Возрастные особенности и психология детей от рождения до 1 го да. Педагог-психолог: Петрова. О.В МАДОУ 5 «Теремок»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентацию подготовила учитель-логопед дошкольного отделения 1 ГБОУ СОШ 1415 Антипенко Анна Романовна 1.
Advertisements

Новорожденность - критический период в жизни ребенка. Основные новообразования возраста.
Младенчество (первый год жизни ребенка)
Нервно-психическое развитие ребенка от 1 до 12 месяцев жизни.
Тема 3 МЛАДЕНЧЕСКИЙ ПЕРИОД. Существенная черта психики младенца – многоканальность развития: формирование психики одновременно происходит в различных.
Горлова Любовь Ивановна ГДОУ д/с 67 Выборгского района.
От развития движений к развитию интеллекта. Возможность развития заложена природой, а само развитие разворачивается только при определенных внешних условиях.
РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Югорский.
ДЕТСТВО Руководитель: Карпова А. А. Выполнила Севрикова София ученица 4А класса.
Особенности развития детей 3- 4 лет. Анатомо-физиологические особенности развития К четырем годам рост ребенка достигает см. Вес детей в среднем.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 4 – 5 лет. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ В данном возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим: - разнообразными.
Этап новорожденности длится от рождение до момента появления комплекса оживления - первого осознанного действия, направленного на общение с родителем.
МЛАДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ. Младенчество (0-1 год) - особая пора в развитии ребенка, период жизни ребенка между его рождением и достижением годовалого возраста.
Консультация для педагогов и родителей Педагог-психолог Майорова Л.Н.
Младенчество. Общая характеристика Младенческий возраст – период жизни ребенка от 1 (2) месяцев до 1 г. Жизнь ребенка в этот период зависит от ухаживающего.
Развитие речи у ребенка на первом году жизни Выполнила Ширякова О.И. 513 группа лечебного факультета.
Характеристика дошкольного детства Возрастная психология.
Речь детей с РДА Горбачева Л.И.. Этапы становления речи детей по А.Н. Леонтьеву 1-й – подготовительный – до 1 года; 2-й – преддошкольный – от 1 года до.
ПРЕДМЕТНЫЙ МИР И ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬЮ Выполнила: Спиридонова Светлана Студентка группы: 4 ППДОб
Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Транксрипт:

Возрастные особенности и психология детей от рождения до 1 го да. Педагог-психолог: Петрова. О.В МАДОУ 5 «Теремок»

Поистине удивительно то, как меняется ребенок в течение первого года своей жизни. Из младенца, не умеющего управлять своим телом и криком извещающего о своих желаниях, он становится маленьким пытливым человеком, который уже самостоятельно ходит и общается со взрослыми не только жестами и звуками, но и употребляет первые слова. За каждым этим достижением, много открытий, познаний законов окружающего мира, переживаний и ощущений. О том, как меняется Ваш ребенок физически и психологически в течение первых 12 месяцев его жизни.

ФИЗИОЛОГИЯ. МОТОРИКА. Период новорожденности длиться до 2-3 месяца. Ребенок рождается беспомощнее, чем детеныши животных. Малыш рождается с набором безусловных рефлексов, помогающих приспособиться к внешней среде: регулирующие биологически необходимые функции (сосательный, оборонительный, ориентировочный); двигательные рефлексы (хватательный, опорный, рефлекс переступания). На большую же часть внешних воздействий ребенок реагирует движениями ручек и ножек. 1-3 месяца – ребенок удерживает голову, лежа на животе. На 2-4 месяце развиваются хватательные движения и манипуляции с предметами. Восприятие приобретает предметность и константность. 2-4 месяца – рассматривает и захватывает предмет рукой. 3-5 месяцев – дотягивается до предмета рукой. 4 месяца – самостоятельно переворачивается со спины на бок. 5-5,5 месяцев - самостоятельно переворачивается со спины на живот. Стоит при поддержке за обе руки. Пытается ползать. Четко берет предмет из руки взрослого. В 5-7 месяцев уже может перекладывать предмет из руки в руку. В 5-8 месяцев (чаще 6-6,5 мес.) ребенок может сидеть без поддержки более 30 секунд. В 7-13 месяцев начинает ходить с поддержкой месяцев – осваивает «пинцетный захват» (держит предмет между большим и указательным пальцами). 10 мес. – Повторяет за взрослым «ладушки», «пока-пока». Под контролем зрения вкладывает пальцы в отверстие месяцев (чаще мес.) – самостоятельно ходит, приседает, встает.

