Повышение доходности от основной деятельности и снижение затрат за счет перехода на автоматическую регистрацию критических операций в перевозочном процессе, локомотивном и инфраструктурном комплексе
Предпосылки реализации проекта ОАО «РЖД» несет потери от неучтенных перевозок, несогласованностей при выполнении технологического процесса в смежных подразделениях, нарушений при планировании и исполнении операций Указанные проблемы возникают по причине субъективного фактора и вмешательства (или невмешательства) человека в технологический процесс, которое может быть парировано через встречный сквозной учет операций, осуществляемый автоматикой В ОАО «РЖД» на сегодняшний день имеются необходимые технические средства для построения системы автоматического учета технологических процессов, но они разрознены и требуется консолидация всех проектов в этой области Мировая железнодорожная практика построения технологических процессов говорит о массовом и тотальном применении средств автоматического учета и контроля как в перевозочном процессе, так и в содержании инфраструктуры и подвижного состава (чем, отчасти, объясняется высокая производительность труда)
Получение экономического эффекта Снижение потерь из-за несогласованности перевозочного процесса за счет разделения зон ответственности за эксплуатацию, сервисное обслуживание и ремонт подвижного состава Повышение доходности за счет исключения неучтенных перевозок и простоев подвижного состава на путях ОАО «РЖД», приписок Экономии расхода на ТЭР за счет жесткого контроля потребления и списания, увязки с бортовыми электронными системами учета ТЭР с функциями долговременного хранения, контроля местоположения и передачи данных в реальном режиме времени в единый центр учета Снижения потерь от хищения грузов и ТМЦ за счет контроля их жизненного цикла Повышения производительности труда за счет высвобождения работников, выполняющих учетные функции Ритмичный технологический процесс с объективными метриками является необходимым элементом рейсовой модели перевозок, которая очень чувствительна к сбоям при обеспечении ресурсами относительно плана (по опыту Multirail).
Получение экономического эффекта Экономический эффект от полного покрытия системой всех основных технологических процессов (около 30 шт.) – увеличение до 3% доходов ОАО «РЖД», вместе с рейсовой моделью перевозок – до 15%* * - по расчетам Oliver Wyman и КТЖ
Составные части проекта Система автоматической идентификации подвижного состава САИ ПС (регистрация операций с подвижным составом в ключевых точках перевозочного процесса) Многофункциональная электронная карта и сеть электронных терминалов регистрации МЭК (регистрация операций, производимых персоналом на предприятиях) Электронные вагонные и контейнерные пломбы, маркеры для ТМЦ (регистрация логистических операций с грузами и ТМЦ) Технология и информационные системы, обеспечивающие сквозной учет ресурсов с использованием указанных выше технических средств
Принципы реализации - I Цепочка операций с ручным вводом информации принимается (акцептуется) только если ее результат подтверждается операцией с автоматической регистрацией и/или ЭЦП Цепочка операций любой длины должна прослеживаться и заканчиваться финансовым документом Операции, зафиксированные с помощью автоматических средств, превалируют над операциями, регистрируемыми человеком-оператором Совместное использование средств автоматического учета в ряде случаев может полностью исключить потребность в человеке-операторе
Принципы реализации - II Точки технологического процесса, подлежащие объективному контролю Начало и конец рабочего времени Начало и конец основных нормированных технологических операций Прибытие и отправление подвижного состава на стыковые, припортовые, сортировочные, крупные грузовые и маршрутные станции Заход и выход подвижного состава на инфраструктуру общего пользования ПЕРСОНАЛПОДВИЖНОЙ СОСТАВ Заход и выход подвижного состава на ремонт Оборот ТМЦ – прием, отпуск, передача и списание Нарушения, выявленные бортовыми и стационарными системами безопасности и диагностики Учет ТЭР на тяговые и технологические нужды Точки смены ответственности за технологический процесс между подразделениями
