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПРОИСХОДИТ НА СЛЕДУЮЩИХ ВИДАХ ЗАНЯТИЙ: Рассматривание сюжетных картин, пересказ прочитанного текста, составление рассказа по картине; без вопросов логопеда, беседы, отражения сюжетов сказок, рассказов, картин природы в лепке, аппликации и рисовании; усложнение за счет включения сюжета.
направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Дети высказывают суждения, делают выводы. Вопросы относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения. Задачи: В четвертом квартале используется и такой вид работы с детьми, как придумывание конца к рассказу логопеда. Логопед рассказывает о том, что нарисовано на картине. Остановившись на самом интересном моменте, он предлагает детям придумать, что же случилось дальше. Четвертый квартал
ВЫВОД: Принцип необходимого совмещения задач коррекционной и воспитательной работы с заикающимися детьми следует считать совершенно правильным в логопедической практике.
Исправление речи у заикающихся дошкольников Н.А. ЧЕВЕЛЕВА
Содержание Первый период – пропедевтический. Второй период сопровождающей речи. Третий период завершающей речи. Четвертый период предваряющей речи. Пятый период закрепления навыков самостоятельной речи.
Пропедевтический период Самый кратковременный период. Цель – привить навыки организованного поведения. У детей воспитывается умение внимательно слушать ответы товарищей.
Период сопровождающей речи Ребенок говорит по поводу совершаемого им действия «Я разрезаю» «Я склеиваю» «Я раскрашиваю»
Изменение характера вопросов учителя («Что ты сейчас делаешь?» или «А ты что делаешь?»). Ответ на конкретный вопрос, заданный каждому ребенку (разнообразие ответов подбором поделок). Постепенное усложнение речи детей
Повторение сходных фраз учителем не должно быть искусственным – снижается интерес детей к речи учителя. Повторяя сходные фразы при объяснении задания, учитель должен варьировать их. Многократное проговаривание одного и того же материала
Период завершающей речи Ребенок описывает уже выполненную работу «Я наклеил»«Я согнул»«Я приложил»
На протяжении всего третьего периода меняется характер завершающей речи. Учитывается степень отсроченности ответа ребенка от того действия, о котором он говорит. Уменьшается зрительная опора на выполненную работу, и увеличивается интервал между деятельностью ребенка и его речью. Последовательное усложнение завершающей речи
Речь учителя изменяется с учетом того, что основной формой речи на занятиях является завершающая речь. На всех занятиях этого периода дети пользуются двумя видами речи: сопровождающей и завершающей.
Период предваряющей речи Ребенок рассказывает о том, что он намеревается делать «Сначала я разрежу…» «Потом я склею…» «Я буду раскрашивать…»
Умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры. Дети рассказывают о предстоящей работе, самостоятельно строят целый рассказ. Умение детей логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.
Период закрепления навыков самостоятельной речи Закрепление полученных навыков свободного пользования всеми видами речи. Совершенствование самостоятельной речи детей, основанной на их максимальной речевой активности.
Проводится свободная речевая практика: дети отвечают на всевозможные вопросы; сами задают вопросы друг другу и учителю; разговаривают по любому поводу.
Н.А. Чевелева
Заикание Умеренное заикание. Преодолевается в на логопедических пунктах при массовых школах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах. Заикание средней и сильной тяжести. Устраняется в условиях школ – интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи. Умеренное заикание. Преодолевается в на логопедических пунктах при массовых школах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах. Заикание средней и сильной тяжести. Устраняется в условиях школ – интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи. Умеренное заикание. Преодолевается в на логопедических пунктах при массовых школах, поликлиниках, психоневрологических диспансерах. Заикание средней и сильной тяжести. Устраняется в условиях школ – интернатов для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Особенности речи заикающихся школьников Судороги Тонические Клонические Тоно- клонические Клоно- тонические тоническаяклоническая смешанная Формы заикания
Формы речи 1. Ситуационная речь (наиболее доступная); 2. Завершающая и предваряющая (не вызывает затруднений); 3. Планирующая речь (значительно сложнее); 4. Обобщенная, отвлеченная, контекстная речь (сложная).
Основные принципы устранения заикания в процессе обучения Работу по преодолению заикания нужно проводить в двух направлениях: 1. Перевоспитывание речи; 2. Коррегирование особенностей психической деятельности, влияющих на нормальное протекание речевого акта.
Использование учебного процесса в коррекционных целях имеет ряд преимуществ : 1. Соединение процесса обучения с процессом воспитания нормальной речи экономит силы детей; 2. Поддерживает постоянный интерес детей к таким замаскированным логопедическим занятиям; 3. Такая методика и во внеурочное время закрепляет навыки правильной речи.
