ПОДГОТОВКА ОРГАНИЗАТОРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.К. МОШЕТОВА Ректор РМАПО, академик РАН С.Ю. АСТАНИНА Начальник учебно-методического управления РМАПО, доцент
7 мая 2012 года 598 УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни, постановляю: 2. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: г) разработать комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников…
МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МЕДИКО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (из материалов Коллегии Минздрава России, г.) Естественный прирост населения в 2013 году составил 24,0 тыс.человек и обусловлен, в основном, снижением смертности Обеспечить к 2018 году снижение смертности от: Болезней системы кровообращения, новообразований, туберкулеза, младенческой смертности, дорожно-транспортных происшествий.
На 1 января 2014 года в учреждениях здравоохранения системы Минздрава России работали: врача, средних медицинских работников КАДРОВЫЕ РЕСУРСЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Дефицит врачей по специальностям анестезиология-реаниматология патологическая анатомия скорая медицинская помощь клиническая лабораторная диагностика рентгенология фтизиатрия психиатрия
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫЕ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МИНИСТЕРСТВУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЫСШЕГО профессионального образования 46 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО профессионального образования 6 СРЕДНЕГО профессионального образования 3 Ежегодно обучаются за счет федерального бюджета СПО ВПО Интернатура, ординатура, аспирантура, докторантура ДПО более (Коллегия Минздрава России, )
Глава 2. Система образования ст. 10 Структура системы образования 5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования: 1) среднее профессиональное образование; 2) высшее образование – бакалавриат ; 3) высшее образование – специалитет, магистратура ; 4) высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации. Глава 10. Дополнительное образование ст. 76 Дополнительное профессиональное образование Федеральный закон от г. 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от г. 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» Оптимизация номенклатуры специальностей специалистов с медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения. Совершенствование методики расчета потребности в медицинских кадрах. Определение потребности в специалистах с немедицинским образованием. Мониторинг кадрового состава системы здравоохранения, ведение Федерального регистра.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от г. 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» Разработка, реализация и мониторинг на региональном уровне программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, оценку уровня квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, разработку дифференцированных мер социальной поддержки, в первую очередь дефицитных специальностей. Разработка профессиональных стандартов. Разработка и создание глобального банка примерных программ дополнительного профессионального образования.
РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от г. 614-р «О комплексе мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» Разработка и утверждение типовых отраслевых норм труда в сфере здравоохранения. Поэтапный перевод медицинских работников на «эффективный контракт». Формирование и внедрение системы аккредитации специалистов здравоохранения. Формирование системы повышения квалификации административно-управленческого персонала медицинских и фармацевтических организаций.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАДАНИЯ НА ПОДГОТОВКУ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ Государственное задание на подготовку специалистов
ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ ЦЕЛЕВОЙ ПРИЕМ – ведущий механизм реализации среднесрочных перспектив планирования потребности и расстановки кадров в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации Ежегодно Минздрав России в рамках контрольных цифр приема устанавливает квоту мест целевого приема. Отмечается тенденция увеличения доли целевого приема. В 2013 г. целевой прием составил до 62-68% от общего объема контрольных цифр. Трудоустройство лиц, обучавшихся в рамках целевого приема, в 2013 году достигло 80%. Ст. 56 Федерального закона от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от г «О порядке заключения и расторжения Договора о целевом приеме и договора о целевом обучении»
Задачи в области перспективного целевого планирования подготовки медицинских кадров по дополнительным профессиональным программам Дальнейшее развитие и укрепление связей образовательных организаций и органов управления здравоохранением субъектов РФ и муниципальных образований при осуществлении планирования подготовки медицинских кадров. Развитие целевого планирования с учетом современных и перспективных потребностей в подготовке медицинских кадров. Сочетание долгосрочного перспективного планирования с оперативным планированием подготовки медицинских кадров.
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Новая информационно-образовательная среда Получение и совершенствование медицинского образования Потребности общества Модернизация здравоохранения Мировые тенденции
Удельный вес специалистов, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации в 2013 г.
