УРОК 4 ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: ОГРОМНЫЕ УСПЕХИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Кромсаем лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот…

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Глобальные проблемы
Advertisements

Экологический кризис Prezentacii.com. Деградация – общее ухудшение природной среды в результате необратимых изменений в структуре ее систем, что выражается.
Экологический кризис Prezentacii.com. Деградация – общее ухудшение природной среды в результате необратимых изменений в структуре ее систем, что выражается.
Человечество на Земле не может жить и развиваться изолированно от природы, ее богатств. Среди них выделяют пять основных видов : минеральные, климатические,
Автор: Тёплых Виталий Руководитель : Крохалева О.Л. МКОУ «Саргаинская СОШ»
Реферат на тему: Влияние человека на землю. Экологический след - это площадь биологически продуктивной территории, необходимой для производства используемых.
Рост численности населения Подготовил студент группы ЭПбо 2-4 Галушка Михаил.
Я выбираю жизнь 8Г класс. Я хочу жить, а не существовать.
Демографическая проблема – приоритетная проблема выживания человечества. Демографический взрыв во всем мире пошел на убыль, хотя в Африке такое снижение.
Ты когда-нибудь замечал эту плачущую, задыхающуюся Землю и проливающие слезы берега?
Влияния человека на окружающую среду. Что такое окружающая среда? Окружающая среда - совокупность природных условий, объектов живой и неживой природы,
Глобальные экологические проблемы. Сложности и противоречия социального, экономического и культурного развития человечества породили современные экологические.
Ученик 3 класса А Ельник Дмитрий ГОУ г.Москвы Средняя образовательная школа 427.
Экологическая ситуация на планете Экология – это наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой.
Основные экологические проблемы биосферы Глобальные проблемы человечества.
Презентация на тему «Влияние человека на экосистему» Малеевой Полины 10 Б.
Презентацию выполнила Дружинина Надежда Ученица 10 Б класса.
У роковой черты. Печальные результаты. Мы уже говорили о том, что человек своей хозяйственной деятельностью активно вторгается в природную среду. Причём.
Мировые природные ресурсы и окружающая среда. Тест для итогового контроля 1.Дополните: Соотношение между величиной запасов природных ресурсов и размерами.
Транксрипт:

УРОК 4 ТРЕТЬЕ ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ: ОГРОМНЫЕ УСПЕХИ В ГЛОБАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКЕ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС Кромсаем лёд, меняем рек теченье, Твердим о том, что дел невпроворот… Но мы ещё придём просить прощенья У этих рек, барханов и болот. Роберт Рождественский

ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ Ответьте на вопрос: o Может ли человек существовать на планете, не разрушая среду своего обитания, не угрожая существованию самой биосферы?

ЗАДАНИЕ В течение пяти минут напишите краткое эссе на тему: «Каким я вижу третье тысячелетие?» o охарактеризовав экономические, социальные, экологические особенности XXI века.

РАБОЧАЯ ТАБЛИЦА Номер и название отрывка Основные проблемы третьего тысячелетия Краткая характеристика проблем

ЧАСТЬ 1 Последнее столетие было замечательной демонстрацией успеха цивилизации, развивающейся по пути научно-технического прогресса. С одной роковой поправкой. Как и с момента возникновения человека, природа представлялась бесконечно большой кладовой, из которой можно черпать как угодно много исходных для развития цивилизации веществ, и бесконечно большим естественным реактором, перерабатывающим все отходы человеческой деятельности.

Действительно, валовой мировой продукт в товарах и услугах вырос в 33 раза, мощность производства возросла в 10 раз, народонаселение Земли – в 6 раз. Фактически до 1950 года, с момента обособления человека в вид «человек разумный», на Земле жило и умерло столько же людей, сколько живёт сейчас.

