МИНИ-КОНТРОЛЬНАЯ 1 1. Основателем дифференциальной психологии как науки принято считать: А) Е.П. Ильина Б) У. Штерна В) А. Анастази
2. Признаком типологизации является: А) наличие основания (например, тип нервной системы, преобладание жидкости в организме) Б) классификация людей по определенным (психологическим) признакам В) классификация черт личности
3. Если передо мной стоит задача выяснить, существует ли взаимосвязь между полом и уровнем речевой тревожности, то я буду использовать (2 варианта правильных): А) коэффициент корреляции Спирмена Б) точечный бисериальный коэффициент корреляции В) критерий Вилкоксона Г) критерий Манна-Уитни
. 4. Назовите вид различий, имеющий отношение к исследованию особенностей человека в разные периоды жизни: А) индивидуальные различия Б) групповые различия В) типологические различия
. 5. Назовите методы дифференциальной психологии, предполагающие вмешательство экспериментатора (2 вар.): А) экстраспективные Б) экспериментальные В) формирующие Г) идеографические
Мини-контрольная 2 1. Рождение дифференциальной психологии как науки связано: А) с появлением первых экспериментальных работ Б) с появлением гуморальных теорий темперамента В) с появлением факторных (психологических) теорий темперамета
. 2. Авторы соматических теорий темперамента: А) Г. Айзенк Б) Э. Кречмер В) У. Шелдон Г) Ф. Гальтон Д) В.М. Русалов Е) А.Ф. Лазурский
3. В.М. Русалов полагает, что: 1.Т. – это всеобщая энергетическая характеристика, проявляющаяся генерализованно в различных сферах. 2. Свойства Т. связаны с основными блоками функциональной системы по П.Я. Анохину. 3. Темперамент включает два основных свойства – активность и реактивность. 4. Эмоциональность связана с чувствительностью к расхождению между планируемым и реальным результатом.
4. Согласно Г. Айзенку темперамент: А) чисто биологическая субстанция, а потому не может включаться в общую структуру личности; Б) в своей основе имеет генетические и врожденные факторы, и является биологической основой характера и личности; В) определенное соотношение нейротизма и экстраверсии, которые развиваются благодаря воспитанию.
5. В Пермской психологической школе были выдвинуты следующие положения: А) В основе темперамента лежит общая конституция человека Б) Т. определяет динамику психической деятельности, но не ее содержание В) Т. – это личностная характеристика, в основе которой лежат наследственные и врожденные факторы Г) Свойства Т. приобретают свои особенности, находясь в структуре разных типов темперамента
6. Согласно В.Д. Небылицыну общая активность преимущественно обусловлена функционированием: А) лобной коры Б) двигательной коры В) лобно-ретикулярного комплекса Г) ретикулярной формации В) лобно-лимбического комплекса
7. Фактор активности в теории темперамента В.М. Русалова составляют: А) скорость; Б) эмоциональность; В) эргичность; Г) пластичность; Д) динамичность; Е) резистентность.
8. Какое свойство нервной системы характеризуется уровнем работоспособности клеток коры головного мозга? А) сила; Б) уравновешенность; В) подвижность.
9. Скорее всего, какое свойство темперамента (эргичность, пластичность, скорость, эмоциональность) и в какой сфере (психомоторная, коммуникативная, интеллектуальная) выражено у человека (по В.М. Русалову ), если он положительно отвечает на следующие пары утверждений? (например, психомоторная скорость, интеллектуальная эмоциональность и т.д.)
. - Я легко переключаюсь с одного дела на другое, занимаясь ручной работой - Я без особого труда могу начертить сложную геометрическую фигуру ? - Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал - Я переживаю, когда обнаруживаю ошибки при выполнение интеллектуальной работы ? - Я без труда включаюсь в разговор - Во время беседы я могу с легкостью переключаться с одной темы на другую ? - Я постоянно хочу приобретать новые знания - Я чувствую в себе переизбыток интеллектуальной энергии ? - Я чувствовал бы себя дискомфортно, если бы на длительное время был бы лишен возможности общения с людьми - В свободное время меня тянет пообщаться с людьми ?
Контрольная работа 3 Задание: сделать описание типов акцентуаций, выделяя яркие (основные) черты, условно положительные и условно отрицательные черты, черты, которые проявляются в общении и по отношению к делу, а также указать ситуации, которые для представителя данного типа являются конфликтогенными (см. следующий сайт).
Описание можно сделать по типологии А.Е. Личко или К. Леонгарда (на выбор). ЧЕРТЫ/ ТИПЫ ЯРКИЕУСЛОВНО (+)УСЛОВНО (-)ОБЩЕНИЕДЕЛОКОНФЛИКТ ГИПЕРТИ МНЫЙ ПОВЫШЕННЫ Й ФОН НАСТРОЕНИЯ, ВЫСОКАЯ АКТИВНОСТЬ ОПТИМИЗМ, ИНИЦИАТИВА, ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, НЕОРДИНАРНОСТЬ, ЛИДЕРСКИЕ СПОСОБНОСТ, ХАРИЗМА ПОВЕРХНОСТНОСТЬ, ЛЕГКОМЫСЛЕННОСТЬ, СКЛОННОСТЬ К НЕДОБРОСОВЕСТНЫМ ПОСТУПКАМ, НЕДИСЦИПЛИНИРОВАН НОСТЬ ОБЩИТЕЛЬНЫЙ, ЛИДЕР, МНОГО ДРУЗЕЙ (ПРИЯТЕЛЕЙ), ПОВЕРХНОСТНЫ Е ОТНОШЕНИЯ, ДОБРОТА И АЛЬТРУИЗМ НЕДОБРОСОВЕТ СНОСТЬ, ПОВЕРХНОСТНО Е ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ, НЕПРИЯТИЕ РУТИННОЙ РАБОТЫ, ПРЕДПОЧТЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ТРУДА ВЫНУЖДЕННОЕ ОДИНОЧЕСТВО, ОДНООБРАЗНАЯ ОБСТАНОВКА, ВНЕШНЕЕ ДАВЛЕНИЕ, ТРЕБОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ СО СТОРОНЫ ЛАБИЛЬ НЫЙ ……………… ЦИКЛОИ ДНЫЙ ……………… … ……………… … И Т.Д. ………………