КЛИНИЧЕСКИЕ БАЗЫ 88 кафедр РМАПО лечебного профиля Общая площадь учебных помещений на клинических базах ,9 кв.м. Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст. 82 п. 4 Поручение Президента РФ от г. Пр клинических баз
Кадровое обеспечение непрерывного медицинского образования ППС других специальностей (педагоги, психологи, биологи, социологи и др.) ППС других специальностей (педагоги, психологи, биологи, социологи и др.) ППС среднего медицинского профессионального образования ППС среднего медицинского профессионального образования ППС дополнительного медицинского профессионального образования ППС дополнительного медицинского профессионального образования ППС высшего медицинского профессионального образования ППС высшего медицинского профессионального образования
АКЦЕНТУАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ КРИТЕРИИ АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ЦЕЛЬ МОТИВАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ Приобретение знаний впрок Внешние причины Междисцип- линарное модульное Предметное Личные потребности Самостоят. поиск знаний, нужных сейчас Обучаемый Обучающий Информац-но пассивные Информац-но активные ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ЦЕЛЬ МОТИВАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ МЕДИЦИНСКОГО И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕЙСТВУЮЩИЕ ФГОС III поколения – 9 Примерные основные образовательные программы (ФГТ): ординатуры – 89, интернатуры – 29, аспирантуры - 46 Программы ДПО – более 3000 в банке данных Минздрава России РАЗРАБАТЫВАЮТСЯ Минздравом России утверждены Планы-графики разработки и макеты: Примерных основных профессиональных образовательных программ ординатуры (ФГОС) г. ? Примерных дополнительных профессиональных образовательных программ – г.
Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией ( Содержание дополнительного профессионального образования определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией (Часть 6 статьи 76)
Структура ДПП ПП врачей по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты Структура ДПП ПП врачей по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье» включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты Соответствие требованиям приказу Минобрнауки России от
Программа профессиональной переподготовки разрабатывается организацией на основании: установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов, требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования к результатам освоения образовательных программ. (Часть 10 статьи 76)
Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации ( Реализация программы профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации (Часть 5 статьи 76)
Содержание реализуемой программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям Содержание реализуемой программы должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям (Часть 9 статьи 76)
В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы В структуре программы профессиональной переподготовки должны быть представлены: характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и (или) перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы (Часть 9 статьи 76)
Содержание реализуемой программы должно учитывать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей Содержание реализуемой программы должно учитывать квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей (Часть 6 статьи 76)
Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно Освоение дополнительных профессиональных образовательных программ завершается итоговой аттестацией обучающихся в форме, определяемой организацией самостоятельно (Часть 15 статьи 76)
При реализации программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения При реализации программ организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использовании различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения (Часть 3 статьи 13)
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) (Часть 9 статьи 2)
Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации Учебный план дополнительной профессиональной программы определяет перечень иных видов учебной деятельности обучающихся и формы аттестации (Часть 9 статьи 2)
Календарный учебный график Структура дополнительной профессиональной программы включает календарный учебный график Структура дополнительной профессиональной программы включает календарный учебный график (Пункт 9 статьи 2)
Структура дополнительной профессиональной программы включает организационно-педагогические условия организационно-педагогические условия (Пункт 9 статьи 2)
Структура дополнительной профессиональной программы включает формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты Структура дополнительной профессиональной программы включает формы аттестации, оценочные материалы и иные компоненты (Пункт 9 статьи 2)
Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки Дополнительная профессиональная программа может реализовываться полностью или частично в форме стажировки (Часть 3 статьи 13)
