Тип урока: изучение нового. Цель: Образовательная: закрепить знания о категории рода имен существительных; приучать к соблюдению речевых норм; развивать навыки согласования членов предложения; Развивающая: развивать интерес к предмету; убедить учащихся в жизненной и практической необходимости знаний о родах имен существительных; развивать внимание, память и мышление; развивать умения применять новые знания; развивать речь (учить строить высказывание); учить анализировать ответы одноклассников; понимать свои ошибки; развивать навыки сотрудничества, работы в парах, в группах; развивать мотивацию к исследовательской деятельности.
Цель: Воспитывающая: воспитание интереса к предмету, создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества, формировать правильное отношение к слову, к природе.
Планируемые результаты Личностные: - ценностное отношение к процессу определения рода существительного; - осознание учащимися ценности изучаемого способа определения рода существительного ; - осознание практической важности определения морфологических признаков части речи; - ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу; - осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные: Регулятивные: умеет ставить и формулировать цель деятельности; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия; действует по плану; осуществляет самоконтроль, самокоррекцию; принимает и сохраняет учебную задачу; понимает причины успеха/неуспеха учебной деятельности; адекватно воспринимает оценку своей работы учителем и одноклассниками. Познавательные: осознаёт познавательную задачу; самостоятельно предполагает, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; читает и слушает, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находит её в материалах учебников. Коммуникативные: задаёт вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения, при необходимости отстаивает свою точку зрения, аргументируя её; учится подтверждать аргументы фактами.
Предметные: -умеет определять род существительных по различным показателям (по значению, по суффиксам, по окончаниям); - согласовывает имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени; - составляет распространённые предложения с существительными мужского, среднего и женского рода; объясняет языковые явления.
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; мультимедийная презентация к уроку.
1. Самоопределение к учебной деятельности. Цель: сформировать самооценку готовности к уроку. Личностные УУД: Самооценка готовности к уроку. Метапредметные УУД: Учебно- познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку. - С добрым утром начат день, Первым делом гоним лень. На уроке не зевать, А работать и писать. Начинаем урок!
Можете ли вы по смайликам определить эмоциональное состояние?
2. Актуализация опорных знаний: Цель: Актуализировать знаний о частях речи Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки. Метапредметные УУД : умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения. Предметные УУД : Знания о роде имен существительных, объяснение языковых явлений.
Проверка домашнего задания и обобщение изученного 1) Самопроверка - проверка домашнего задания (упражнение 293) по образцу на доске. 2) Фронтальный опрос по теме предыдущего урока. Что такое имя существительное? -Какие признаки имен существительные мы изучили? -Какие существительные называются одушевленными, а какие неодушевленными? - Какие существительные называются собственными, какие нарицательными? - Для чего мы должны различать существительные собственные и нарицательные? (для того, чтобы правильно писать)
Работа с текстом Я видел сегодня, Как плачет береза,- Текли непрерывно Прозрачные слезы. На слезы людей Были слезы похожи – Не ведал, что дерево Плакать так может. Какой-то глупец На стволе белоствольном Рисунок оставил И ранил он больно Рисунком и словом «Любовь» Ствол березы – Текут непрерывно Горючие слезы. Глупец сделал пыткой Жестокою, злою Прекрасное слово И чувство святое.
Вопросы для анализа: 1. Ребята, о чем это стихотворение? 2. Как вы понимаете слова и выражения не ведал, горючие слезы, белоствольная, чувство святое? 3. Определите тему и основную мысль стихотворения. 4. Как его можно озаглавить?
Словарные слова - не ведал – не знал; - горючие слезы – горькие слезы; - белоствольная береза; - чувство святое.
Работа в парах Задание 1. -Составьте словосочетания с данными именами нарицательными, подобрав к ним имена собственные. Кто справится, поднимает руки. Поэт, стихотворение, район, село, озеро. - Проверка выполнения задания. Пара ребят по очереди читают получившиеся словосочетания, оценка ставится обоим. Задание 2. - Определите род нарицательных существительных. - Как вы определили род данных существительных?
3. Постановка проблемы. Цель: СФормировать представление о результате Личностные УУД: ЦО к умению видеть, формулировать цель, проблему, тему урока. Метапредметные УУД: целеполагание Предметные УУД: затруднение в определении рода существительного.
Прослушав «Веселые рифмы», сформулируйте тему и цели урока: «Веселые рифмы» Род мужской, конечно, мой: мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я; То, про что скажу, – моя: моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род – оно моё: Моё окно, село моё. - Узнайте, о какой части речи будем говорить.
4. Открытие нового знания Цель: Сформировать умение определять род имен существительных Личностные УУД : умение удерживать учебную задачу Метапредметные УУД : владение правильной речью, знания о временах года Предметные УУД : понятия о частях речи, их постоянных и непостоянных признаках. - Какого рода бывают имена существительные? (Муж.р., жен.р., ср.р.)
