XVII век – время сложения единой мировой художественной культуры Осипова М. Б. Муниципальное общеобразовательное учреждение Гимназия г. Нижняя Салда Свердловская область
Успех деятельности личности в той или иной области определяется широтой и глубиной развития способностей. Вот почему всестороннее развитие всех дарований и способностей личности есть конечная цель и одна из основных задач эстетического воспитания Н.И. Киященко Если не сформированы эстетические взгляды человека, его мировоззрение не может считаться законченным, быть подлинно цельным, способным объективно и во всей полноте охватить и оценить действительность. Актуальность и значимость
Пространство художественного произведения - живое: населено разными героями - людьми, животными, вещами, которые живут в городах, в деревнях, бродят по лесам, полям, плывут по рекам; оно движется, дышит, звучит, пахнет, бывает сладким, горьким, разноцветным … что и кого видят глаза?.. что слышат уши ?.. Актуальность и значимость
Основополагающий вопрос: Могла ли художественная культура стать единой в XVII веке, когда в «европейском доме» все смешалось? Проблемные вопросы: Как искусство может отразить атмосферу своего времени ? Возможно ли во время расцвета национальных художественных школ «открыть» границы государств? Каковы характерные черты западно- европейского искусства XVII столетия?
Способ реализации Проекта Учебный проект реализуется в рамках изучения темы «Западноевропейское искусство XVII века». Это предполагает проведение целой серии разнообразных уроков: усвоения новых знаний; усвоения навыков и умений комплексного применения знаний; обобщения и систематизации знаний; проверки, оценки и коррекции знаний, навыков и умений.
Цель проекта – создать условия для развития интереса учащихся к культуре и изобразительному искусству Западной Европы на основе выявления стилистического единства искусства XVII столетия и своеобразия национальных художественных школ Италии, Испании, Фландрии, Голландии и Франции.
Обучающие цели – познакомить учащихся с искусством XVII века – одной из ярчайших эпох в развитии европейской художественной культуры; включить учащихся в активную познавательную деятельность, расширить и углубить систему знаний о жанрах и языке изобразительного искусства, об особенностях и возможностях создания и реализации художественного образа произведений в различных стилевых течениях (барокко и классицизм); создать содержательные и организационные условия -для знакомства и восприятия творческой индивидуальности великих художников; - для развития у школьников умений анализировать познавательный объект (произведение, виды и жанры изобразительного искусства, определение, понятия и т.п.), выделяя в нем главное.
Воспитывающие цели – помочь ученикам осознать –практическую и личностную значимость учебного материала, –ценность совместной деятельности, укреплять и поддерживать интерес учащихся к познавательной и аналитической деятельности, развивать способности обучающихся к продуктивному общению на основе предметного материала, умению выражать и отстаивать собственное мнение (позицию); формировать эстетические вкусы и представления основе выявления и понимания учащимися художественной ценности и своеобразия изучаемых произведений и стилистических художественных течений;
Развивающие цели – содействовать развитию у учеников компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности; умений воспринимать и структурировать информацию, умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию собственной учебной деятельности, умений общаться (монологической и диалогической речи), навыков работы в команде; обеспечить развитие у школьников умения объективировать деятельность, т.е. переводить с языка непосредственных впечатлений и представлений на язык общих положений, принципов и т.п.; пополнить зрительский багаж учащихся в целях расширения общего и художественного кругозора (в области изобразительного искусства); развивать у школьников способность к художественному переживанию, устойчивые художественные представления, образное мышление, ассоциативные связи, воображение и др. составляющие фундамент его художественной культуры; личный творческий потенциал в процессе создания реального творческого продукта.
Темы самостоятельных исследований: Тема исследования 1 Давайте познакомимся... Тема исследования 2 История одной картины Тема исследования 3 От барокко к классицизму Тема исследования 4 Жанр как символ национального искусства
Этапы и сроки проведения проекта Название этапа Время (срок) 1Подготовительный: формулирование тем исследований, формирование творческих групп 1 урок 15 минут 2Этап постановки задачи, введения в проблему : выбор названия проекта, обсуждение плана работы учащихся и возможных источников информации 2 урок 25 минут 3Самостоятельная работа: обсуждение заданий каждому участнику группы и выполнение задания 3 -7 уроки 4Оформление результатов 8-9 уроки 5Защита полученных результатов и выводов, подведение итогов. Благодарность участникам. 10 урок
Содержание: Визитка Дидактические материалы Критерии оценивания творческих работ учащихся. Образцы работ учащихся (презентация «XVII век в лицах и образах», доклад «Творчество Рембрандта – вершина голландского искусства XVII века», буклеты «История одной картины», « Жанры изобразительного искусства стремятся к синтезу, раздвигая границы собственных возможностей») Сайт проекта Список ресурсов Организационные материалы