Семинар ПРООН, Казахстан Опасные вещества в товарах и отходах Август, 2014 Ольга Сперанская Сопредседатель IPEN/ «Эко-Согласие»
Тематические области : Тяжелые металлы Электронные отходы ООП: Пестициды СОЗ и пестициды ВНРЭС нано Биомониторинг Химические вещества в товарах Вещества, нарушающие работу эндокринной системы (ВНРЭС) Диоксины, ПХБ, отходы
IPEN
Greenwomen Обзор Ртутное загрязнение: реалии нового времени Казахстан
Центр « Эко - Согласие » ИСТОЧНИКИ ВЫБРОСА РТУТИ В РОССИИ Обзор ситуации в шести городах страны
Последние 20 лет : Загрязнение ртутью возросло в 3 раза в результате деятельности человека. Эмиссия в Восточной Азии и Индии возросла в 2 раза
Эмиссия Ежегодная эмиссия ртути в мире от антропогенных источников (данные 2010 года) Источники эмиссии Проценты от общей эмиссии Эмиссия в воздух в метрических тоннах Кустарная золотодобыча ( КЗД ) 37%727 Сжигание угля 24%474 Цветная металлургия 10%193 Производство цемента 9%173 Крупномасштабная добыча золота 5%97 Отходы потребления 5%96 Загрязненные участки 4%83 Другие источники 4%87 Всего 100% 1960
Потребление Применение ПотреблениеПроцент Год КЗД % 2010 Производство мономера винилхлорида 77018% 2005 Производство хлора и щелочи 49211% 2005 Стоматология 3067% 2010 Батарейки 2917% 2010 Измерительные приборы 2506% 2010 Электрические приборы 1584% 2010 Лампы 1233% 2010 другие 3057% 2010 Всего 4,303100% Ежегодное потребление ртути в мире
Чем вызвана глобальная обеспокоенность проблемами ртути ? От промышленных и других источников ртуть попадает в воздух, воду и почву Накапливатся в экосистемах и пищевой цепочке Устойчива и может переноситься на большие расстояния с воздушными массами Причиняет существенный вред здоровью и окружающей среде
поражение мозга, умственная отсталость, слепота, припадки, нарушение речи, расстройства нервной и пищеварительной систем, повреждение почек, раздражительность, страх, тремор, нарушения зрения и слуха, проблемы с памятью. Кратковременное воздействие паров металлической ртути может вызывать поражение легких, тошноту, рвоту, повышение кровяного давления или учащение сердцебиения, раздражение кожи и глаз
У плода концентрация ртути в 8 раз больше, чем у матери Ртуть накапливается в печени, почках и мозге младенца, передается с кровью и молоком матери Воздействие даже небольших доз ртути на плод и детей приводит к отставанию в умственном развитии, поведенческим нарушениям, к неспособности учиться и воспринимать информацию
Болезнь Минамата синдром, вызываемый отравлением органическими соединениями ртути, преимущественно метил ртутью. отравлениемметил ртутью Обнаружена в Японии, в префектуре Кумамото в городе Минамата в 1956 году.префектуре Кумамото Минамата 1956 году Симптомы Симптомы: нарушение моторики, паралич, нарушение сознания.нарушение моторики паралич Причина - продолжительный выброс компанией «Chisso» в воду залива Минамата ртути, которую донные микроорганизмы в своём метаболизме преобразовывали в метилртуть.метаболизмеметилртуть
Ртуть в рыбе и волосах людей
14 стран : Россия, Чехия, Италия, Албания, Португалия Мексика, Уругвай Таиланд, Индонезия, Япония Танзания, Камерун США ( Аляска ) Острова Кука
Кустарная добыча золота ТЭЦ на угле Хлорно - щелочное производство Загрязненные территории Смешанное загрязнение Глобальный перенос
Уровень ртути в рыбе ppm Уровень ртути в волосах : 1.0 ppm Американское агентство по охране окружающей среды
Индустриальный парк Tha Tum
Индустриальный парк Tha Tum – 75 предприятий и ТЭЦ ТЭЦ – тонн золы сбрасывается в реку ежегодно Содержание ртути в рыбе и волосах – выше ПДК Образцы рыбы – 85% Образцы волос – 100%
Чехия – два завода расположены вблизи реки. Выбросы зафиксированы во все среды Россия – завод расположены около Волги. 400 кг ртути ежегодно выбрасывается в воду Содержание ртути в волосах и рыбе выше ПДК В Чехии – 88% образцов рыбы В России - 97% образцов рыбы, 67% образцов волос
Содержания ртути выше ПДК острова Кука - 89% образцов волос Италия – 100% образцов рыбы Португалия – 100% образцов рыбы Уругвай – 100% образцов рыбы США - Аляска – 43% образцов рыбы
Выявленные горячие точки загрязнения ртутью - реальная угроза здоровью Новая конвенция по ртути – начало борьбы с реальной угрозой Что может конвенция и чего она не может ?