Пример построения учета и управления технологическим процессом на основе средств автоматического контроля явка медконтрольинструктажвыдачаприемка выход из депоприцепка МЭК + ЭТСО САИ ПС отправление прибытие переформирование отправление прибытиеотцепка САИ ПС заход в депо САИ ПС сдача Локомотивное депо МЭК + ЭТСО конец отдыха Перевозочный процесс Локомотивное депо Процесс подготовки перевозочных документов Процесс работы сортировочной станции
САИ ПС – принципы применения Подача-уборка вагонов под грузовые операции Прибытие, проследование, отправление, график, передача поездов Заход-выход ТПС на канаву, простой на тракционных путях Заход-выход ТПС в депо Передача-возврат вагонов из ДР Контроль состав насти, заход/выход МВПС ПСЧ в конкретных точках техпроцесса Промышленные предприятия Межпарковые перемещения Контроль графика движения пассажирских поездов
САИ ПС – набор технологий Учет и контроль захода/выхода локомотивов в депо Пооперационный контроль внутри локомотивных депо (заход на канавы и пути горячего простоя) Приоритет 1 Пооперационный контроль внутри локомотивных депо (заход на канавы и пути горячего простоя) Приоритет 1 Контроль графика движения пассажирских поездов на станциях посадки/высадки пассажиров 23% Приоритет 1 Контроль графика движения пассажирских поездов на станциях посадки/высадки пассажиров 23% Приоритет 1 Контроль передачи пассажирских и грузовых поездов по меж дорожными межгосударственным стыковым пунктам Учет простоя грузовых вагонов на грузовых станциях 47% Приоритет 2 Учет простоя грузовых вагонов на грузовых станциях 47% Приоритет 2 Учет контроля операций с вагоном на ППВ, ПТО И ВЧДр Приоритет 2 Учет контроля операций с вагоном на ППВ, ПТО И ВЧДр Приоритет 2 Использование системы ШАСИ для формирования поездных операций в АСОУП Приоритет 5 Использование системы ШАСИ для формирования поездных операций в АСОУП Приоритет 5 Контроль графика движения пригородных поездов Приоритет 3 Контроль графика движения пригородных поездов Приоритет 3 Контроль состав насти, времени оборота и захода/выхода в депо МВПС 12% Приоритет 3 Контроль состав насти, времени оборота и захода/выхода в депо МВПС 12% Приоритет 3 Разработано и внедрено Существующие технологии для тиражирования Новые технологии для тиражирования Создание единой корпоративной автоматизированной системы контроля местоположения подвижного состава Создание корпоративного WEB-сервиса для доступа владельцев подвижного состава Интеграция пунктов считывания с акустико-эмиссионной диагностикой букс и КМБ Приоритет 4 Интеграция пунктов считывания с акустико-эмиссионной диагностикой букс и КМБ Приоритет 4 Контроль грузовых вагонов на сортировочных станциях Учет простоя грузовых вагонов в портах и на припортовых станциях Приоритет 5 Учет простоя грузовых вагонов в портах и на припортовых станциях Приоритет 5 Контроль нахождения локомотива на экипировке 1% Приоритет 4 Контроль нахождения локомотива на экипировке 1% Приоритет 4
САИ ПС – текущее состояние Находится в эксплуатации свыше 3000 пунктов считывания (НСУ). Оснащено кодовыми бортовыми датчиками (КБД) 98,1% локомотивов и 20% грузовых вагонов. Разработаны и внедрены технологии и программные средства для учет ТПС, МВПС и грузовых вагонов Создана централизованная система сбора, обработки, передачи информации о движении подвижных единиц и мониторинга состояния оборудования САИ ПС (КИ-Ц). Разработан двухстандартный датчик (Россия/Евросоюз), оснащен поезд Allegro (Россия-Финляндия) Введена в действие нормативная база по обязательному оснащению подвижного состава всех видов собственности КБД, идет активное оснащение грузового парка
САИ ПС – нормативная база Решения Совета железнодорожных администраций стран-участниц СНГ и Балтии (межгосударственный статус). Приказ Минтранса России 195 и Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации* (национальный статус). Нормативные документы МПС России и ОАО «РЖД» (требования владельца инфраструктуры общего пользования) САИ ПС – единственная RFID-система диапазона МГц, имеющая постоянное разрешение на использование Государственных комиссий по радиочастотам России, Белоруссии, Казахстане и Украине (национальный статус).