Периоды развития коррекционной программы 1. Дети учатся конкретно определять и называть в лаконичной форме наблюдаемые в момент речи предметы, действия, вычисления и события. 2. Учащиеся сравнивают и анализируют предметы, действия, события, явления, выражая уже это развернутыми, обобщенными фразами.
3. Учащиеся овладевают умением рассуждать, высказывать самостоятельные выводы, умозаключения. 4. Учащиеся оказываются подготовленными к развернутым объяснениям, к подробным рассказам, к логически четкому, последовательному, обобщенному изложению мыслей.
Организация работы по устранению заикания в специальной школе Организация процесса обучения Существует несколько требований к организации проведения уроков: Учитель должен стремиться к тому, чтобы его урок был насыщен речью детей. Поэтому детям приходится в течение урока много и часто отвечать на всевозможные вопросы учителя; Нельзя заставлять детей повторять сказанное слово или фразу с заиканием, так как это фиксирует их внимание на произносительной стороне речи; Нормальный темп речи, но нерастянутый, не монотонный.
Организация речевого режима учащихся На уроках речь детей, направляемая и руководимая учителем, проходит без заикания. Необходимо, чтобы эти навыки не пропадали. Поэтому воспитатели или родители следят за речью детей во внеурочное время.
Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская
Методические указания Выделяют 3 этапа: I этап II этап III этап 1. Организовать щадящий режим. 2. Обучать детей технике правильной речи во время специальных игр. 3. Побуждать детей к правильной речи при общении с логопедом и друг с другом. 4. С первых занятий работать над выразительностью речи. 5. Обучать детей релаксации мышц по контрасту с напряжением. 1. Рекомендовать родителям поддерживать щадящий речевой режим дома. 2. Постепенно активизировать речь детей на занятиях и дома. 3. Продолжать контроль за соблюдением всех правил речи на занятиях и дома. 4. Работать над выразительностью речи. 5. Вызывать релаксацию мышц по представлению. 6. Побуждать детей к творчеству закрепляя навык свободного речевого общения. 1. Рекомендовать родителям соблюдать общий щадящий режим дома 2. Продолжать активизировать правильную речь детей 3. Работать над выразительностью 4. Закреплять новый речевой навык, вызывая правильную спонтанную речь 5. Проводить внушение спокойствия и формул правильной речи
Расслабляющие упражнения (релаксация) Процесс обучения релаксации делится на 3 этапа 1 этап Мышечная релаксация по контрасту с напряжением. 2 этап Мышечная релаксация по представлению. Внушение состояния покоя и расслабленности. 3 этап Внушение мышечной и эмоциональной релаксации. Введение формул правильной речи.
Режим относительного молчания Щадящий режим Общий щадящий режим зависит от уклада жизни в семье: Взаимоотношения между взрослыми членами семьи и их отношение к детям Отношение взрослых к речевому дефекту ребенка Общий режим дня Ограничение общения с детьми и взрослыми Сокращение до минимума всех зрелищных мероприятий Организация досуга заикающегося ребенка
Щадящий речевой режим Ограничение речевого общения детей Пример спокойной, четкой речи взрослых Организация игр-молчанок Проявление тонкого педагогического такта
Речевое дыхание Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная речь. Общение короткими фразами На протяжении всего периода создается игровая ситуация «В стране кратких ответов». Активизация развернутой речи Дети учатся строить свои высказывания, употребляя полные распространенные предложения. Сначала они опираются на наглядный материал, а затем в процессе специальных игр переходят к речи по собственным представлениям.
Куклы-бибабо Упорядочению и согласованности речевой моторики заикающегося способствуют многообразные мелкие движения пальцев руки. Этим и обусловлено применение ручных кукол для устранения заикания. Инсценировки В играх драматизациях отрабатывается навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Сюжетно-ролевые игры Сюжетно-ролевые игры являются средством самовоспитания. Игра позволяет учить детей, как необходимо управлять своими эмоциями.
Заключительные занятия Итоговые занятия в каждый из периодов логопедической работы проводятся как праздничные концерты.
Методика коррекции заикания С.Е. Большакова
Без самостоятельной работы, без проявления заинтересованности, активности и инициативы высоких результатов достичь невозможно
Комплексное лечение заикания невропатолог психотерапевт психолог логопед
Цели логопедической работы: снятие напряжения с органов артикуляционного аппарата; отработка правильного речевого дыхания; тренировка звуков: гласных, согласных, «энергетических» звуков И, Е, Ё, Ю, Я; выработка четкости произношения; совершенствование интонационной выразительности речи; работа над голосом.
Содержание: дыхательная гимнастика; тренировка речи; артикуляционные упражнения; проработка звуков речи; работа над интонацией; тренировка речи в различных ситуациях.
