Методические рекомендации по написанию образовательных программ дополнительного образования детей
Направленности программ дополнительного образования. Художественно-эстетическая – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к восприятию великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира; Военно-патриотическая - направлена на формирование патриотического сознания, социальной активности, гражданской ответственности, преданного служения своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, укрепление силы духа, стойкости характера, подготовка к жизни в экстремальных условиях. Составной частью патриотического воспитания является военно- патриотическое воспитание граждан в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Научно-техническая – направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области точных наук и технического творчества (сфера деятельности - человек-машина); Физкультурно-спортивная – направлена на укрепление здоровья, формирования навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья; Эколого-биологическая - направлена на формирование системного подхода в восприятии мира, представлений о взаимосвязи и взаимозависимости живого и неживого, экологическое воспитание и просвещение, в области «устойчивого развития», развитие навыков изучения (юные исследователи природы) и сохранения живой природы, рационального природопользования (сфера деятельности - человек- природа);
Естественнонаучная - направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук (сфера деятельности - человек-природа или окружающий мир), реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции; Социально-педагогическая – направлена на социальную адаптацию, повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, устройстве общества, создание условий для развития коммуникативной, социально успешной личности, расширения «социальной практики», воспитание социальной компетентности (сфера деятельности - человек – общество, человек - человек), формирование педагогических навыков.
Культурологическая – направлена на удовлетворение потребностей и интересов детей в области изучения истории, культуры, формирования творчески развивающейся личности. Приоритетные направления деятельности: образовательное, методическое, музейно-выставочное, культурно-просветительное. Спортивно-техническая - направлена на развитие прикладных, конструкторских способностей обучающихся, с наклонностями в области технического творчества (сфера деятельности - человек- машина), с упором на подбор моделей, и их конструирование и выходом с продуктами собственного творчества на соревнования; Туристско-краеведческая – направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры среды проживания, поисковые работы малоизвестных фактов истории родного края, экскурсионная, музейная, архивная и экспедиционная работа.
1. Классификация программ по форме составления: Типовые (примерные) - Примером являются программы Министерства образования РФ. Компилятивные (модифицированные, адаптированные, скорректированные) - предполагают изменения в отборе тем, порядке их изучения, изменения в распределении часов, в объеме материала по темам и др. В модифицированных программах необходимо указать программу, взятую за основу для работы. Экспериментальные, предполагают отработку новых педагогических технологий, методик; содержат план экспериментальной работы по реализации программы и способы отслеживания; имеют научного руководителя. План реализации экспериментальных программ заслушивается и принимается методическим советом. Авторские, программы, которые создаются педагогом по его собственному замыслу с учетом его опыта, наработанных методик, видения проблемы и путей ее решения. «Педагогические работники могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые методическим советом учреждения» (типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей). Авторская программа должна иметь 70% новизны в своем содержании. Авторство на авторскую программу закрепляется дипломами конкурса авторских программам.
Классификация программ по образовательным областям: естествознание; математика; искусство; духовная антропология; культурная антропология; физическая антропология; социальная практика; словесность.
Классификация программ по уровню содержания ознакомительный; базовый; углубленный; опережающий (для одаренных); профессионально-ориентированный; экспериментально-исследовательский
Классификация программ по форме реализации: индивидуальные; групповые; клубные; кружковые; самостоятельные общества; массовые
Классификация программ по способу реализации: Эвристические; Алгоритмические; Программы как «маршрут путешествия»
Классификация программ по широте охвата содержания деятельности: Профильные; Многопрофильные (комплексные); Интегрированные.
Классификация программ по возрасту детей: для дошкольников; для младших школьников; для старшеклассников.
Классификация программ по сроку освоения: Краткосрочные (рассчитанные на 1-2- года); Долгосрочные (на 3 и более лет)
Классификация программ по уровню освоения Общекультурный – уровень предполагает удовлетворение познавательного интереса обучающегося, расширение информированности в данной образовательной области, обогащение навыками общения и умений совместной деятельности при реализации программы. Углубленный – уровень предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на уровне практического применения. Профессионально-ориентированный – уровень предусматривает достижение повышенного уровня образованности обучающихся в данной образовательной области, умение видеть проблемы, формулировать задачи, искать средства их решения.
Стратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления содержания образования будут положены «ключевые компетентности». Ключевые компетентности – это наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности в заданной предметной или социальной области. При оформлении дополнительных образовательных программ, спроектированных в контексте компетентностного подхода, необходимо «сквозное» проведение его через все разделы дополнительных образовательных программ – от соответствующих формулировок на уровне цели и задач, до содержания и ожидаемых результатов. Акцент на формирование ключевых компетентностей предлагается как вариант формулирования цели, задач и ожидаемых результатов ОП в едином контексте. Один из главных инструментов оценки компетентности – задача, сформулированная как проблемная ситуация, решение которой требует проявления субъектом в деятельности определенных личностных и деловых качеств.
НАПРИМЕР. При постановке задач, направленных на формирование компетентностей возможно ориентироваться на следующий перечень (А.П. Тряпицина): компетентность «быть» - способность обучающегося организовать собственное профессионально личностное развитие; компетентность «знать» - способность учиться и формировать необходимый арсенал знаний; компетентность «уметь» - способность использовать необходимые умения, навыки, опыт в практической деятельности; компетентность «жить вместе» - способность взаимодействовать в детском коллективе и в социуме для достижения образовательного результата.