Конвенция Минаматская конвенция по ртути Глобальное соглашение по защите здоровья людей и окружающей среды от негативного воздействия ртути Принята 11 октября 2013 года в Японии Вступит в силу спустя 90 дней после ратификации 50 государствами
ограничение предложения ртути и торговли ртутью, на постепенный отказ от применения и прекращение использования определенных продуктов и процессов с применением ртути, на контроль выбросов ртути.
с оглашение отражает глобальный консенсус, что ртутное загрязнение представляет серьезную угрозу для здоровья человека и для окружающей среды, и чтобы эту угрозу сократить необходимо действовать для минимизации и ликвидации выбросов и сбросов ртути.
Только добровольные меры : " Загрязненные объекты " ( Статья 12); " Медицинские аспекты " ( Статья 16); " Исследования, разработки и мониторинг " ( Статья 19); " Планы реализации " ( Статья 20).
Обязательства сторон Минаматской конвенции Обязательства
Источники поставок ртути и торговля ею Статья 3 : Страны обязаны прекратить добычу первичной ртути, включая : Запрет на новую добычу ртути после вступления Конвенции в силу для страны Запретить существующую добычу первичной ртути в течение 15 лет после вступления Конвенции в силу для страны
Источники поставок ртути и торговля ею Статья 3 включает : Запрет на экспорт ртути, за исключением : целей, разрешенных Конвенцией или для экологически безопасного временного хранения ; и при письменном согласии правительства - импортера. выявлять большие запасы ртути или ртутных соединений ( в объеме свыше 50 метрических тонн ) и большие источники поставок ртути ( в объеме свыше 10 метрических тонн в год ) Гарантировать, чтобы ртуть в результате вывода из эксплуатации установок для хлорно - щелочного производства удалялась бы в соответствии с принципами Конвенции и не использовалась повторно.
Продукты с добавлением ртути Статья 4: Стороны обязаны к 2020 году прекратить производство и использование ( Приложение А ): Аккумуляторы ( исключение составляют серебряно - цинковые таблеточные аккумуляторы с содержанием ртути менее 2% и воздушно - цинковые таблеточные аккумуляторы с содержанием ртути менее 2%) Измерительные приборы ( барометры ; гигрометры ; манометры ; термометры ; сфигмоманометры ) Большая часть переключателей и реле
Лампы с высоким содержанием ртути : Лампы люминесцентные малогабаритные ( ЛЛМ ) общего освещения мощностью 30 ватт или менее и содержанием ртути свыше 5 мг в колбе лампы Лампы люминесцентные трубчатые ( ЛМТ ) общего освещения : a) с трехцветным люминофором мощностью менее 60 ватт с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе ; b) с галофосфатным люминофором мощностью 40 ватт или менее и содержанием ртути свыше 10 мг в лампе Лампы общего освещения ртутные высокого давления паросветные ( РВДП ) Ртуть в лампах люминесцентных с холодным катодом и лампах люминесцентных с внешним электродом ( ЛЛХК и ЛЛВЭ ) для электронных дисплеев : a) коротких ( 500 мм ), с содержанием ртути свыше 3,5 мг в лампе ; b) средних (> 500 мм и 1500 мм ), с содержанием ртути свыше 5 мг в лампе ; c) длинных (> 1500 мм ), с содержанием ртути свыше 13 мг в лампе
Пестициды, биоциды и локальные антисептики Косметика ( с содержанием ртути свыше 1 части на миллион ), включая мыло и кремы для осветления кожи, за исключением косметики для зоны глаз, в которой ртуть применяется в качестве консерванта и для которой эффективные и безопасные консерванты - заменители не существуют Амальгама для зубных пломб - срок не установлен
Производственные процессы, в которых применяются ртуть или ртутные соединения Статья 5 включает (Приложение В): Срок поэтапного вывода ртути из обращения : Хлорно-щелочное производство год Производство ацетальдегида, в котором ртуть или ртутные соединения применяются в качестве катализатора год Сокращение использования ртути при производстве мономера винилхлорида : сокращения выбросов и высвобождений ртути в окружающую среду; поддержка исследованиям и разработкам в области без ртутных катализаторов и процессов; недопущение использования ртути, если безртутные катализаторы, основанные на существующих процессах, станут практически реализуемыми в техническом и экономическом отношении
Статья 5 включает (Приложение В): Для процессов ВХ, метилатов / этилатов калия или натрия Стороны должны сократить использование ртути на единицу продукции на 50% к 2020 г. по сравнению с уровнем 2010 г. Но поскольку это рассчитывается для отдельного предприятия, то общий объем применения ( и выбросов ) ртути может увеличиваться по мере строительства новых предприятий.
