Власова Наталья Анатольевна, Ст.воспитатель, 1 квалификационная категория Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад с.Донское Задонского района Липецкой области
«Краеведение как средство воспитания детей старшего дошкольного возраста
«Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» К.Паустовский
Краеведение - это исследование родного края, изучение его природы, его истории с древнейших времен до наших дней. Предметом изучения могут быть события, происходившие на территории района (области) в эпоху былых веков.
Цель - приобщение и всесторонне изучение детей к истории родного края, быта, традициям, культуре людей его населяющих. Задачи : - показать детям, что и у людей, и у вещей есть своя история; -пробудить у юных граждан чувство любви к своему городу, уважение к его традициям и обычаям; -воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей; -пробуждать в детях эмоциональную отзывчивость, приобщая их к искусству, музыке, литературе, народной культуре; - развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия разных эпох и народов.
Методы и формы работы по краеведению в дошкольном учреждении: - создание игровых мотиваций, соответствующих проблематике; - практическое действие с предметами; - использование ассоциативных связей; - музыкально-театрализованная деятельность; -самостоятельная элементарно-поисковая деятельность; - экскурсии.
Мини - музей
Цель : формирование социальной компетентности у детей старшего дошкольного возраста на краеведческом материале.
Структура плана: «Земледельческий месяцеслов» Осень ЗимаВесна Лето Сентяб рь Декабр ь Март Июнь блоки раздел ы основ а
Содержание разделов: Знакомство с народными традициями, обычаями Народный фольклор Народные игры, хороводы Художественное творчество Фольклорное занятие Загадки, потешки, считалки, пословицы, заклички, обрядовые песни, колядки, сказки, и.т.д. Подвижные игры, игровые модели, хороводы. Ручной труд, игры - драматизация Беседы, показ иллюстративного материала, экспонатов м./музея
Словесн ые Наглядн ые Практи - ческие бесед ы малые формы фольклорные Драм а- тизац ия Ручной труд игры Ф./праздники ТСО И./ матер. Экспона ты Посещение музея Методы реализации задач:
Картотеки : Экспонаты мини – музея: Литература: П./игры, пальчиковые, пословицы, поговорки, частушки, загадки, скороговорки, модели. Макеты, образцы народных промыслов Методическая, художественная Средства реализации поставленных задач:
Работа в музее краеведения -развивает речь, -воображение, - мышление, -расширяет кругозор, - способствует нравственному становлению личности, - пробуждает любовь к родному городу, краю, России.
Я ЗНАЮ, С СОТВОРЕНИЯ ЗЕМЛИ, НАВЕРНО, НЕ БЫВАЕТ ПО- ДРУГОМУ. КУДЫ БЫ НАС МЕЧТЫ НИ ЗАВЕЛИ, ДОРОГА ПРИВЕДЕТ К РОДНОМУ ДОМУ. ГДЕ НИЧЕГО НЕ НАДО ОБЪЯСНЯТЬ, ГДЕ ВСЕ БЕЗ СЛОВ ПОНЯТНО И ЗНАКОМО. ПРИЙТИ ЛИШЬ НАДО, ТИХО ОБУВЬ СНЯТЬ, И СЛУШАТЬ ТИШИНУ РОДНОГО ДОМА. ПОТОМ ТЫ МОЖЕШЬ ГОРЫ СДВИНУТЬ ПРОЧЬ, ЛЮБЫЕ БЕДЫ СМОЖЕШЬ ПРЕВОЗМОЧЬ. ПОНЯТНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТИХ ВСТРЕЧ, КАК ВАЖНО СВОЮ РОДИНУ БЕРЕЧЬ!
Спасибо за внимание!