Российское общество на рубеже столетий Преподаватель истории Профессионального училища 14 Заева Любовь Сергеевна
Цель: 1. Актуализировать знания учащихся из курса истории России XIX века. Задачи: 1. Подвести учащихся к пониманию того, что Россия в начале XX века – среднеразвитая аграрно-индустриальная страна. 2. Продолжить формирование умений самостоятельно делать выводы, работать с исторической картой.
План урока: 1. Государственное устройство 1. Государственное устройство 1. Государственное устройство 1. Государственное устройство 2. Население 2. Население 2. Население 2. Население 3. Культурный уровень 3. Культурный уровень 3. Культурный уровень 3. Культурный уровень 4. Необходимость модернизации общества 4. Необходимость модернизации общества 4. Необходимость модернизации общества 4. Необходимость модернизации общества
1. Государственное устройство России в начале века. ПППП р-р-р ии заз инн аапа как ии Г Г Г Г ооо сс уууу ддт аапа р-р-р сс тот вов аапа :::: 1. Т ерритория 2. Н аселение 3. Н езависимость 4. О бщественная власть 5. Н аличие права взимания налогов
Государство – способ организации классового общества для осуществления публичной политической власти и управления. Государство – способ организации классового общества для осуществления публичной политической власти и управления.
Границы России Крупнейшие города России более 2 млн. ч-к С-Петербург Москва
Вопросы: П П ооо как аапа жж ии тот ее н н н н аапа к к к к аапа р-р-р тот ее г г г г р-р-р аапа инн ии ввц ыыыы РРРР ооо сс сс ии йййй сс как ооо йййй и и и и мм пп ее р-р-р ии ии К К аапа как ии ее т т т т ее р-р-р р-р-р ии тот ооо р-р-р ии ии в в в в хох ооо ддт ии лол ии в в в в с с с с ооо сс тот аапа вов РРРР ооо сс сс ии йййй сс как ооо йййй и и и и мм пп ее р-р-р ии ии к к к к н н н н аапа чччч аапа лол уууу X X X X XXXX вов ее как аапа ???? К аапа как ии ее г г г г ооо р-р-р ооо ддт аапа с с с с тот аапа инн ооо вов яя тот сс яя с с с с аапа мм ыыыы мм ии как р-р-р уууу пп инн ыыыы мм ии в в в в Р Р Р Р ооо сс сс ии ии в в в в н н н н аапа чччч аапа лол ее в в в в ее как аапа ???? К аапа как ооо йййй г г г г ооо р-р-р ооо ддт я я я я вов лол яя лол сс яя с с с с тот ооо лол ии ввц ее йййй РРРР ооо сс сс ии ии ????
Структура государственного аппарата Российской империи: Государственный Совет Комитет министров Святейший Синод Восемь министерств Император Сенат
Белый – мир, чистота, совершенство. Синий – вера, верность, постоянство. Красный – сила, кровь, пролитая за Родину.
Двуглавый Орел – главная фигура герба. Символизирует силу державы Корона - Символ законности Скипетр – символ власти Держава -Символ могущества - страны Воин-победитель. Символизирует защиту государства
«Боже, Царя храни!» - гимн Российской империи Гимн – поэтико- музыкальное произведение, прославляющее Отечество, государство, исторические события, их героев. Гимн – поэтико- музыкальное произведение, прославляющее Отечество, государство, исторические события, их героев.
Николай II – последний русский император… Николай II ( ) Александра Федоровна (жена императора)
2. Население Российской империи к началу XX века: 128,3 млн. человек. 128,3 млн. человек. 3-е место после Британии и Китая. 3-е место после Британии и Китая. Россия – многонациональное государство. Россия – многонациональное государство. Более 100 народов, из них 57% нерусского населения. Более 100 народов, из них 57% нерусского населения. Население России разговаривало на 146 языках мира. Население России разговаривало на 146 языках мира.
азербайджанцы
Татары
вогулы
калмыки
А также на территории Российской империи проживали: Чуваши Чуваши Башкиры Башкиры Коряки Коряки Ханты Ханты Манси Манси Селькупы Селькупы Ненцы Ненцы Шорцы Шорцы Буряты Буряты И другие народности… И другие народности…
На рубеже XIX – XX веков в России мирно уживались представители различных мировых религий: Иудаизм Иудаизм Буддизм Буддизм Католицизм Католицизм Протестантизм Протестантизм Языческие верования Языческие верования Старообрядцы Старообрядцы
3. Культурный уровень Российской империи в начале XX века
Уровень грамотности населения России оставался одним из самых низких в Европе
1/3 городских жителей проживало в крупных городах: в Санкт-Петербурге и в Москве Европейская часть России все больше приближалась к уровню индустриальной эпохи
4. Необходимость модернизации общества Модернизация – процесс перехода России к индустриальному обществу
Индустриальное общество - Это общество, в котором промышленное производство преобладает над сельским. Только в начале XX века Россия вступила на путь индустриального развития.
Вывод: Российская империя в начале XX века представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои. Российская империя в начале XX века представляла собой огромную по территории многонациональную державу, вставшую на путь индустриальной модернизации, но сохранившую традиционные политические устои.
Закрепление: 1. Начертить и объяснить структуру государственного аппарата 2. Рассказать о личности Николая II 3. Показать границы Российской империи в начале XX века 4. Рассказать о государственной символике России (греб, флаг, гимн) 5. Какое место в мире занимала Россия по численности населения? 6. Каким был национальный состав населения России?
7. Социальный состав 8. Официальная религия государства 9. Как расселялись жители России? 10. Каким был уровень грамотности? 11. Почему Россия в начале XX века вступила на путь модернизации? 12. Что такое модернизация? 13. Что такое индустриальное общество? 14. Когда и почему Россия вступила на путь индустриального развития?
Литература: Данилова А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. - М.: Дрофа, Данилова А. А., Косулина Л. Г. История государства и народов России. - М.: Дрофа, Данилова А. А., Косулина Л. Г., Пыжиков А. В. История России XX – н. XXI века. - М.: Просвещение, Данилова А. А., Косулина Л. Г., Пыжиков А. В. История России XX – н. XXI века. - М.: Просвещение,