Кустарная и мелкомасштабная золотодобыча 37% общей эмиссии ртути Статья 7: принимать меры с целью сокращения и, где это возможно, прекращения применения ртути и ртутных соединений Стороны с существенной КЗД должны :
Разработать и выполнять национальный план действий : ( Приложение С ) Стратегии сокращения эмиссии и сбросов ртути и ее воздействия Стратегии регулирования торговли ртутью Стратегии вовлечения заинтересованных сторон Стратегии в области здравоохранения и информирования Шаги по формализации и регулированию сектора КЗД Расписания выполнения Плана действий
Контроль промышленных источников эмиссии ртути Угольные электростанции и промышленно - отопительные котлы (24%) Цветная металлургия ( свинец, цинк, медь и промышленное золото ) (10%) Производство цемента (9%) Сжигание отходов (?) Совместно эти источники отвечают за 45% глобальной эмиссии ртути
Статья 8 Выбросы ( в атмосферу ): " контролировать и - в осуществимых случаях - сокращать выбросы ртути и соединений ртути..." источники выбросов в атмосферу : ТЭЦ на угле, процессы обжига и плавки в производстве цветных металлов ( только свинец, цинк, медь и промышленное производство золота ); сжигание отходов, а также предприятия по производству цементного клинкера. Подготовка национальнрого плана по контролю выбросов ртути Более жесткие меры для новых источников
Обязательства по промышленным выбросам Статья 8 включает : Для новых источников : требуется применение НИМ и НВП в течение 5 лет после вступления конвенции в силу для страны. Руководство по НИМ и НВП будет принято на первой КС. Для существующих источников : применять меры контроля в течение 10 лет после вступления конвенции в силу Формирование и ведение кадастра выбросов не позднее, чем через 5 лет после вступления Конвенции в силу
Высвобождение ртути на землю и в воду Статья 9 включает : Каждая Сторона, не позднее чем через три года после даты вступления для нее в силу Конвенции и далее на регулярной основе, выявляет соответствующие категории точечных источников Через 5 лет после вступления Конвенции в силу страна ведет кадастр высвобождений ртути из соответствующих источников Принимает меры по контролю выбросов ртути от выявленных источников
Экологически безопасное временное хранение ртути, кроме ртутных отходов Статья 10: Принимать меры для обеспечения того, чтобы временное хранение ртути и ртутных соединений, предназначенных для вида использования, разрешенного Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией, осуществлялось экологически безопасным образом.