НЕРВНО ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 0-1 ГОДА. МОЗГ НОВОРОЖДЕННОГО. Врожденные рефлексы регулируются спинномозговыми и подкорковыми нервными центрами. Кора больших полушарий еще полностью не сформировалась, нервные клетки не имеют ответвлений, проводящие пути не покрыты защитными оболочками, как следствие усиленное возбуждение и затрудненное формирование условных рефлексов. То, что при рождении у ребенка нет врожденных форм поведения – это не слабость, а его сила. Это дает малышу безграничные возможности приобретения нового опыта и развития. Для нормального созревания мозга новорожденного необходима активная работа анализаторов (зрения, слух и т.д.). Если ребенок не получает достаточно чувственных впечатлений из окружающей среды, его развитие резко замедляется. Особенность развития новорожденного – деятельность его анализаторов формируется быстрее, чем телесные движения. Особенно быстро развиваются зрение и слух. На их основе формируется ориентировочный рефлекс, и складываются разнообразные условно-рефлекторные связи.

Уже в первые 10 дней после рождения у малыша появляется первый условный рефлекс – положение при кормлении. К 2-3 месяцам у ребенка появляются особые формы реагирования на появление взрослого (матери): появляется эмоционально-двигательная реакция – «комплекс оживления» - ребенок концентрирует взгляд на лице, склонившегося к нему человека, улыбается ему, радостно двигает ручками и ножками. Если ребенок растет в бедной на чувственные воздействия среде (в сенсорной изоляции) этот комплекс может не выработаться. Появление комплекса оживления знаменует переход от новорожденности к младенчеству.

МЫШЛЕНИЕ. В младенчестве появляется тенденция к преднамеренным действиям: тянется к определенной игрушке. К концу младенческого возраста проявляется большая подражательная способность. Подражательные и преднамеренные действия свидетельствуют о развитии интеллекта. После начала преднамеренного манипулирования предметами (трясти, стучать) в действиях детей можно обнаружить элементарные проявления мышления. При действиях с предметами перед ребенком возникают и им решаются интеллектуальные задачи. Таким образом, мышление ребенка развивается в действии.

ЗРЕНИЕ МЛАДЕНЦА. В первые недели жизни дети по-разному рассматривают различные объекты. Малыши 5-7 дней отроду чаще и дольше рассматривают фигуры более сложной формы, выделяют движущиеся и объемные предметы. Все эти черты характерны для человеческого лица, и их ребенок готов воспринимать уже с первых дней своей жизни. 10 дней – ребенок удерживает в поле зрения движущийся предмет дней – способен удерживать в поле зрения неподвижный предмет. 1 месяц – сосредотачивает взгляд на предмете или лице человека, может плавно проследить за движущимся предметом. 5 месяцев – переводит взгляд с одного предмета на другой. 6 месяцев – рассматривает все вокруг предметы, людей. 12 месяцев – узнает на фотографии знакомое лицо, различает две контрастные формы предметов.

СЛУХ. Младенцы слышат и различают звуки по высоте. Они особенно чувствительны к человеческой речи.чувствительны к человеческой речи 10 дней – при резком звуке вздрагивает и мигает дней – реагирует на голос взрослого. 1 месяц – прислушивается к звукам и голосам. 2-3 месяц – поворачивает голову на звук, прислушивается, ищет глазами говорящего. 5 месяцев – узнает голос матери и различает его интонацию. 9 месяцев – танцует под мелодию вместе со взрослыми.

