Диагностика грамотности чтения. Смакотина М.В. Учитель истории МАОУ лицея 7
Многие проблемы в обучении связаны с тем, что учащиеся обладают низкой читательской грамотностью. «Они умеют читать, они не умеют понимать прочитанное», - говорят учёные.
Один из слоганов, провозглашаемых новым стандартом: «От обучения чтению к чтению для обучения!..» Почему чтению уделяется такое внимание?
Вопрос 1. Почему мы сегодня говорим о читательской грамотности? Вот фрагмент из материалов ФГОС НОО: На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями: * речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией; * коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Вопрос 2. Что понимается под читательской грамотностью на международном уровне? Грамотность чтения – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, участвовать в социальной жизни Мы знаем: в начальной школе в программу формирования универсальных учебных действий включена подпрограмма «Чтение. Работа с текстом». в основной школе одной из четырёх междисциплинарных программ заявлена программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом»
Вопрос 3. Какие читательские умения проверяются в международных исследованиях? Вопрос 4. Какие разделы входят в состав программы "Чтение. Работа с текстом" ("Основы смыслового чтения и работа с текстом")?
Как сформировать читательскую грамотность? Предлагайте задания на структурирование текстовой информации (таблично, графически, схематично) (Пример 1). Составляйте задания на сопоставление информации, представленной в разных форматах (формализованный, графический, текстовый, табличный) (Пример 2). Формулируйте детям вопросы к тексту для поиска ответа не по ключевым словам, а по смыслу (Пример 3). Давайте задания на интерпретацию графиков, схем, диаграмм (Пример 4). Обращайте внимание на трудности, показывайте пути преодоления трудностей. Создавайте условия для системной систематической работы с текстом.
Способы диагностики грамотности чтения
Конкурс «Почитай-ка»
Задание выполнять не нужно. Нужно определить, что проверяет каждое задание Нахождение информации - А Интерпретация текста - Б Рефлексия и оценка - В
Ответы АБВ 7,1110,128,9