Приходько Оксана Георгиевна доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ 1
В рамках реализации Государственного контракта от «11» марта 2014 года 07.Р «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка – инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГБОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет» проводит курсы повышения квалификации для тьюторов из числа специалистов институтов развития образования и институтов повышения квалификации из 83 субъектов Российской Федерации. 2
Очный модуль проводится в 2 этапа: с 12 мая по 16 мая 2014 г. для тьюторов институтов развития образования и институтов повышения квалификации, представителей Северо-Западного, Сибирского, Дальневосточного и Центрального федеральных округов, кроме Москвы и Московской области; с 19 мая по 23 мая 2014 г. для тьюторов институтов развития образования и институтов повышения квалификации, представителей Южного, Северо-Кавказского, Уральского, Приволжского и Крымского федеральных округов, Москвы и Московской области. 3
Тьюторы в дальнейшем должны провести обучающие мероприятия для специалистов психолого-медико- педагогических комиссий и образовательных организаций по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка–инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в субъектах РФ за счет средств проекта. В 2014 г. – чел., в 2015 г. – чел. 4
Дополнительная профессиональная программа для тьюторов включает в себя 2 модуля: дистантный и очный (по 36 часов каждый). Срок проведения дистантного модуля - с 18 апреля по 20 мая 2014 г. Очный модуль: Тема 1. Особенности деятельности руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ, в том числе с инвалидностью, в образовательное пространство Тема 2. Роль и содержание деятельности ПМПК в реализации права на получение образования детей с ОВЗ, определение специальных образовательных потребностей ребенка с ОВЗ Тема 3. Особенности деятельности педагога, учителя-предметника, классного руководителя образовательной организации при включении ребенка с ОВЗ, создание адаптированной образовательной программы для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ Тема 4. Особенности деятельности специалистов сопровождения (учителя- логопеды, дефектологи, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги) образовательной организации – членов ПМПк – в части организации процесса получения образования учащимися с ОВЗ, в том числе с инвалидностью 5
Потребность в специалистах нового поколения обусловлена следующими факторами: Общее снижение рождаемости и увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Налаживание системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. Развитие и нарастание интеграционных процессов и повышение внимания массовой общеобразовательной школы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении. Включение новых категорий лиц с ограниченными возможностями в образовательную среду (дети со сложной структурой нарушений, с тяжелой двигательной патологией, с ранним детским аутизмом). 6
Доля здоровых новорожденных за последние годы снизилась с 48% до 26% 74% новорожденных рождаются физиологически незрелыми, с проблемами здоровья. До 86% имеют неврологическую патологию (перинатальное поражение ЦНС). Не более 10% детей дошкольного возраста и 4% детей подросткового возраста абсолютно здоровы. 7
Дети-инвалиды: врожденные аномалии (пороки развития) -22,2%, психические расстройства – 15,3%, болезни нервной системы – 13,9%, травмы – 7,1%, эндокринные заболевания - 6,8%, болезни органов дыхания – 6,5%, др. виды патологии – 28,2 %. 8
Налаживание системы ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии. 9
Комплексный междисциплинарный подход 10
Включение родителей в коррекционно- развивающий процесс 11
Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Традиционные формы специального образования (специальные коррекционные образовательные учреждения) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) Инновационные формы (инклюзивное образование в условиях общеобразовательных учреждений) СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ Развитие и нарастание интеграционных процессов и повышение внимания массовой общеобразовательной школы к тем учащимся, которые испытывают трудности в обучении. 12
Развитие инклюзивного образования одновременно с оптимизацией традиционных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (с учетом внедрения современных организационно- методических основ комплексной реабилитации) Приоритет интеграции - это не отказ от достижений сложивщейся в России традиционной системы специального образования. Не должно быть решительной смены принципов и методов обучения детей с ОВЗ. Для многих детей-инвалидов инклюзивное образование нецелесообразно, а для кого-то практически невозможно. 13
Осуществление непрерывного образования детей с ОВЗ, в том числе инвалидов, на всех возрастных этапах начиная с первых месяцев жизни Дошкольное воспитание и обучение детей с ОВЗ, получение ими среднего, среднего специального и высшего образования. Создание единой «зоны» реабилитационного пространства, с индивидуально-ориентированным комплексным подходом к каждому ребенку. Перед системой образования детей с ОВЗ стоят задачи: 14
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров специальных педагогов и специальных психологов педагогов и психологов общеобразовательных учреждений, социальных педагогов для профессиональной деятельности в условиях инклюзивной среды. Для это необходимо: формирование компетентного, образованного, культурного, толерантного педагога, повышение мобильности классического специального педагога; разработка новых моделей подготовки и переподготовки кадров (специализаций, профилей, спецкурсов), способных работать в новых условиях; 15
Научно-методическое обеспечение образовательного процесса 16
Создание специальных условий образования детей-инвалидов Доступность места обучения, в т.ч. городской инфраструктуры для прибытия к месту обучения. Оборудование территории, непосредственно прилегающей к зданию образовательного учреждения, в соответствии с требованиями (отсутствие бордюров, препятствий, наличие пандусов, маркировка маршрута). Специально оборудованное здание ОУ и его техническое оснащение (лифт, спец. туалетные комнаты, маркировка маршрутов движения по зданию, соответствующее освещение и т.д.) 17
Активное внедрение полифункциональной интерактивной среды в дошкольные и школьные образовательные учреждения Использование реабилитационных возможностей «темной» и «светлой» сенсорных комнат, сенсорных стимулирующих наборов и др. 18
Обеспечение возможности надомного и дистанционного обучения детей и подростков Для этого должны быть разработаны специальные программы обучения, учебно-методические пособия 19
Формирование позитивной среды (толерантного отношения взрослых и детей) для осуществления интегрированного образования инвалидов с помощью СМИ. 20
Формирование информационного поля Создание единой информационной системы учета данных по детям-инвалидам, которая на сегодняшний день практически отсутствует (как в Москве, так и в других регионов России). База данных учитывает их медицинские показатели, численность, структуру заболевания, включенность в систему образования, выполнение индивидуальных программ реабилитации... Регулярное проведение научно-практических исследований и мониторингов по различным аспектам детской инвалидности 21
Разработка содержания и организация системы эффективной профориентационной и довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов Создание условий для инклюзивного обучения в системе профессионального образования лиц с ОВЗ Обеспечение трудоустройства выпускников с ОВЗ совместно с учреждениями социальной защиты, службы занятости, работодателями, региональными и местными органами управления 22
Категории детей с ОВЗ дети с нарушениями зрения дети с нарушениями слуха дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) дети с задержкой психического развития (ЗПР) дети с нарушением интеллекта (У/О) дети с расстройствами аутистического спектра (РАС) 23