Формирование универсальных учебных действий средствами предмета «Биология» Особенности реализации рабочей программы по биологии средствами предметных УМК 1
МЕСТО КУРСА «БИОЛОГИЯ» В БУПе 1 час в неделю в 5 и 6 классах (35 ч в году); 1 час в неделю в 5 и 6 классах (35 ч в году); 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах; 2 часа в неделю в 7, 8, 9 классах; примерная программа по биологии определяет содержание инвариантной части любого авторского курса биологии для основной школы, вариативная часть - которую авторы могут использовать для введения дополнительного содержания обучения примерная программа по биологии определяет содержание инвариантной части любого авторского курса биологии для основной школы, вариативная часть - которую авторы могут использовать для введения дополнительного содержания обучения 2
Примерные программы по учебным предметам включают 1. Пояснительную записку; 2. Общую характеристику учебного предмета, курса; 3. Описание места учебного предмета, курса; 4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного предмета, курса; 3
содержание учебного предмета, курса; содержание учебного предмета, курса; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; описание учебного и материально- технического обеспечения образовательного процесса; описание учебного и материально- технического обеспечения образовательного процесса; Планируемые результаты изучения учебного предмета. Курса. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Курса. 4
Личностные результаты обучения биологии Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; Реализация установок здорового образа жизни; Реализация установок здорового образа жизни; Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам 5
6 Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. 6
Метапредметными результатами обучения биологии являются Овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности; Овладение составляющими проектной и исследовательской деятельности; Работать с разными источниками биологической информации; Работать с разными источниками биологической информации; Способноть выбирать в своих действиях целевые и смысловые установки; Способноть выбирать в своих действиях целевые и смысловые установки; Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. Сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения. 7
1. Определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности «Сформулируйте проблему исследования, интересную для вас. Предложите этапы этого исследования » 2. Планировать путь достижения целей, выбирать наиболее эффективные способы решения задач «Попробуйте получить какое-либо изображение на листе примулы, пеларгонии или другого комнатного растения, воспользовавшись описанием опыта в этом параграфе (6 класс)» 3. «Почему грибы были выделены в отдельное царство живых организмов?» Анализировать 8
4. Сравнивать «Чем наблюдение отличается от эксперимента?» 5. Создавать обобщения, делать выводы «Какой вывод можно сделать, познакомившись с общими функциями опорно-двигательной системы у всех животных организмов?» (7 класс) 6. Классифицировать и выбирать критерии для классификации «Какие еще варианты классификации плодов вы можете предложить (6 класс) 9
7. Устанавливать причинно-следственные связи «Почему многие санатории и дома отдыха расположены в сосновых борах, а на территории лечебных заведений высаживают хвойные растения?» (5 класс) 8. Схематизировать текстовый и иллюстративный материал «Составьте схему, иллюстрирующую процесс фотосинтеза. Сравните свою схему с рисунком в учебнике.»(9 класс) 9. Устанавливать и использовать аналогии «Рассмотрите рисунок. Самостоятельно составьте пищевую цепь, характерную для живых организмов, обитающих в вашей местности» (9 класс) 10
11 Предметные результаты образовательной деятельности Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. 11
Предметные результаты обучения биологии В познавательной сфере: Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов; Приведение доказательств родства человека с окружающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний; Приведение доказательств родства человека с окружающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; соблюдение мер профилактики заболеваний; 12
классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; классификация-определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; различение на таблицах чстей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; органов цветкового растения; систем и органов животных; различение на таблицах чстей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; органов цветкового растения; систем и органов животных; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявление изменчивости организма, приспособлений организмов к среде обитания; выявление изменчивости организма, приспособлений организмов к среде обитания; овладение методами биологической науки. овладение методами биологической науки. 13
В ценностно- ориентационной сфере; В ценностно- ориентационной сфере; В трудовой деятельности; В трудовой деятельности; В сфере физической деятельности; В сфере физической деятельности; В эстетической сфере. В эстетической сфере. 14
15
Клеточное строение организмов Царство Бактерии и Грибы Царство Растения Строение и многообразие покрытосеменных растений Жизнь растений Классификация растений Природные сообщества Развитие растительного мира 16
Введение Глава 1. Клеточное строение организмов Глава 2. Царство Бактерии Глава 3. Царство Грибы Глава 4. Царство Растения 17
Глава 1. Строение и многообразие покрытосеменных растений Глава 2. Жизнь растений Глава 3. Классификация растений Глава 4. Природные сообщества 18
(концентрическая структура) Существенно переработан учебник «Биология. Общие закономерности. 9 класс» (авторы: Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Агафонова И.Б., Сонин Н.И.); 19
(линейная структура) Вопросы курса «Общая биология» распределены по всем учебникам 20
Часть 1. ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ: СТРОЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ 1. Что такое живой организм 2. Наука о живой природе 3. Методы изучения природы 4. Увеличительные приборы 5. Живые клетки 6. Химический состав клетки 7*.Вещества и явления в окружающем мире 8. Великие естествоиспытатели Часть 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 9. Как развивалась жизнь на Земле 10. Разнообразие живого 11. Бактерии – 21. Позвоночные 22. Значение животных в природе и жизни человека Часть 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ 23. Три среды обитания 24. Жизнь на разных материках 25. Природные зоны Земли 26. Жизнь в морях и океанах Часть 4. ЧЕЛОВЕК НА ЗЕМЛЕ 27. Как человек появился на Земле 28. Как человек изменил Землю 29. Жизнь под угрозой 30. Не станет ли Земля пустыней 31. Здоровье и безопасность человека 21
Типология уроков по дидактической цели Комбинированный (смешанный) урок. Комбинированный (смешанный) урок. Урок формирования знаний. Урок формирования знаний. Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок закрепления и совершенствования знаний. Урок формирования умений и навыков. Урок формирования умений и навыков. Урок применения знаний на практике. Урок применения знаний на практике. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок контроля знаний. Урок контроля знаний. 22
23 Возможная структура урока: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний; мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий; подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Планируемые результаты деятельности Предметные МетапредметныеЛичностные 23
24 Тематическое планирование по предмету Тема урока Тип урок а Планируемые результаты Планир уемые метапре дметны е результ аты Планир уемые личност ные результа ты Характе ристика деятельн ости обучаю щихся Оцени вание деятел ьности учащих ся обучающи йся научится обучающийс я получит возможность научится 24