Ртутные отходы Статья 11 Стороны обязаны : регулировать отходы экологически безопасным образом с учетом руководящих принципов Подвергать отходы регенерации, рециркуляции, восстановлению или повторному использованию только в рамках вида использования, разрешенного Стороне в соответствии с настоящей Конвенцией, или в целях экологически безопасного удаления
Загрязненные участки Статья 12 включает: Каждая Сторона прилагает усилия для разработки надлежащих стратегий по выявлению и оценке участков, загрязненных ртутью или ртутными соединениями Любые действия по снижению рисков, которые представляют собой такие участки, осуществляются экологически безопасным способом и включают оценку рисков для здоровья человека и окружающей среды Конференция Сторон примет руководство по обращению с загрязненными участками
Статья 6 Открытый реестр исключений Максимальная отсрочка – 10 лет
Статья 16 : стратегии и программы для определения и защиты подверженных риску групп населения ; научно обоснованные образовательные и профилактические программ ; медицинские меры для профилактики, лечения и медицинского обслуживания ; укрепление институционального и профессионального потенциала для профилактики, диагностики, лечения и мониторинга риска для здоровья, вызываемого воздействием ртути.
« информация по вопросам здоровья и безопасности людей и окружающей среды не должна считаться конфиденциальной ». Стороны будут использовать существующие механизмы информирования или же рассмотрят вопрос о разработке таких механизмов как РВПЗ
Статья 14: Стороны сотрудничают для повышения потенциала и передачи технологий Стороны, являющиеся развитыми странами развивают и облегчают при поддержке частного сектора и других заинтересованных субъектов разработку, передачу и распространение современных экологически обоснованных альтернативных видов технологии, а также доступ к ним
Статья 19: Стороны сотрудничают для разработки и улучшения : a) кадастров ртути и ртутных соединений ; b) моделирования и мониторинга уровней ртути и ртутных соединений в уязвимых группах населения и компонентах окружающей среды и обмена информацией ; c) оценок воздействия ртути и ртутных соединений на здоровье человека и окружающую среду ; e) информации об экологическом цикле, переносе ( включая перенос на большие расстояния и осаждение ), преобразовании и круговороте ртути и ртутных соединений в различных экосистемах выбросами и высвобождениями ртути и ремобилизацией ртути из ранее образовавшихся осаждений ; f) информации о торговле ртутью, ртутными соединениями и продуктами с добавлением ртути ; и g) информации и научных исследований.
Статья 20 : консультироваться с национальными заинтересованными сторонами для содействия в разработке, реализации, пересмотре и обновлении своих планов выполнения
Статья 21: Каждая Сторона представляет Конференции Сторон информацию о принимаемых ею мерах по осуществлению положений настоящей Конвенции и об эффективности таких мер и возможных проблемах Каждая Сторона включает в свою отчетность информацию, предусмотренную статьями Конвенции. Периодичность определяется на КС -1
будет в приоритетном порядке направляться для выполнения обязательных мер Новая Стратегия Глобального экологического фонда отдает приоритетное внимание Минаматской конвенции – с 1 июля 2014 по 30 июня 2018 гг
Ожидается, что Конвенция вступит в силу в 6-ой период действия ГЭФ-6 Статья 13: Трастовый фонд ГЭФ Целевая международная программа предоставление новых, предсказуемых, адекватных и своевременных финансовых ресурсов
Различные источники : Частный сектор Многосторонние доноры Региональные Двусторонние проекты
Работают под управлением КС и подотчетны КС специальная международная программа будет финансироваться на добровольной основе Анализ финансового механизма – КС 3
Каждая Сторона обязана выделять ресурсы на реализацию соглашения с учетом национальных политических мер, приоритетов, планов и программ. Разнообразные источники финансирования
Выполнение обязательных мер Химическая стратегия ГЭФ -6
Финансовый инструмент химических соглашений - 4 Конвенции и СПМРХВ Роль ГЭФ в реализации Конвенции Минамата в промежуочный период – содействие ратификации и вступлению в силу
Компонент по ртути в Стратегии ГЭФ Поддержка деятельности по подготовке к выполнению положений Конвенции ; Детальная инвентаризация Разработка законодательства, мест для хранения запасов Деятельность по КДЗ Инвестиции в альтернативные процессы и товары без ртути Семинары по повышению потенциала и информированию
Должно отвечать потребностям стран Софинансирование Участие общественности
Требования при предоставлении финансировании Установить четкую систему отчетности об используемых средствах Оценить эффективность финансирования потребностей развивающихся стран Выделять финансирование, в первую очередь, на : закрытие первичной добычи ртути, контроль эмиссии ртути в атмосферу, восстановление загрязненных территорий, инвентаризация источников
Спасибо за внимание!