Воспитатель: Константинова Татьяна Алексеевна
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, сильными, ловкими, стройными и выносливыми, хорошо успевающими в учебе. Всестороннее воспитание ребенка, развитие духовных и физических качеств и формирование его личности во многом зависят от школы. Одной из важнейших задач воспитания детей является забота об их здоровье и правильном физическом развитии. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, телемания, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни современного человека. Каждый день становимся перед выбором, принимаем решения – выбираем дорожку, по которой пойти. Из этих решений – дорожек и состоит наша жизнь. И основная задача воспитания ребёнка – научить делать правильный выбор!
Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, умении соблюдать гигиенические нормы и культуру быта; формировать умение рационально организовать свою жизнь. расширять опыт сохранения и укрепления здоровья, приобщать к здоровому образу жизни; углублять знания о правилах личной гигиены, формировать привычку соблюдения личной гигиены; содействовать осмыслению необходимости двигательной активности, способствовать приобретению элементарных навыков саморегуляции; привлекать воспитанников к участию в спортивно – массовой работе.
воспитанники лет; воспитатель; родители; медицинский персонал. игры, беседы, чтение художественной литературы, занятия, экскурсии, самостоятельная деятельность; мероприятия по профилактике заболеваний (Приложение 1); работа с родителями, анкетирование; диагностика.
консультации для родителей; беседы; анкетирование «О здоровье всерьёз!» (Приложение 2); праздники; выставка семейного творчества «На пути к здоровью». комплексность использования природных факторов, всех средств физического воспитания; систематичность и последовательность; индивидуально – дифференцированный подход.
долгосрочный (в течение года). формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни; улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния; благоприятная динамика в состоянии здоровья воспитанников (снижение числа случаев заболеваний в течение года); совершенствование навыков самостоятельности.
выявление проблемы; определение задач; исследование санитарно-гигиенических навыков; диагностика уровня заболеваемости (медперсонал); изучение методической литературы. Проект представляет собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ и включает 6 взаимосвязанных блоков занятий:
развивать практические навыки соблюдения личной гигиены; углублять знания о правилах личной гигиены; воспитывать потребность в здоровом образе жизни. Если хочешь быть здоров! (устный журнал). Чистота и здоровье (беседа). Советы доктора Айболита (ролевая игра). Понятие о простудных заболеваниях (болезни и их профилактика). Как правильно ухаживать за зубами (практикум). Откуда берутся грязнули? (разговор о главном). Как сохранить свою кожу здоровой? (практикум) Основные закаливающие процедуры (обтирание, обмывание …).
учить находить выходы из сложившейся ситуации, уметь оказывать первую помощь себе и окружающим; развивать представление о качествах и свойствах предметов, о правилах безопасного пользования предметами; закреплять основы знаний о правилах дорожного движения, о правилах пожарной безопасности и о правилах поведения в природе и окружающей среде; воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Домашние опасности (аукцион мнений). Как правильно сделать перевязку (ролевая игра). Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт (правила пожарной безопасности). Берегись автомобиля (экскурсия). Один дома (информационная беседа).
содействовать понятию необходимости соблюдения режима дня; воспитание самостоятельности при выполнении основных режимных моментов; учить детей планировать свое свободное время. расширять опыт сохранения и укрепления здоровья, прививать стремление к здоровому образу жизни; Мой режим дня (знакомство с правилами). Подвижные игры во время прогулки (Приложение 3). Сон лучшее лекарство (аукцион мнений). Как сделать сон полезным (устный журнал). Выполнение режимных моментов воспитанниками (анализ ситуации в группе). Смена активного и пассивного периода дня (советы врача).
Уточнить и закрепить знания воспитанников о строение человека, название и местоположение органов чувств и частей тела; привитие системы профилактических умений по охране здоровья и здорового образа жизни; формирование чувства ответственности за сохранение своего здоровья. Внешнее строение человека (беседа). Познакомимся со своей кожей (практическое занятие). Глаза-главные помощники человека. Чтобы уши слышали (правила гигиены). Почему болят зубы (заочное путешествие). Уход за руками и ногами (практическое занятие). Осанка - стройная спина (час общения).
получить представление о настроении, эмоциях и чувствах, об их влиянии на здоровье; закрепить умение детей регулировать свое поведение и эмоциональное состояние; развивать умение понимать и объяснять свое эмоциональное состояние и эмоциональное состояние окружающих людей. Как настроение? (практическое занятие). Я пришел из школы…(проблемная ситуация). Поведение в интернате (правила поведения). Почему мы говорим неправду? (устный журнал). «Нехорошие слова» (аукцион мнений). Что такое эмоции? (час общения). Поведение в экстремальных ситуациях (ролевая игра). «Злой волшебник» (игра).
закрепить знания детей о продуктах питания и их значении для человека, о понятиях «питательные вещества», «правильное», или «здоровое питание»; познакомить детей с понятием витамины; воспитывать у детей отношение к своему здоровью и здоровью окружающих, воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Питание – необходимое условие для жизни человека (беседа). Здоровая пища для всей семьи (презентация). Овощи и фрукты – витаминные продукты (беседа). Что такое питательные вещества? (вопросы и ответы). Забота о своём здоровье (беседа с врачом). «Полезные» и «вредные» продукты (кроссворд).
исследования и сравнительный анализ состояния санитарно-гигиенических навыков на начало и конец учебного года; диагностика уровня заболеваемости – сравнительный анализ (медперсонал); конкурс рисунков «В здоровом теле здоровый дух»; организация досуга «Я здоровье сберегу – Сам себе я помогу!»; выставка семейного творчества «На пути к здоровью».
Утренняя гимнастика.
Дыхательная гимнастика. Гимнастика для глаз. Пальчиковая гимнастика. Физкультурные минутки.
1. Часто ли болеет Ваш ребенок? - да - нет 2. Причины болезни - недостаточное физическое воспитание ребенка в школе - интернате - недостаточное физическое воспитание в семье - наследственность, предрасположенность 3. Знаете ли Вы физические показатели, по которым можно следить за правильным развитием Вашего ребенка? - да - нет - частично 4. На что, на Ваш взгляд, должны семья и воспитатели обращать особое внимание, заботясь о здоровье и физической культуре ребенка? - соблюдение режима - рациональное, калорийное питание - полноценный сон - достаточное пребывание на свежем воздухе - здоровая гигиеническая среда - благоприятная гигиеническая среда - наличие спортивных и детских площадок - физкультурные занятия - закаливающие мероприятия 5. Какие закаливающие процедуры наиболее приемлемы для вашего ребенка? - облегченная форма одежды на прогулке - облегченная одежда в группе - прогулка в любую погоду - полоскание горла водой комнатной температуры - умывание лица, шеи, рук до локтя водой 6. Какие профилактические мероприятия в условиях школы вы считаете наиболее приемлемыми для вашего ребенка? - витаминотерапия; - профилактика вредных привычек; - физкультминутки и динамические паузы; - закаливание; - плановые медицинские проф. осмотры детей; - физкультурно-оздоровительные мероприятия; - другое (ваши предложения). 6. Знаете ли Вы, как укреплять здоровье ребенка дома? (да, нет, частично) 7. Нужна ли Вам консультации воспитателей, медицинских работников? (да, нет, частично