Оценка качества освоения дополнительных профессиональных программ проводится в отношении соответствия результатов освоения дополнительной профессиональной программы заявленным целям и планируемым результатам обучения процедуры (процесса) организации и осуществления программы установленным требованиям к структуре, порядку и условиям реализации программ способности организации результативно и эффективно выполнять деятельность по предоставлению образовательных услуг
Количество врачей, подготовленных по программам ДПО в РМАПО
Программы, реализуемые в РМАПО Профессиональная переподготовка по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» Повышение квалификации с последующей сертификацией по специальностям «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы» Повышение квалификации по наиболее актуальным проблемам организации здравоохранения
Программы повышения квалификации в РМАПО по направлению «Организация здравоохранения и общественное здоровье» «Медицинское право» «Медицинская экспертиза» «Экспертиза временной нетрудоспособности» «Экспертиза качества медицинской помощи» «Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи» «Медицинское право» «Медицинская экспертиза» «Экспертиза временной нетрудоспособности» «Экспертиза качества медицинской помощи» «Экспертиза временной нетрудоспособности и контроль качества медицинской помощи» «Управление качеством в сфере здравоохранения» «Управление качеством медицинской помощи» (72 ч.) «Экспертиза и контроль качества медицинской помощи» «Управление качеством медицинской помощи» (144 ч.) «Экспертиза качества медицинской помощи и управление качеством в здравоохранении» «Управление качеством в сфере здравоохранения» «Управление качеством медицинской помощи» (72 ч.) «Экспертиза и контроль качества медицинской помощи» «Управление качеством медицинской помощи» (144 ч.) «Экспертиза качества медицинской помощи и управление качеством в здравоохранении» «Организация оборота наркотических средств и психотропных веществ и управление качеством в здравоохранении» «Медицина катастроф» «Преподавание медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования» «Актуальные вопросы анестезиологии и реаниматологии в медицине катастроф» «Актуальные вопросы хирургии в медицине катастроф» «Организация оборота наркотических средств и психотропных веществ и управление качеством в здравоохранении» «Медицина катастроф» «Преподавание медицины катастроф в системе непрерывного медицинского образования» «Актуальные вопросы анестезиологии и реаниматологии в медицине катастроф» «Актуальные вопросы хирургии в медицине катастроф»
Контингент обучающихся по дополнительным профессиональным программам организаторов здравоохранения Руководители и специалисты органов управления здравоохранением. Руководители медицинских организаций, учреждений здравоохранения по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Лица, включенные в резерв кадров на замещение должностей руководителя учреждения здравоохранения, органа управления здравоохранением. Врачи методисты. Врачи-статистики. Специалисты системы медицинского страхования.
Кафедры, реализующие программы подготовки руководителей здравоохранения Организации здравоохранения и общественного здоровья Медико-социальных проблем охраны материнства и детства Медицинского права общественного здоровья и управления здравоохранением Организации санитарно-эпидемиологической службы Международного здравоохранения Медицинской статистики и информатики Медицинской экспертизы Медицины катастроф Мобилизационной подготовки здравоохранения Гериатрии и медико-социальной экспертизы
Количество руководителей органов управления здравоохранением, медицинских организаций, прошедших обучение в РМАПО по дополнительным программам Количество руководителей органов управления здравоохранением, медицинских организаций, прошедших обучение в РМАПО по дополнительным программам
Участие в образовательных мероприятиях НПО (36 уч.ч.) Освоение программы без отрыва от работы (дистанционное обучение 54 уч.ч.) Освоение программы в очной форме (54 уч.ч.) 144 учебных часа
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РМАПО Асинхронная форма организации учебного процесса (индивидуальное обучение) Учебный модуль дистанционного обучения врачей-терапевтов Учебный модуль дистанционного обучения врачей-педиатров
СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ – СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ – ЭФФЕКТИВНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ И БИЗНЕСА Федеральный закон от г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Ст. 16 Сетевая форма реализации образовательных программ Научные организации Образовательные организации Некоммерческие профессиональные организации Бизнес – организации
« ЗДРАВООХРАНЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. ИТОГИ 2013 г.» (Коллегия Министерства здравоохранения Российской Федерации, г.) Целью государственной политики в области здравоохранения на период до 2020 года является формирование системы, обеспечивающей доступность и качество медицинской помощи. Для достижения поставленной цели необходимо решать задачи укрепления кадрового потенциала, повышения качества профессиональной подготовки медицинских работников.
СПАСИБО ЗА ЗАВНИМАНИЕ!