Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, декан факультета специальной педагогики ГБОУ ВПО МГПУ.
Advertisements

Осуществление непрерывного образования детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, на всех возрастных этапах начиная с первых месяцев жизни Дошкольное воспитание.
Формирование позитивной среды (толерантного отношения взрослых и детей) для осуществления интегрированного образования инвалидов с помощью СМИ.
ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: подходы к разработке, структуре и содержанию Нагимова Наталья Ивановна, ст. научный сотрудник.
1 Государственный контракта от Проект : « Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей.
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский.
Подготовка педагогов для инклюзивного образования В.В. Рубцов ректор ГОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет»
Департамент образования города Москвы Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы «Московский.
Программы курсов повышения квалификации слушателей Центр инклюзивного образования 2012 г.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Проблемы и возможности подготовки и переподготовки профессиональных кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья Ворошнина О.Р., заведующий.
Самсонова Елена Валентиновна руководитель Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ МОСКОВСКИЙ.
Лобанова Н.М., директор МКОУ Курагинский «ЦД и К», руководитель ПМПК. МКОУ Курагинский «ЦД и К»
Вариативные модели и формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. С.В. Сухова руководитель ТПМПК, учитель-дефектолог высшей квалификационной.
Стажировочная площадка на базе ГБОУ Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» «Распространение современных.
Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Акинина Ю.Д. ИКП РАО Актуальные проблемы сопровождения ребенка с глубоким нарушением зрения в условиях образовательного учреждения.
Организация интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях города Кировска.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
Транксрипт:

Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ 1

В рамках реализации Государственного контракта от «11» марта 2014 года 07.Р «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» проводит курсы повышения квалификации для тьюторов из числа специалистов институтов развития образования и институтов повышения квалификации из 83 субъектов Российской Федерации. 2

Очный модуль проводится в 2 этапа: с 12 мая по 16 мая 2014 г. для тьюторов институтов развития образования и институтов повышения квалификации, представителей Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного и Центрального федеральных округов, кроме Москвы и Московской области; с 19 мая по 23 мая 2014 г. для тьюторов институтов развития образования и институтов повышения квалификации, представителей Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Приволжского и Крымского федеральных округов, Москвы и Московской области. 3

Тьюторы в дальнейшем должны провести обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико- педагогических комиссий и образовательных организаций по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка–инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в субъектах РФ за счет средств проекта. В 2014 г. – чел., в 2015 г. – чел. 4

Дополнительная профессиональная программа для тьюторов включает в себя 2 модуля: дистантный и очный (по 36 часов каждый). Срок проведения дистантного модуля - с 18 апреля по 20 мая 2014 г. Очный модуль: Тема 1. Особенности деятельности руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в образовательное пространство Тема 2. Роль и содержание деятельности ПМПК в реализации права на получение образования детей с ОВЗ, определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ Тема 3. Особенности деятельности педагога, учителя-предметника, классного руководителя образовательной организации при включении ребенка с ОВЗ, создание адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ Тема 4. Особенности деятельности специалистов сопровождения (учителя- логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги) образовательной организации – членов ПМПк – в части организации процесса получения образования учащимися с ОВЗ, в том числе с инвалидностью 5

Потребность в специалистах нового поколения обусловлена следующими факторами: Общее снижение рождаемости и увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Налаживание системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Развитие и нарастание интеграционных процессов и повышение внимания массовой общеобразовательной школы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении. Включение новых категорий лиц с ограниченными возможностями в образовательную среду (дети со сложной структурой нарушений, с тяжелой двигательной патологией, с ранним детским аутизмом). 6

Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26% 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. 7

Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%, психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9%, травмы – 7,1%, эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2 %. 8

Налаживание системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. 9

Комплексный междисциплинарный подход 10

Включение родителей в коррекционно- развивающий процесс 11

Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Развитие и нарастание интеграционных процессов и повышение внимания массовой общеобразовательной школы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении. 12

Развитие инклюзивного образования одновременно с оптимизацией традиционных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (с учетом внедрения современных организационно- методических основ комплексной реабилитации) Приоритет интеграции - это не отказ от достижений сложивщейся в России традиционной системы специального образования. Не должно быть решительной смены принципов и методов обучения детей с ОВЗ. Для многих детей-инвалидов инклюзивное образование нецелесообразно, а для кого-то практически невозможно. 13

Осуществление непрерывного образования детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, на всех возрастных этапах начиная с первых месяцев жизни Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ, получение ими среднего, среднего специального и высшего образования. Создание единой «зоны» реабилитационного пространства, с индивидуально-ориентированным комплексным подходом к каждому ребенку. Перед системой образования детей с ОВЗ стоят задачи: 14

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров специальных педагогов и специальных психологов педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, социальных педагогов для профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды. Для это необходимо: формирование компетентного, образованного, культурного, толерантного педагога, повышение мобильности классического специального педагога; разработка новых моделей подготовки и переподготовки кадров (специализаций, профилей, спецкурсов), способных работать в новых условиях; 15

Научно-методическое обеспечение образовательного процесса 16

Создание специальных условий образования детей-инвалидов Доступность места обучения, в т.ч. городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения. Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями (отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута). Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение (лифт, спец. туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.) 17

Активное внедрение полифункциональной интерактивной среды в дошкольные и школьные образовательные учреждения Использование реабилитационных возможностей «темной» и «светлой» сенсорных комнат, сенсорных стимулирующих наборов и др. 18

Обеспечение возможности надомного и дистанционного обучения детей и подростков Для этого должны быть разработаны специальные программы обучения, учебно-методические пособия 19

Формирование позитивной среды (толерантного отношения взрослых и детей) для осуществления интегрированного образования инвалидов с помощью СМИ. 20

Формирование информационного поля Создание единой информационной системы учета данных по детям-инвалидам, которая на сегодняшний день практически отсутствует (как в Москве, так и в других регионов России). База данных учитывает их медицинские показатели, численность, структуру заболевания, включенность в систему образования, выполнение индивидуальных программ реабилитации... Регулярное проведение научно-практических исследований и мониторингов по различным аспектам детской инвалидности 21

Разработка содержания и организация системы эффективной профориентационной и довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов Создание условий для инклюзивного обучения в системе профессионального образования лиц с ОВЗ Обеспечение трудоустройства выпускников с ОВЗ совместно с учреждениями социальной защиты, службы занятости, работодателями, региональными и местными органами управления 22

Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дети с задержкой психического развития (ЗПР) дети с нарушением интеллекта (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 23