– Мы должны выяснить, зачем нам нужно уметь определять род имён существительных? (Род существительных нужно уметь определять, чтобы правильно сочетать в предложении имена существительные с прилагательными и глаголами в прошедшем времени в единственном числе.) (Методическая рекомендация. Следует помнить, что местоимения мой, моя, моё – это не способ определения рода, а способ выражения рода. Мы можем подставить эти местоименияопорные слова, если нам известен род существительного. Если же мы не знаем род слова, то и не можем подобрать опорное слово«подсказку»: мозоль, тюль – мой или моя? Учебная задача
5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного. 5. Первичное закрепление УУД Цель – сформировать умение применять полученные знания на практике, выработать способ определения рода имени существительного. Личностные УУД : ЦО к умению выбирать действия по достижению цели Метапредметные УУД : Приобретение способа действий по достижению целей; умение работать самостоятельно Предметные УУД : Умение применять знания на практике
-Некоторые ученики говорят: «Имена существительные изменяются по числам, родам, падежам». Какую ошибку они допускают? -Скажите, сколько родов у имен существительных в русском языке? Выполним задание, которое поможет вам вспомнить грамматическое значение рода имен существительных и некоторые орфограммы. Создание проблемной ситуации
Поиск способов определения рода имени сущ. УУД-установления аналогий и причинно - следственных связей РАБОТА В ТЕТРАДИ Учащиеся распределяют слова в три столбика, работают вслух, доказывая свой выбор по алгоритму, выделяют окончания. Обращают внимание на окончания существительных среднего рода
Задание: распределите имена существительные по родам в три столбика. Проверка: самопроверка по записи на экране. Проверка орфографии: самопроверка (Слайд 23). -Поднимите руку, кто написал слова без ошибок. Работа над ошибками. Земля, лес, страна, олимпиада, солнце, поле, папа, дедушка, девочка, перо, ученик, шепот, ёж, письмо. Словарный распределительный диктант
Физминутка Цель: сформировать ценностное отношение к своему здоровью Личностные УУД : ценностное отношение к здоровому образу жизни. Организация и проведение «физминутки» с пояснениями, позволяющими обучающимся понять значимость упражнений (ценностное отношение к здоровому образу жизни). (Выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения, упражнение на внимание.)
Физкультминутка Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнем И опять писать начнем. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней.
-Какое слово вам подсказало в каком роде должно быть имя существительное? (укрыло) Окончание глагола подсказывает, в каком роде должно стоять существительное. - Назовите основу предложения (одеяло укрыло) - Назовите словосочетание, которое вы вставили. (белоснежное одеяло) Метапредметные УУД- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Мужской род ( он ) Женский род ( она ) Средний род ( оно ) Определение рода имени существительного. Способ 1 аяаяео Фиксированное затруднение
- Сейчас мы будем выполнять творческое задание (Работа над составлением текста по опорным словам) На доске: Наступила холодная _______. Белоснежное ________ укрыло землю. ________ ________ освещает все вокруг. _________ ________ блестит и переливается. Как ______________! Определение рода имени существительного. Способ 2,3
Работа в группах Коммуникативные УУД- готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения установление аналогий и причинно - следственных связей
1. Упражнение Составить текст на тему: «О природе. О красоте природы, о бережном отношении к ней».
7. Контроль и оценка Цель: сформировать чувство самоконтроля и самооценки собственной деятельности Личностные УУД : положительное отношение к проделанной работе. Метапредметные УУД: умение контролировать и оценивать свою работу и полученный результат; Предметные УУД : предлагает вспомнить критерии оценивания, дает время для самооценки, выслушивает результаты.
Определение рода имени существительного. Способ 2. по признаку. Мужской род ( он ) Женский род ( она ) Средний род ( оно ) ыйийяяая ееое Мужской род ( он ) Женский род ( она ) Средний род ( оно ) Что сделал ? Что сделала ? Что сделало ? Способ 3. по действию в прошедшем времени. оа
Вывод: Логическая цепочка: 1)Местоимение и окончание им.существительного указало на род; 2) глагол подсказал род им.существительного; 3) им.прилагательное указало на род. им.существительного
-Подведем итог нашего урока. -Какова была цель урока? - Какие знания мы открыли? -Какие способы определения рода имени сущ. мы узнали? - Какой способ вам понравился больше? -Научились мы определять род имен существительных?
8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. 8. Рефлексия Цель: Развивать рефлексивные умения. Создавать ситуации для осмысления всей работы на уроке. Личностные УУД : Осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока. Метапредметные УУД : умение сравнивать, делать выводы; Предметные УУД : применение новых знаний в жизненных ситуациях;
УУД - освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии -А какое задание было наиболее трудным? -Почему?
САМООЦЕНКА -Оцените свою работу на уроке по 5- бальной системе УУД-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Домашнее задание по выбору: 1. Подготовить связный ответ о словосочетаниях. 2. Написать мини-сочинение: О красоте природы, о бережном отношения к ней. Самим озаглавить текст.
Спасибо за внимание