Дыхательная гимнастика способствует снятию общего и речевого напряжения; тренирует дыхательную мускулатуру ; способствует выработке длительного бессудорожного речевого выдоха.
Тренировка речи слоговая зарядка; счётная зарядка; «лыжники»; формирование незаметного добора дыхания.
Артикуляционные упражнения Своей согласованной работой обеспе- чивают внятную речь; Комплекс состоит из 14 упражнений.
Массаж лицевых мышц Движения: от центра лба к вискам; от переносицы к вискам; от крыльев носа к мочкам ушей; по верхней губе сверху вниз; от центра подбородка к мочкам ушей; по передней поверхности шеи от подбородка сверху вниз.
Общее мышечное расслабление напряжение р а с с л а б л е н и е
Проработка звуков речи упражнения для гласных звуков; упражнения для дифтонгов; упражнения для согласных звуков. звук слог слово фразовая речь
Упражнения на интонацию приказ; требование; призыв; убеждение; приглашение; просьба; приветствие.
Тренировка речи в различных ситуациях интервью; телефонный разговор; ситуации на работе; заказать билет на самолет, когда билетов нет; знакомство с девушкой; переубедить собеседника; остановить кричащего на вас человека, пользуясь не громкостью и силой голоса, а приобретенными навыками; объяснить на шумной улице или при плохой теле- фонной слышимости, как доехать куда-либо.
Методика преодоления заикания М.А.Виноградова
Принципы: cистемности; постепенности; наглядности; доступности; личностный; деятельностный; комплексности; поэтапного повышения требований.
Цель: научить заикающегося ребенка находить опознавательные ориентиры в ситуации общения, выстраивать должную мотивацию, приспосабливаться к меняющейся обстановке, прибегать к смене аргументации, сохранять замысел, выбирать формы речевого высказывания, адекватные ситуации и замыслу.
Важно! Начало коррекционного курса проводится при наличии у детей навыков сюжетно-ролевой игры. Методы обучения: Основной метод при работе с дошкольниками: ИГРОВОЙ. Практические Словесные Наглядные
Этапы обучения правильному речевому поведению Моделируемая ситуация Немоделируемая ситуация 1.Подготовительный; 2.начальный; 3.переходный; 4.завершающий.
Преимущество моделируемой ситуации перед игрой Моделируемая ситуация Сюжетно-ролевая игра Больше приближена к жизни Носит условный характер Роль логопеда ведущая Взрослый выполняет второстепенную роль Ролей нет Ребенок играет роль или несколько ролей Структура строго определяется логопедом Структура речевой ситуации зависит от желания ребенка
I этап Подготовительный Обследование речи детей Цель: выявить характерные особенности речевого и неречевого поведения заикающегося детей в разных ситуациях. Этапы II этап Начальный Обучение детей сопряженной и отраженной формам речи Цель: ознакомление детей со структурой ситуаций и правильной реализацией речевой программы в моделируемых ситуациях. III этап Переходный Формирование вопросно- ответной речи Цель: обучение правильному составлению и реализации внутренней речевой программы при переходе от моделируемых ситуаций к немоделируемым. IV этап Завершающий Закрепление правильного речевого и неречевого поведения в немоделируемых ситуациях Цель: овладение детьми формами речевого поведения в разных видах деятельности и в разных ситуациях.
Сопряженная и отраженная формы речи 1. Основаны на подражании ребенком образцам речевого и неречевого поведения взрослого. 2. Формируется готовность к речи. 3. На их основе возможно обучение другим ее формам (вопрос, ответ, рассказ). 4. В процессе сопряженно-отраженного произношения не проявляются симптомы заикания. II этап
1. Моделируемая ситуация. 2. Повтор МС с изменениями, приближающими ее к естественным условиям общения. 3. На занятия приглашаются незнакомые коммуниканты. 4. Занятия проводятся в естественных условиях общения III этап
Спонтанная речь; Логопедические занятия в естественных условиях; Дети получают инструкцию поведения в предполагаемой ситуации; Наблюдение за поведением ребенка родителями и логопедом. IV этап
Итог: На завершающем этапе коррекционной работы осуществляется своеобразная функциональная тренировка речевого общения детей в разных ситуациях.
Методика преодоления заикания у детей В.И. Селиверстов
На основании психолого-педагогических характеристик были выделены три группы заикающихся: с нулевой, умеренной и выраженной степенью фиксированности на дефекте. В первой группе оказались дети, которые не испытывали ущемления от создания своей неполноценной речи или даже совсем не замечали ее. Во вторую группу вошли те, кто испытывал в связи с заиканием неприятные переживания, пытался скрыть или замаскировать свою неправильную речь с помощью уловок. В третью группу вошли дети с постоянной навязчивой фиксированностью на своем речевом дефекте.
