МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 5 Г. ТОМСКА ПРОЕКТ «Формирование информационной компетентности обучающихся по предметам гуманитарного цикла посредствам использования технологий продуктивного обучения» Автор проекта: М.В. Тимофеева, учитель истории и обществознания Томск – 2014
Отсутствуют задания Требующие критического анализа разных точек зрения Требующие сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом
Проблемы Проблемы, на решение которых направлен проект Недостаточное дидактическое и методическое обеспечение процесса обучения истории в 6 классе для целенаправленного формирования у обучающихся информационной компетентности; Недостаточный уровень владения продуктивными технологиями обучения у учителя истории и обществознания.
Цель Создание, апробация и внедрение дидактического обеспечения образовательного процесса на уроках истории и обществознания для формирования информационной компетентности школьников; Повышение профессионального уровня учителя истории и обществознания через освоение продуктивных образовательных технологий.
Задачи личностные (педагог) Освоить содержание, структуру и способы развития информационных компетентностей; Изучить технологии продуктивного обучения; Подобрать и разработать необходимые и достаточные типы заданий для формирования информационных умений; Внедрить в образовательный процесс оптимальные для предметов гуманитарного цикла технологии продуктивного обучения.
Задачи личностные (обучающийся) 1. Обеспечить в процессе преподавания истории дидактические и методические условия для формирования у обучающихся следующих умений: анализировать, систематизировать, выбирать, обобщать, обрабатывать информацию – 80%; формулировать тезис, который выражает общий смысл текста – 60%; делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения – 50%; преобразовать текст в новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы – 55%; связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников – 50%.
Участники проекта
Этапы и сроки реализации проекта Подготовительный этап (сентябрь-декабрь 2014 года); Реализация проекта (январь – декабрь 2015 года); Рефлексивно-оценочный этап (январь-май 2016 года).
Методы для реализации проекта «Понятийное колесо» Данный метод позволяет развивать следующую группу умений: выбирать, обобщать, обрабатывать информацию, а также аргументировать свое мнение «Инсерт» Данный метод позволяет развивать умение преобразовать текст в новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы «Шесть шляп мышления» Данный метод позволяет развивать следующую группу умений: делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, формулировать тезис, который выражает общий смысл текста, связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников.
«Кластеры» Данный метод позволяет развивать следующую группу умений: выбирать, обобщать, обрабатывать, сравнивать, анализировать информацию. «Фишбоун» Данный метод позволяет развивать следующую группу умений: систематизация и обобщение информации, формулирование тезиса, который выражает общий смысл текста.
Продукты проекта Система заданий для формирования умений поиска информации и понимание прочитанного; Система заданий для формирования умений преобразования и интерпретации информации; Система заданий для формирования умений оценки информации; Сценарии уроков по введению ключевых способов работы с информацией;
Критерии эффективности реализации проекта Рост числа обучающихся, владеющих высоким уровнем развития информационной компетентности; Повышение результативности обучающихся в мероприятиях разного уровня, где востребована информационная компетентность
Спасибо за внимание!