Теория и методика физического воспитания Принципы системы физического воспитания
1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности 2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни 3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания
Принципы физического воспитания Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени Под понятием «принципы» в педагогике понимают наиболее важные и существенные положения, которые отражают закономерности воспитания. Они направляют деятельность педагога занимающихся к намеченной цели с меньшими затратами сил и времени
Общие принципы физического воспитания К ним относятся: 1. Принцип всестороннего и гармоничного развития личности; 2. Принцип связи физического воспитания с практикой жизни; 3. Принцип оздоровительной направленности физического воспитания.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности раскрывается в двух основных положениях: 1). Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность. 2). Обеспечение широкой общей физической подготовленности.
Обеспечение единства всех сторон воспитания, формирующих гармонически развитую личность В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. В процессе физического воспитания и смежных формах использования физической культуры, необходим комплексный подход в решении задач нравственного, эстетического, физического, умственного и трудового воспитания. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание. Только в этом случае высокоразвитые физические качества и навыки человека, его рекордные достижения в спорте общественную ценность и глубокое содержание.
Обеспечение широкой общей физической подготовленности Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. Комплексное использование факторов физической культуры необходимо для полного общего развития свойственных человеку жизненно важных физических качеств (и основанных на них двигательных способностях), наряду с формированием широкого фонда двигательных умений и навыков, необходимых в жизни. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки. В соответствии с этим в специализированных формах физического воспитания необходимо обеспечивать единство общей и специальной физической подготовки.
Принцип всестороннего и гармоничного развития личности включает следующие основные требования: строго соблюдать единство различных сторон воспитания строго соблюдать единство различных сторон воспитания обеспечивать широкую общую физическую подготовленность обеспечивать широкую общую физическую подготовленность
Принцип связи физического воспитания с практикой жизни Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Этот принцип выражает основную социальную закономерность физического воспитания, его главную служебную функцию – готовить людей к деятельности, к жизни. Во всех системах физического воспитания эта закономерность имеет свое специфическое выражение. Во всех системах физического воспитания эта закономерность имеет свое специфическое выражение.
Основные положения принципа связи физического воспитания с практикой решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера; решая конкретные задачи физической подготовки, следует при прочих равных условиях отдавать предпочтение тем средствам (физическим упражнениям), которые формируют жизненно важные двигательные умения и навыки непосредственно трудового характера; в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей; в любых формах физической деятельности необходимо стремиться обеспечить приобретение как можно более широкого фонда разнообразных двигательных умений и навыков, а также всестороннее развитие физических способностей; постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств постоянно и целенаправленно связывать культурную деятельность с формированием активной жизненной позиции личности на основе воспитания трудолюбия, патриотизма и нравственных качеств
Принцип оздоровительной направленности физического воспитания Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Идея укрепления здоровья человека пронизывает всю систему физического воспитания. Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения: Из принципа оздоровительной направленности физического воспитания вытекают следующее положения: 1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. 1). Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями. 2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля. 2). Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля.
Ответственность перед государством за укрепление здоровья занимающихся физическими упражнениями Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Физкультурные организации, преподаватели физического воспитания, тренеры (в отличие от врача) имеют дело, как правило, со здоровыми людьми. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление. Они несут ответственность перед государством не только за сохранение здоровья занимающихся гимнастикой, спортом, играми и туризмом, но и за его укрепление.
Обязательность и единство врачебного и педагогического контроля Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. Физические упражнения – это средство, которое лишь в условиях правильного применения дает оздоровительный эффект. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. В связи с этим необходимо учитывать биологические особенности возраста, пола и состояние здоровья занимающихся физическими упражнениями. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Систематический врачебный и педагогический контроль предполагает строгий учет этих особенностей. Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач Следует всегда иметь в виду, что ни преподаватель, даже хорошо подготовленный, ни сам занимающийся не могут полностью и вовремя заметить те изменения, которые наступают в организме под влиянием физических упражнений. На помощь приходит врач
Этот принцип обязывает: определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия; определяя конкретное содержание средства и метода физического воспитания, непременно исходить из их оздоровительной ценности, как обязательного критерия; планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося; планировать и регулировать тренировочные нагрузки в зависимости от пола, возраста и уровня подготовленности занимающегося; обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований; обеспечивать регулярность и единство врачебного и педагогического контроля в процессе заданий и соревнований; широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы. широко использовать оздоровительные силы природы и гигиенические факторы.
Таким образом, как следует из вышеперечисленного, основное назначение общих принципов физического воспитания сводится к следующему: во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания; во-первых, к созданию наиболее благоприятных условий и возможностей для достижения цели и решения задач физического воспитания; во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению); во-вторых, к объединению общей направленности процесса физического воспитания (всесторонности, прикладности, оздоровлению); в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике. в-третьих, к определению основных путей, гарантирующих достижение положительных результатов физического воспитания и путей реализации их на практике.