Современный комплексный лечебно- педагогический подход к преодолению заикания 1. Лечебные меры (терапевтические, хирургические, ортопедические, психотерапевтические). 2. Дидактические приемы (меры воспитания и обучения). 3. Различные сочетания лечебного и педагогического воздействия.
Задачи и формы лечебно- оздоровительной работы Создание благоприятной обстановки для лечения, организация необходимого режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура и ритмика, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия.
Задачи и формы коррекционно- воспитательной (логопедической) работы Целью логопедической работы является перевоспитание неправильной речи и поведения, устранение психологических отклонений у заикающихся детей. Задача логопеда заключается в том, чтобы воспитать у заикающегося ребенка, с одной стороны, навыки правильной речи, с другой стороны, гармонично развитую, полноценную личность.
Задачи воспитания навыков свободной правильной речи: 1. Неторопливый темп. 2. Достаточную громкость и выразительность. 3. Правильное речевое дыхание. 4. Опора на гласные звуки. Задачи воспитания гармонично развитой личности Устранение у заикающихся детей возможных психологических уклонений; воспитание правильного отношения к своему дефекту, к себе, к окружающим; выработка правильного поведения в коллективе, а также развитие их интеллектуальных способностей, этических и нравственных представлений.
Формы логопедической работы: 1.Психолого-педагогическое изучение ребенка. 2. Логопедические занятия. 3. Организация самостоятельной работы. 4. Использование в логопедической работе помощи разных специалистов. 5.Консультативно-методическая работа с родителями и педагогами ребенка.
Психолого-педагогическое изучение заикающегося ребенка В конкретные задачи изучение ребенка логопедом входит: 1)сбор анамнестических сведений, позволяющих судить об особенностях его раннего развития, о причинах заикания и разворачивающейся картине его проявления; 2)определение места и форм речевых судорог, частоты их проявления и сохранных речевых возможностей; 3)обследование состояния устной и письменной речи; 4)выявление сопутствующих речевых и двигательных нарушений и психологических особенностей;
Логопедическая работа Основные требования к логопедическим занятиям с заикающимися детьми. 1)Логопедические занятия должны прежде всего отражать основные задачи коррекционно-воспитательного воздействия на речь и личность заикающегося ребенка. 2)Логопедические занятия должны быть построены с учетом основных дидактических принципов. 3)Логопедические занятия должны быть согласованы с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста. 4)В логопедических занятиях должна быть предусмотрена необходимость тренировки правильной речи и поведения у заикающихся детей в разнообразных условиях. 5)На логопедических занятиях ребенок должен научиться всегда говорить без заикания. 6)На логопедических занятиях с заикающимися постоянно должны присутствовать образцы правильной речи.
По времени проведения логопедической работы можно разделить курс занятий может разделиться на циклы или периоды: Подготовительный Логопедические занятия с заикающимися детьми Тренировочный Закрепительный По содержанию и конкретным задачам в каждом периоде можно выделить ряд различных этапов: Молчания Сопряженной речи Отраженной речи Рече-ручного режима и т.д.
В это время в домашних условиях родители обеспечивают щадящий режим, который включает спокойную обстановку, твердый режим дня и по возможности ограничение речевого общения с окружающими. На логопедических занятиях этого периода решаются несколько задач: логопед стимулирует ребенка на активную работу над своей речью и убеждает в положительном исходе специальных занятий. Кроме этого, дети заучивают специальные психотерапевтические тексты для утреннего и вечернего (перед сном) проговаривания, которые составляются логопедом в соответствии с возрастом ребенка. Речевые задания включают речевые зарядки, т.е. стихотворные тексты в сочетании с движениями; проговаривание автоматизированных рядов (счет, дни недели, месяцы и т.д.); упражнения на сопряженно-отраженном виде речи, шепотную и ритмизированную речь. Подготовительный период
В этот период дети тренируются в тех видах речи и ситуациях, которые являются для них трудными. Тренировочный период начинается с сопряженно-отраженной речи. Следующий этап – этап вопросно-ответной речи. Соответственно на этом этапе вводятся подвижные игры, ролевые и творческие. Закрепление полученных речевых навыков переносится из кабинетных условий в жизненные ситуации (магазин, музей, прогулка). Тренировочный период
Закрепительный период Речь активно реализуется в спонтанной речи. Речь ребенка закрепляется в более трудных условиях. На логопедических занятиях используются такие формы речи как беседы, рассказы и пр. Активно используются ролевые и творческие игры. Курс логопедических занятий завершается концертом, в котором участвуют все дети.
Игры как главная часть логопедических занятий с заикающимися детьми Рассмотрим некоторые особенности игр детей 5-7 лет жизни и возможности их использования в коррекционно-педагогической работы с заикающимися детьми. 1). Дидактические игры. 2). Подвижные игры. 3). Творческие игры и инсценировки.