Судакская общеобразовательная школа І-ІІІ ступеней 2 Использование инновационных педагогических технологий в учебно - воспитательном процессе Т.В.Федоричева, заместитель директора по УВР 11 февраля 2014 г. город Судак
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г.Левитас
Цель: Повышение профессионализма учителей в области применения современных образовательных технологий для развития компетентностей школьников в рамках реализации проекта «Внутришкольное обучение педагогов как фактор качественных изменений в образовательном пространстве школы».
Критерии, составляющие сущность образовательной технологии: -однозначное и строгое определение целей обучения (почему? и для чего?); -продуманные отбор и структура содержания (что?); -оптимальная организация учебного процесса (как?); -отбор методов, приёмов и средств обучения (с помощью чего?); -учет реального уровня квалификации учителя (кто?); -объективные методы оценки результатов обучения (так ли это?).
Педагогическая технология М.В. Кларин «Системная совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методических средств, используемых для достижения педагогических целей» Г.Ю. Ксенозова «Такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер» В.П. Беспалько «Совокупность средств и методов воспроизведения процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовать поставленные образовательные цели» В.М. Монахов «Продуманная во всех деталях модель педагогической деятельности, включающей в себя проектирование, организацию и проведение учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя» В.В. Гузеев «Это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструментально обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно- воспитательного процесса» ЮНЕСКО «Системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования»
Классификация технологий I. Современное традиционное обучение. Основы этого типа обучения были заложены почти четыре века тому назад еще Я.А. Коменским. Термин «традиционное обучение» подразумевает прежде всего классно-урочную организацию обучения. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Этот тип обучения ориентирован в большей степени на память, а не на мышление, мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности. Учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер, вследствие чего у учащихся формируется репродуктивный стиль познавательной деятельности.
II. Инновационные технологии 1. Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса: Педагогика сотрудничества: Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили (Амонашвили Шалва Александрович - академик РАО, известный советский и грузинский педагог); Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека (Ильин Евгений Николаевич учитель литературы, Санкт- Петербург).
2. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся: 1. Игровые технологии. 2. Технология проектной деятельности. 3. Проблемное обучение. 4. Здоровьесберегающие технологии. 5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Пассов Ефим Израилович - профессор Липецкого педагогического института). 6. Школа интенсивного обучения Г.А. Китайгородской (Китайгородская Талина Александровна - профессор МГУ им. М.В. Ломоносова). 7. Технология обучения на основе опорных сигналов В.Ф. Шаталова (Шаталов Виктор Федорович - профессор Донецкого открытого университета). 8. Технология развития критического мышления.
3. Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса: 1. Технология перспективно-опережающего обучения при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой (Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов, Москва). 2. Дифференцированное обучение. 3. Технология индивидуализации обучения (Инге Унт - профессор НИИ педагогики Эстонии, Границкая Антонина Сергеевна - профессор Института иностранных языков им. Мориса Тореза, Шадриков Владимир Дмитриевич - доктор психологии, руководитель эксперимента по применению индивидуально-ориентированного образовательного прогресса). 4. Технология программированного обучения (Б.Скиннер - американский психолог, В.П. Беспалько). 5. Групповое и коллективное обучение (Дьяченко Виталий Кузьмич - профессор, г. Красноярск). 6. Информационно - коммуникационные технологии.
4. Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала: 1. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б. Волович). 2. "Экология и диалектика" (Тарасов Лев Васильевич - профессор). 3. "Диалог культур" (Библер Владимир Соломонович - Российский гуманитарный университет, Москва, Курганов Сергей Юрьевич - учитель, г. Курган). 4. Укрупненные дидактические единицы (Эрдниев, Пюрвя Мучкаевич академик РАО).
5. Технологии развивающего обучения: 1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова (Занков Леонид Владимирович ( ) - педагог и психолог, академик АПН СССР). 2. Развивающее обучение Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова (Эльконин Даниил Борисович ( ) - виднейший советский психолог, Давыдов Василий Васильевич - академик). 3. Технология саморазвивающего обучения (Селевко Герман Константинович - научный руководитель авторской школы, г. Рыбинск).
6. Частнопредметные педагогические технологии: 1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Зайцев Николай Александрович - педагог-новатор, академик Академии творческой педагогики). 2. Интенсивное изучение курса русского языка по Т.Я Фроловой (г.Симферополь). 3. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (Окунев Анатолий Арсеньевич - учитель математики, Санкт-Петербург). 4. Система поэтапного обучения физике (Палтышев Николай Николаевич - преподаватель физики, г. Одесса). 5. Методика выравнивающего и развивающего обучения информатике (Андреева Елена Владимировна -препо даватель информатики, Москва, Фалина Ирина Николаевна - преподаватель информатики, Москва.
Владение педагогическими технологиями учителями школы 2014 год
Владение педагогическими технологиями Технология критического мышления – это: - способность ставить новые ВОПРОСЫ; - вырабатывать разно- образные АРГУМЕНТЫ; - принимать независимые продуманные РЕШЕНИЯ.
Технология раннего интенсивного обучения грамоте и счёту Н.А.Зайцева- метод обучения, при котором ребенок обучается чтению и счёту с опорой на звуковые, динамические и осязательные рефлексы в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Владение педагогическими технологиями
Технология проектной деятельности - формирование навыков проектной деятельности(знание алгоритма составления проектов). Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профес- сиональному и социальному самоопределению.
Владение педагогическими технологиями Здоровьесберегающие технологии Принципы: формирование навыков здорового образа жизни; воспитание культуры здоровья; внедрение в учебный процесс релаксирующих и динамических упражнений;.
Владение педагогическими технологиями Интенсивное изучение курса русского языка по Т.Я Фроловой: 1. Интесификация изучения курса русского языка. 2. Усиление практической направленности обучения. 3. Повышение качества усвоения норм правописания. 4. Реализация коммуникативной направленности процесса обучения. 5. Повышение мотивации обучающихся за счет разнообразия форм работы.
Владение педагогическими технологиями Групповые технологии – -осознание общей цели ; -целесообразное распределение обязанностей; - взаимная зависимость и контроль; -умение слушать и работать сообща; -укрепление дружбы между детьми.
Владение педагогическими технологиями Игровые технологии – --осваиваются правила поведения и роли (минимодели общества); --навыки совместной коллективной деятельности; -- развивается творчество, внимание; -- повышается мотивация к обучению.
Спасибо за сотрудничество! Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология - на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала. В.П.Беспалько