Учитель истории Черкашина Ирина Павловна Системно-деятельностный подход в обучении на уроках истории и обществознания
Основные задачи образования Учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь.
Известный психолог Леонтьев говорил, что человеческая жизнь-это система сменяющих друг друга деятельностей. Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир.
Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта, является системно – деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Вот некоторые формы деятельности учащихся на уроке: Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы, рисунка. Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. Работа с исторической картой. Анализ исторических источников (документов). Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата. Рецензия на ответ товарища.
Задания на образную реконструкцию исторических фактов: Изложение исторических событий от имени одного из участников, свидетелей, современников или потомков; Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и оценки.
Моя задача учителя создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Применяю следующие интерактивные методы: Дискуссии Дебаты Ролевые игры Различные виды групповых работ Деловые игры Турниры знатоков В старших классах на уроках истории и обществознания успешно проходят дебаты.
Технология Дебаты позволяет реализовать следующие задачи: способствовать становлению гражданского общества в России; развивать следующие навыки: толерантность, партнерское общение, цивилизованную дискуссию; формировать логическое и критическое мышление, навыки риторики, способность работать в команде и концентрировать на сути проблемы, навыки поисковой и исследовательской деятельности.
Этапы работы 1. Работа с информацией. Школьники находят и отбирают информацию по предложенной теме. 2. Работа с текстом информации. Учащиеся выделяют главное, критически осмысливают материал, анализируют и сопоставляют с имеющимися знаниями. 3. Составление речи, раскрывающей предложенный тезис. Структурирование своего выступления так, чтобы оно включало нужную информацию и одновременно было эмоциональным и интересным по форме. 4. Построение линии аргументации, доказательной базы. 5. Построение линии опровержения. 6. Ознакомление с правилами этикета полемики. Быть честным, используя ту или иную информацию. Быть справедливым, учитывая возможность существования различных точек зрения. Ясно излагать свои мысли и идеи, строить доказательство. Уважать другого, искать решение совместными усилиями
Игры на уроке. Деловая игра игра-обсуждение игра- исследование Ретроспективная игра
Практическое занятие – форма учебных занятий по истории, где на основе ранее полученных знаний и сформированных умений школьники решают познавательные задачи, представляют результаты своей практической творческой деятельности или осваивают сложные познавательнее приемы, необходимые для серьезного и активного изучения прошлого. лабораторные занятия; групповые, фронтальные семинары; конференции; участие в проектах.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
Спасибо за внимание !