Работа психолога в системе образования
Что такое школьная психологическая служба Цель - создание психолого- педагогических условий, для духовного развития каждого ребенка, его душевного комфорта т.е. поддержание психологического здоровья психологическое обеспечение всего процесса обучения и воспитания (составление учебных программ, создание учебников); непосредственная работа психологов с детьми и взрослыми в школе
Чем занимается школьный психолог ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ Психодиагностика: через использование диагностических методик, наблюдения, бесед и анкетирование Коррекционно- развивающая работа: через групповые и индивидуальные занятия, игротерапию, тренинги, приемы релаксации Психологическое консультирование: через индивидуальные встречи, групповые мероприятия, родительские собрания Психологическое просвещение и профилактика: Через стендовую информацию, лекции, семинары, тренинги Условия успешности Профессионализм, желание получить результат, система комплексной работы, «командная» работа, современный диагностический и коррекционный инструментарий, наличие кабинета, современная литература, психогигиена
С кем работает школьный психолог ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ СОЦИУМ УЧАЩИЕСЯ РОДИТЕЛИ ПЕДАГОГИ АДМИНИСТРАЦИЯ Условия успешности работы психолога - Конструктивное планирование работы - Анализ, динамическая диагностика эффективности педпроцесса - Взаимодействие всех служб школы - Информирование о результатах -Принцип сотрудничества - Профессионализм
Направления работы по каждому блоку УЧАЩИЕСЯ Адаптация к условиям школы (первоклассники и среднее звено) «Группа риска» Дети с индивидуальными проблемами Работа по формированию социальных и коммуникативных навыков Условия успешности работы психолога - Контакт с педагогами, - Гибкий график работы, -Система взаимодействия с другими специалистами
РОДИТЕЛИ Психологическая помощь семье СЕМЬЯ ДЕТЕЙ ГРУППЫ РИСКА Взаимодействие с педагогами Родительское обучение Родительские клубы Условия успешности работы психолога - Имидж школы в глазах семьи - Принцип сотрудничества - Информированность родителей - Комплексное сопровождение ребенка - «Командная» работа - «Клубный характер групповых встреч»: интерактивная форма общения, видеоролик из жизни детей, печатная информация «на руки» родителям, - использование тренинговых методик и упражнений на встречах
ПЕДАГОГИ Педагоги со стажем (профилактика эмоционального выгорания и профессиональной Деформации) АДМИНИСТРАЦИЯ Конфликты в педагогическом коллективе НИЧЕГО НЕ ПОЛУЧИТСЯ, ЕСЛИ - Каждый «тянет одеяло на себя», не стоит за результат свой и своих коллег - Психолог работает только с детьми - Администрация не информирована о планах сопровождения педагогов - Вы «закопались» в бумажках и не видите людей!
Содержание работы психолога с учениками Изучение и помощь в адаптации первоклассников к школе; Изучение и помощь в адаптации школьников при переходе в среднее звено; Изучение и развитие познавательной сферы и личности учащихся; Изучение и оптимизация межличностных отношений учащихся в классе; Профориентационная работа со старшеклассниками; Профилактика отклонений в поведении/ профилактика наркозависимости/ развитие толерантности и т.д.; Работа с учащимися по индивидуальным запросам
Содержание работы психолога с родителями Консультирование по вопросам адаптации детей к школе (родители первоклассников); Диагностика детско-родительских отношений и консультирование по вопросам индивидуальных особенностей детей и развития познавательной сферы и личности школьников; Консультирование родителей по вопросам профессионального выбора старшеклассников; Проведение тренингов/работа клубов для родителей (психопрофилактика и психопросвещение).
Содержание работы психолога с педагогами и администрацией Помощь в адаптации к новым ученикам и классам; Консультирование по вопросам индивидуальных особенностей учащихся; Консультирование по вопросам оптимизации образовательного процесса; Профилактика профессионального выгорания; Поддержание позитивного социально- психологического климата в коллективе; Консультирование администрации по вопросам организации взаимодействия с коллективом педагогов.
Список используемых источников Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. - М.: АРКТИ, с. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И.В. 4-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, с.