Особенно быстрый рост всех мировых экономических показателей наблюдался во второй половине прошлого века. o Валовой мировой продукт с 1950 года вырос в 7 раз, с 6 триллионов долларов США в 1950 году до 43 триллионов долларов США в 2000 году. o Уровень жизни людей в развитых странах вырос до уровня, о котором сто лет назад не могли и мечтать. o Увеличилась продолжительность жизни людей. o Создана принципиально новая система обмена информацией и её хранения. o Средняя урожайность зерновых в 2000 году составила 28 ц/га, суммарный урожай зерновых превысил количество зерна, собранного за все 11 тыс. лет с начала аграрной революции.

Но эти успехи достигнуты ценой всё более ускоряющегося разрушения экосистемы Земли!!! Действительно, изъятие из природы веществ, необходимых для удовлетворения потребностей человека, превышает способности природы их восстанавливать или компенсировать их исчезновение. Так, одна треть земельных угодий не восполняет плодородия почвы, и она всё более деградирует. Например, в Казахстане обрабатываемые земли за период с 1950 по 1980 гг. сократились в два раза, так как в результате выветривания снизилось плодородие бывших целинных земель. В 1958 году было собрано 13 млн/т пшеницы, а в 2000 году – только 8 млн/т пшеницы.

Половина пастбищ Земли из-за нарушения их предельной продуктивности (несущей ёмкости), позволяющей иметь только определённое количество скота, превращается в пустыню. Ежегодно пустыни Земли увеличиваются на 156 млн/км 2. Например, в Нигерии ежегодно превращается в пустыню 500 км 2 обрабатываемых земель.

Сейчас ежегодные потери леса в мире превышают 9 млн/га. Леса, сократившиеся с началом аграрной революции в два раза, продолжают исчезать с нарастающей быстротой за счёт вырубки превышающей норму воспроизводства и лесных пожаров.

Это относится к Северному плато в Китае, где производится 25% всего китайского зерна; к водоносным слоям Огаллала, питающим пятую часть всех обрабатываемых земель в США; Пенджабу – хлебной корзине Индийского полуострова. Повсюду нарастает дефицит пресной воды. Это особенно сказывается в местах интенсивного земледелия. В настоящее время около 10% населения живёт на орошаемых землях. С введением орошения за счёт забора подземной воды при использовании бурения, с помощью дизельных и электрических насосов, уровень подземных вод ежегодно опускается на 1,5 м и более.

В результате бесконтрольного забора воды в определённое время года не дотекают до моря такие реки, как Колорадо, Хуанхэ, Инд и Ганг. По одной из версий, по этой же причине из-за интенсивного использования воды Амударьи на орошение погибло Аральское море.

Несмотря на все успехи современной науки и техники, уровень современного производства продуктов потребления в сравнении с природными процессами остаётся крайне несовершенным. По самым оптимистичным оценкам, выход полезного продукта из сырья, изымаемого из природы, не превышает 10 %. Это означает, что из 100 кг сырья мы извлекаем 10 кг полезного продукта и возвращаем в окружающую среду 90 кг вещества в виде отходов.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ К ПЕРВОЙ ЧАСТИ o В чём, на ваш взгляд, заключается несовершенство уровня современного производства продуктов потребления по сравнению с природными процессами? o Когда наблюдался быстрый рост всех мировых экономических показателей? Во сколько раз возросли валовой мировой продукт в товарах и услугах, мощность производства, народонаселение Земли? o На сколько и почему ежегодно увеличивается площадь пустынь на Земле? o Почему повсюду нарастает дефицит пресной воды? Где эта проблема стоит наиболее остро? o В чём причина исчезновения лесов? o Считаете ли вы, что недостаток продовольствия не угрожает ближайшему будущему и почему?

Население Земли, численностью более 7 млрд человек, оказывает огромную антропогенную нагрузку на атмосферу. ЧАСТЬ 2 В первую очередь это относится к выбросам диоксида углерода, главного побочного продукта традиционной энергетики. Нарушение баланса диоксида углерода в природе ведёт к нестабильности климата, возрастающему количеству ураганов и наводнений, повышению температуры выше пределов, оптимальных для существования людей.