Основополагающими критериями эффективности реализации образовательных программ с точки зрения компетентностного подхода являются: степень сформированности компетентности (как ключевых, так и специальных), что рассматривается как способность решения учащимися определенного круга задач и проблем; динамика достижений обучающегося в овладении ключевыми компетентностями. Наглядное выражение этих качеств может быть зафиксировано и оценено (Л.С.Илюшин, 2004): в выполняемых действиях; в осуществляемых операциях; в совершаемых поступках и формах поведения; в формулируемых суждениях и оценках; в принимаемых и аргументируемых решениях в ситуациях выбора; в ситуациях взаимодействия и диалога.
Образовательная программа дополнительного образования детей кроме многопрофильной, может быть интегрированной или комплексной. «Интеграция» - восстановление целостности, воплощение чего-то недостающего, процесс сближения и взаимосвязи. Интеграция это создание единого педагогического коллектива и единого образовательного пространства на базе двух и более образовательных программ, при сохранении их уникальности и равенстве, в целях гармонизации педагогического воздействия на обучающихся (А.С. Макаренко).
Под интегрированной программой понимают программу совместной деятельности кого-либо. Главное – это стремление к созданию единого пространства деятельности для детей и педагогов, поиск пересечения интересов. Степень интеграции и принцип интеграции могут различаться. По субъектам деятельности можно выделить 3 вида интегрированных программ: совместной деятельности педагогов; совместной деятельности детей (программы детской деятельности); совместной деятельности детей и педагогов.
По сущностным признакам можно выделить 4 группы программ. По масштабу деятельности: Внешнего сотрудничества Внутреннего сотрудничества По целям и задачам: Одноцелевая Многоцелевая По содержанию: Однонаправленная Комплексная По системообразующему фактору: Учебно-предметной ориентации Проблемно-тематические (сквозные)
Пакет документов по интегрированной образовательной программе, состоит из двух основных компонентов структуры: Пояснительной записки ИП или плана совместной деятельности в рамках заявленной интеграции. Комплекта дополнительных образовательных программ, входящих в ИП функциональной основы, которую образуют взаимосвязанные и взаимозависимые образовательные программы по конкретным дисциплинам, написанные по стандартным для дополнительных образовательных программ требованиям.
Комплексная программа (КП) - это совокупность самостоятельных образовательных программ по учебным дисциплинам, объединенных по определенному принципу, и направленных на решение общих цели и задач через 2-х и много-профильное обучение (например, музыкально-хоровая студия, дошкольный образовательный комплекс и др.). В таких детских объединениях занятия по каждому предмету ведут, как правило, разные педагоги. В КП ставятся такие цель и задачи, решение которых невозможно без разнопредметного обучения. В КП решаются цель и задачи более высокого порядка, чем в монопрофильных дополнительных образовательных программах. КП отвечает на образовательные потребности детей, направлена на их самореализацию, гармоничное развитие или адаптацию в социальной среде и др.
Список литературы: 1. Журнал «Внешкольник» 12, 2004 г. 2.«Дополнительное образование» 2, 2006, с Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Поташник М.М., Управление развитием школы. – М., Золотарева А.В., Соловьев И.О., Соловьева Н.В.. Педагогика дополниетльног образования (учебное пособие для студентов ВУЗов) Воронеж, Каргина З.А., Практическое пособие для педагогов дополнительного образования. – М.: Школьная Пресса, – 96 с («Воспитание школьников. Библиотека журнала»; Вып. 77). 7. Принципы обновления программного обеспечения в учреждениях дополнительного образования. Тезисы и материалы Всероссийской научно-практической конференции, СПб марта 1995 года. СПб Сборник материалов в помощь методистам и педагогам учреждений дополнительного образования детей. Выпуск 3 Пенза 2000 г 9. Интеграция дополнительного и других сфер образования. Сборник научно-методических статей. Серия «Интеграция дополнительного и других сфер образования» Ярославль Проектирование и реализация программы «свободное время детей и учащейся молодежи». Направление «Организация дополнительного образования в школе» Методические рекомендации. Спб.2002.
11. Система дополнительного образования детей, - Учебное пособие под ред. О.Е. Лебедева. – СПб., Дополнительно образование. Словарь-справочник/автор составитель Д.Е. Яковлев.- М., Внешкольник. Дополнительное образование детей – ежемесячный информационно- методический журнал по вопросам дополнительного образования.-Москва. 14.Л.Н. Буйлова, С.В. Кочнева. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей: Учебно-методическое пособие. – М., Способы и формы выявления, фиксации и предъявления результата образовательного процесса в ДДЮТ «На реке Сестре». Любогор О. В. Информационно-методический бюллетень «Материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей. «Результативность образовательного процесса в УДОД». Итоги реализации вариативных программ исследования» Выпуск 6. СПб a.Акулова О. Образование как средство развития ключевых компетентностей школьника. СПб b.Журнал «Методист» , с.11. c.Журнал «Методист» , с.11. d.Школьные технологии , с.97, и , с.39 e.Народное образование , с.77, и , с.153 f.Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. СПб g.Оценка эффективности реализации программ дополнительного образования детей: компетентностный подход. СПб Евладова Е.Б., логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов учреждений сред. Проф. Образования.-М.: ВЛАДОС, 2002.