САИ ПС и операторы подвижного состава В соответствии с ПТЭ и письмом Росжелдора от г. ГП- 30/3246-ш оснащение парка грузовых вагонов всех форм собственности КБД должно осуществляться при изготовлении, а также проведении капитального ремонта. Проведена работа с вагоностроительными заводами, согласована КД на установку КБД на различные типы грузовых вагонов. За период кв 2013 г. оснащено свыше вагонов. Решение о массовом оборудовании КБД на вагонах должно быть поддержано соответствующей инфраструктурой напольных устройств (РЖД+Минтранс). Это требует внесения симметричных требований по установке ПСЧ в точках примыкания путей необщего пользования к инфраструктуре ОАО «РЖД».
Мероприятия по развитию САИ ПС Технологические задачи для парка ОАО «РЖД» Технологические задачи для приватного парка Системное развитие - Повторно инициировать рассмотрение инвест заявок: 1. ЦКИ - Строительство 489 уже запроектированных ПСЧ 2. ЦТР - Внедрение 1041 ПСЧ на ремонтных канавах ПТОЛ и ТЧР 3. ЦДМВ – Внедрение 147 ПСЧ для моторвагонных депо 4. ЦКИ – Внедрение 97 ПСЧ для грузовых станций 5. ЦСС – Обновление 441 ПСЧ выработавших свой срок 6. Включить применение РСУ с МЭК - Разработать, в соответствии с новой Инструкций по учету локомотивов, требования к автоматизации учета ТПС и применения САИ для пономерного учета - Разработать и внести в Минтранс требования по применению САИ в местах присоединения к инфраструктуре общего пользования на путях станциях массовой погрузки, вагоноремонтных предприятий, ПТО, ППВ, ППС, портовых станций. - Подготовить обоснование дальнейшего развития САИ для учета грузовых вагонов, инвест заявку ЦД по оснащению ПСЧ выделенных маршрутных станций, разработать технологии и ИС для использования САИ в учете. -Определить одной из важнейших задач внедрение ШАСИ – комплекса, интегрирующей САИ, СЦБ и Глонасс, и способной полностью автоматически формировать полную информацию о технологических операциях, включить в периметр системы видеораспознавание. - Провести интеграцию МЭК и РСУ Около 1,4 млрд. руб. Около 5 млрд. руб., оценочно – 6000 точек, из них 10% - РЖД, 90% - пути необщего пользования Около 0,2 млрд. руб.
Мероприятия по развитию МЭК В настоящее время идет проект по автоматизации на основе МЭК, ЭТСО и САИ ПС технологического процесса Дирекции тяги и Дирекции по ремонту локомотивов, внедрено свыше 2000 ЭТСО Требуется инициирование аналогичных проектов по Дирекции инфраструктуры (в увязке с ЕК АСУИ и ЦУСИ), Дирекции управления перевозками, и Дирекций пригородного комплекса – ЦДМВ и ЦДПО Оценка количества ЭТСО – около шт., количества задействованных работников с МЭК – около шт. Совокупные затраты на технические средства составят около 2 млрд. руб., на ПО – около 0,3 млрд. руб., на внедрение и программы обучения – около 0,2 млрд. руб.
Мероприятия по внедрению системы контроля за ТМЦ и грузами Создание системы маркирования приобретаемой продукции и Единого консолидирующего центра контроля и учета Внедрение системы «Умный склад» на материальных складах и на линейных предприятиях Применение технологий групповой скрытой маркировки для исключения хищений и контрафакта (латентограммы, ДНК, dana-dot) Запуск в эксплуатацию для ценных грузов вагонных и контейнерных электронных пломб, оснащенных системой контроля дислокации с подключением к ремонтyо-оперативной радиосвязи (РОРС GSM) Утверждение соответствующей нормативной базы
Перспективы повышения эффективности управления перевозочным процессом Следующий шаг – новая технология перевозочного процесса за счет сокращения ручных операций и перехода на управление движением по расписанию (рейсовая модель) с элементами интервального регулирования с применением: многофункциональной электронной карты с ЭЦП для адресного учета операций бортовых электронных систем информирования машинистов и автоведения, интегрированных с бортовыми системами учета ТЭР напольных систем диспетчерского контроля и централизации системы автоматической идентификации подвижного состава систем технологической радиосвязи Tetra, GSM-R, DMR и LTE-R