Д.О. Стребков, кандидат социологических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ А.В. Шевчук, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической социологии ГУ-ВШЭ Электронная самозанятость в России (по результатам «Первой всероссийской переписи фрилансеров»)
2 Исследование Объект исследования: Фрилансер (freelancer) – независимый профессионал высокой квалификации, который не состоит в штате организаций и не включен в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализует свои услуги на рынке различным клиентам, не являясь субподрядчиком единственного заказчика. Электронный фрилансер (e-lancer) – это фрилансер, осуществляющий свою трудовою деятельность удаленно с использованием информационно- коммуникационных технологий (фрилансер-телеработник). Грант Научного фонда ГУ-ВШЭ. Проект
3 Крупнейшие биржи удалённой работы Год основания Страна Кол-во зарегистрированных пользователей (чел.) GetAFreelancer.com2004Швецияоколо 1,5 млн. Guru.com2000СШАоколо 1 млн. Free-lance.ru2005Россия 540 тыс. Elance.com1999США110 тыс. Weblancer.net2003Украина 15 тыс.
4 Эмпирические данные Общее кол-во 1 ветка Действующие фрилансеры 2 ветка Будущие фрилансеры 3 ветка Бывшие фрилансеры Общее число уникальных обращений к анкете в т.ч Пустые анкеты 4448 Непустые анкеты Релевантные анкеты (после отсева маслозаполненных и недобросовестных) Метод – онлайн-анкетирование Время – декабря 2008 г. Место – Free-lance.Ru
5 Структура «электронных» фрилансеров ЧИСТЫЕ ФРИЛАНСЕРЫ (1914) СОВМЕСТИТЕЛИ (6699) Студенты (1535) Домохозяйки (418) Предпри- ниматели (767) Наемные работники (3851) БУДУЩИЕ (2133) НАЧИНАЮЩИЕ (804) БЫВШИЕ (691) РАЗОВЫЕ (317) ИТОГО человек Выборка исследования Другое (128)
6 Специализация респондентов
7 Место проживания респондентов Страны 76% - Россия; 15% - Украина; 3,4% - Беларусь; 1,8% - Казахстан; 1,5% - Молдова; 1,2% - Средняя Азия 0,6% - Прибалтийские страны 0,9% - Дальнее зарубежье. Регионы РФ 31% - Москва; 11% – Санкт-Петербург; 5% – Московская обл.; По 3% – Ростовская, Свердловская и Новосибирская области; По 2% – Самарская, Челябинская, Нижегородская, Воронежская области, Республика Татарстан и Краснодарский край; 34% распределяются ещё по 68 российским регионам.
8 Возраст респондентов
9 Образование респондентов
10 Трудовые ценности фрилансеров
11 Преимущества фриланса
12 Недостатки фриланса
13 Использование Интернета в работе фрилансера
14 Рабочая неделя фрилансера
15 Уровень дохода фрилансеров
16 Спасибо за внимание!