ОБЩЕНИЕ. Жизнь младенца полностью зависит от взрослого, который удовлетворяет физические и психические потребности ребенка. Ребенок оживляется, когда его берут на руки и носят, так развивается его сенсорный опыт. Выготский Л.С. «Отношение ребенка к действительности оказывается с самого начала социальным отношением». Младенец – социальное существо. Во всякой ситуации в его жизни присутствует другой человек. Сейчас взрослый – это посредник в общении ребенка с внешним миром. Основная форма общения ребенка и взрослого в этот период – совместная деятельность. Взрослый вызывает у ребенка активность к внешнему миру, ребенок сам призывает взрослого к активному общению. В возрасте 1 месяца появляется первая улыбка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. 2 месяца – появляется гуление, которое к 3-5 месяцам становиться певучим. 6 месяцев - лепет, на основе которого появляются фонемы родного языка. 8 месяцев – четко произносит и повторяет разные слоги. 9 месяцев – повторяет за взрослым слоги, которые уже есть в лепете. 10 месяцев – повторяет за взрослым новые слоги, которых до этого не было в его лепете. 11 месяцев - первые слова (мама, папа, дай) К концу первого года понимает многие слова. Обычно произносит слов. К концу первого года возникает связь между названием предмета и самим предметом. Ребенок ищет называемый предмет и находит его. Это начальная форма понимания речи. С 11 месяцев начинается переход от дофонемной к фонемной речи. Этот процесс продолжается на 2-м, 3-м и даже 4-м годах жизни.

ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ МЛАДЕНЦА Впервые о ребенке принято говорить, как о личности к трем годам. Однако формирование личности малыша начинается уже в течение первого года жизни и происходит это скрыто от внешнего наблюдения. В это время закладываются основы личностных качеств, которые мы можем увидеть в сформированном виде в более позднем возрасте. Они формируются на основе общения и взаимодействия со взрослыми в первый год жизни малыша. Уже в младенчестве у ребенка начинает формироваться любовь и симпатия к близким людям, формируется так называемое чувство привязанности. В этом возрасте также происходит оформление качеств темперамента ребенка. Как известно, темперамент зависит от врожденных особенностей нервной системы. Однако большое влияние на его внешние проявления оказывают приобретенные привычки, национальные и культурные особенности общения и поведения, которые впитывает ребенок с первых дней жизни из взаимоотношений со взрослыми. В возрасте 8-12 месяцев у детей часто возникают страхи. Ребенок может например бояться незнакомцев, плакать при расставании с близкими людьми, в незнакомой обстановке и т.д. Наиболее сильно страхи проявляются в возрасте месяцев. Конец первого года – начало второго знаменуется кризисом первого года. Дети начинают проявлять непослушание, которое выражается в упрямстве, повторении запрещенных родителями действий. Это происходит потому, что ребенок активно изучает окружающий мир. Он экспериментирует, с настойчивостью и интересом повторяет действия, чтобы посмотреть на результат. Такая любознательность часто наталкивается на непонимание и запреты взрослых. В ответ на прямой запрет взрослого ребенок упрямиться и пытается настоять на своем, повторяя именно то, что ему запрещают. В ответ на запрет он может начать плакать, громко кричать, бросать предметы, падать на пол, демонстративно не слушаться. Все происходящее свидетельствует о развитии ребенка и переходе его на следующий этап.

Возросшие возможности и потребности ребенка рождают в нем неудовлетворенность местом, которое он занимает среди других людей и стремление это изменить. Сопротивление требованиям взрослых – посути есть попытки расширить границы своего поведения и указать взрослым на то, что им необходимо пересмотреть свое поведение и требования по отношению к уже подросшему малышу. ________________________ Важно знать, что в первые месяцы своей жизни ребенок развивается не просто быстро, а стремительно. В возрасте до трех лет темп развития остается максимально быстрым, по сравнению с более поздними периодами в жизни ребенка.В возрасте до трех лет Поэтому родителям важно предоставить как можно больше возможностей для развития малыша: любовь и заботу свободу для физической активности развивающую среду и игрушки

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!