Потепление климата привело к тому, что за последние 40 лет толщина арктического льда уменьшилась более чем на 40 %. В ближайшие 50 лет, по мнению некоторых учёных, в летние месяцы ледовый покров в Арктике может исчезнуть. Это связано с риском таяния материкового льда и повышением уровня океана. Ледовый покров Гренландии доходит до 2 км по толщине. Если он растает, уровень океана может подняться до 7 метров.

В результате деятельности человека стало заметно истощение в стратосфере озонового слоя, защищающего жизнь на Земле от ультрафиолетового излучения.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ КО ВТОРОЙ ЧАСТИ o Каковы последствия глобального потепления климата? o Каково население Земли? o Что представляет собой главный побочный продукт энергетики? o К чему приводит нарушение баланса диоксида углерода в природе?

ЗАДАНИЕ Определить, о какой проблеме ещё не шла речь.

За время эволюции появилось и исчезло гораздо больше видов, чем существует на Земле сейчас. Но это был медленный процесс, и суммарно количество видов на Земле увеличивалось. Сейчас процесс исчезновения видов убыстрился в результате антропогенной деятельности. ЧАСТЬ 3 В настоящее время под угрозой исчезновения находится каждый восьмой из 9946 описанных видов птиц, каждый четвёртый из 4763 видов млекопитающих, каждый третий из описанных видов рыб.

Так, за последние 200 лет в Австралии исчезли 26 видов млекопитающих из обитавших там 140 видов. Это ставит под угрозу самое большое богатство Земли – генетический банк!!! Мы уничтожаем то, что даже не исследовали, не выяснив значение не только для природы в целом, но и для человека. В реке Колорадо исчезли, частично из-за высыхания мест обитания, 29 видов рыб из 50 обитавших там.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ К ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ o Какое значение имеет биоразнообразие для человека и природы? o Каковы причины сокращения биоразнообразия? o Что является следствием уничтожения живых организмов?

ЗАДАНИЕ Определите, о каких проблемах третьего тысячелетия пойдет речь в заключительной части.

По данным ООН, относящимся к 1991 г., экономическое неравенство в мире сильно возросло. Распределение доходов и экономическое неравенство в мире. ЧАСТЬ 4 Если в 1960 г. соотношение доходов пятой части богатого и бедного населения составляло 30:1, к 1989 г. оно было уже почти в 2 раза выше (59:1). Это положение усугубляется!!!

Неудивительно, что в этих условиях примерно треть людей на Земле недоедает, имеет пониженный, по отношению к норме вес, страдает от болезней, имеет низкую продолжительность жизни, причём большое количество людей умирает от голода и его последствий. Особенно это проявляется у детей и женщин. В то же время треть человечества переедает и страдает от болезней, связанных с избыточным весом.

Ещё одной печальной характеристикой вида человека разумного является использование вооружённых конфликтов для достижения политических или социальных целей. Военные конфликты начались с момента выделения человека разумного в самостоятельный вид и не прекращаются до сих пор. Английский философ Томас Гоббс (1588– 1679) охарактеризовал это формулой «ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ»

За период с 1945 по 1985 гг. в мире имели место 160 вооруженных конфликтов, причем 151 из них – в развивающихся странах. o В этих войнах погибло 25–35 млн человек. o За 40 лет только 26 дней были свободны от войн! o В 1993 г. на планете произошли 34 военных конфликта. В их основе лежала борьба за власть, территории и ресурсы.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ К ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ o Что является причиной вооружённых конфликтов? o В чём выражается усугубление социальной несправедливости? o Каково соотношение доходов богатого и бедного населения?

ЗАДАНИЕ Учащиеся возвращаются к своим кратким эссе и сравнивают, изменилось или не изменилось их первоначальное видение проблем третьего тысячелетия.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Подготовить ответы на следующие вопросы: o Какова цена успехов научно-технического прогресса? o В чём проявляются изменения климата и каковы последствия этих изменений? o Что явилось следствием сокращения биоразнообразия на Земле? o В чём особенности экономического неравенства? Охарактеризуйте распределение доходов в мире.