Здоровьесберегающие и здоровье развивающие аспекты работы в образовательной среде Школы. Учителя начальных классов Куанышпаевой Татьяны Евгеньевны.
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Здоровье детей – это главная и основная тема для всего человечества. Одним из необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования является создание в учебных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья школьников.
Здоровье Когда говорим о здоровье имеем в виду здоровье : физическое душевное социальное А не только отсутствие болезней или физических дефектов
Здоровье Физическое означает – это состояние человека, которое характеризуется совершенством саморегуляции функций организма, гармонией физических процессов, максимальной адаптацией к различным факторам внешней среды Психическое – это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой Социальное – это мера социальной активности, деятельное отношение человека к миру
Направления работы по организации здоровьесбережения Обогащение воспитательного содержания технологиями, сохраняющими и укрепляющими здоровье 1 Совершенствование форм организации и методов обучения, развития и воспитания 2 Организация психолого- медико- педагогических мероприятий, направленных на профилактику школьной дезадаптации 3
Технология сохранения здоровья Уут Психологический блок – индивидуальные и групповые тренинги, профилактика стресса, развитие коммуникативных навыков и умений. Медицинский блок – проведение физкультурно – оздоровительной работы, увеличение недельной двигательной активности Педагогический блок – нормализация школьной и общей нагрузки, включая самоподготовку; рациональная организация дополниттельного образования. 1
Органиция здоровьесберегающего процесса. Создание психологиче ского комфорта для учащихся Рациональн ый режим работы школы Организация образователь ного процесса на основе творчества
Создание психологического комфорта Отношение сотрудничества и взаимопонимания. Создание ситуации успеха в обучении и воспитании. Возможность учиться и развиваться соответственно своим психофизиологическим особенностям и интересам. Самореализация личности в разнообразной творческой деятельности.
Режим класса Организация образовательного процесса на основе базисного учебного плана, адаптированного к образовательной системе школы Обеспечение единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся. Проведение лечебно-оздоровительных мероприятий. Проведение спортивных часов и динамических пауз
В нашем классе дети посещают кружки по интересам Кружок «Мелодия» Кружок «Танцы» Кружок «Спорт» Кружок «Фантазия» Спортивная секция
Медико – профилактическая работа Для всех учащихся 1-4 классов в конце года обязательные обследования; Вакционно – профилактическая против гриппа; Осмотр медсестрой и психологом (по плану)
Результаты анкетирования учащихся психологом Абсолютному большинству детей нравится в школе, так как им уютно и комфортно, их любят, хорошо к ним относятся и заботятся об их здоровье – 98% 2% учащихся не хотят рано вставать и идти в школу.
Перспектива Используя выше предложенные методы и приемы, различного рода разминки, хочу: Добиться улучшения физического и психического состояния учащихся Добиться сохранения зрения всех школьников Продолжить работу по профилактике простудных заболеваний Сформировать ценности здоровья и здорового образа жизни Улучшение правильной осанки и предотвращения сколиоза
Приложение. Физминутки. 1. Ходит по двору индюк. Пролетел над полем жук. По цветку ползет паук, обломал он старый сук. 2. Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо, ветерок все тише-тише, деревцо все выше-выше. 3.Топай, мишка, хлопай, мишка. Приседай со мной братишка. Руки вверх, вперед и вниз, улыбайся и садись.
4. Ветер тихо клен качает, вправо, влево наклоняет. Раз наклон, два наклон, зашумел листвою клен. 5. Раз – нагнуться, разогнуться, два – нагнуться, потянуться. Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка. На четыре – руки шире, пять, шесть – тихо сесть.
6. Встали пчелки в хоровод, в барабан ударил кот. Стали мыши танцевать тра-ля-ля, тра-ля- ля. Так, что начала дрожать вся земля. 7. Раз, два – стоит ракета, три, четрые – самолет. Раз, два – хлопок в ладоши, а потом на каждый счет. 8. А теперь, ребята, встали. Быстро руки все подняли. В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, тихо сели вновь за дело.
Гимнастика для глаз Упражнение для укрепления мышц век, и расслабления самого глаза. Выполняется сидя. Нужно крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд (считать медленно до 5), затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать 1 – 2 минуты. Во время урока через минут после начала школьникам советуют быстро поморгать глазами в течение секунд, затем закрыть глаза, посидеть свободно минутку. Полезно посмотреть вдаль.
Мудры для младших школьников Мудра спасающая жизнь (для сердца) – подушечкой концевой фаланги указательного пальца касаемся основания большого пальца, одновременно соединим подушечки среднего, безымянного и большого пальцев, мизинец направлен вверх. Мудра при снижении иммунитета: средний и безымянный пальцы правой руки кладут на аналогичные пальцы левой руки. Мудра для снятия стресса: безымянный и большой пальцы соединяются подушечками. Оставшиеся пальцы выпрямлены. Выполняется обеими руками.