Лекция 1. Введение в Священное Писание Нового Завета
Учебная литература к курсу 1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Синодальный перевод / любого издания. 2. Новый Завет / Синодальный перевод / любого издания. 3. Аверкий, архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. – М.: Изд-во Православного Св.-Тихоновского Богословского института, Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – Владивосток: Изд. Владивост. Епархии, – 734 с. 5.Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник или Толкование на Святое Евангелие (в 4 книгах). – М.: Летопись, Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета / Синодальный перевод / любого издания. 2. Новый Завет / Синодальный перевод / любого издания. 3. Аверкий, архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. – М.: Изд-во Православного Св.-Тихоновского Богословского института, Вениамин (Пушкарь), архиеп. Священная Библейская история / В. Пушкарь – Владивосток: Изд. Владивост. Епархии, – 734 с. 5.Блаж. Феофилакт, архиеп. Болгарский. Благовестник или Толкование на Святое Евангелие (в 4 книгах). – М.: Летопись, 2008.
Священным Писанием называются книги, написанные Святым Духом через освящённых от Бога людей, называемых пророками и апостолами. Общее понятие о Священном Писании Общее понятие о Священном Писании
«Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса. Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2Тим.3:15-17).
Святая Церковь Священное Предание Священное Писание Божественное Откровение Средство богопознания (2 Тим. 3, 15) Средство освящения
Слово «Библия» - от греч. bi.blia, мн. ч. от bi.bloj, что в начале означало «кора папируса» или «бумага папируса», а позднее так стали обозначать слово «книга». То есть «библия» - это свод книг определенного содержания. А Библия – свод книг Священного Писания.
Наименования Библии в Самом Писании Закон (Исх. 10, 34); Слово Божие (Лк. 11, 28); Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42); Святые Писания (Рим. 1, 2); Священное Писание (2 Тим. 3, 15); Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14); Закон и пророки (Мф. 22, 40). Закон (Исх. 10, 34); Слово Божие (Лк. 11, 28); Писание (2 Тим. 3, 16; Мф. 21, 42); Святые Писания (Рим. 1, 2); Священное Писание (2 Тим. 3, 15); Ветхий Завет (2 Кор. 3, 14); Закон и пророки (Мф. 22, 40).
Священное Писание (Бибилия) Ветхий Завет Новый Завет Евангелие Апостол Деяния Соборные послания 14 посланий ап. Павла Апокалипсис От Матфея От Марка От Луки От Иоанна
Главный предмет Священного Писания Изображение дела спасения человечества, совершенное воплотившимся Сыном Божиим. В Ветхом Завете дело человеческого спасения раскрывается как событие будущего в преобразованиях и пророчествах; в Новом Завете изображается самое событие нашего спасения чрез пришествие Господа и Его искупительный подвиг.
Священное Писание есть истинное Слово Божие Высота учения, которое в нем содержится Чистота этого учения Пророчества Чудеса
Правила чтения Священного Писания Читать с благоговение, как слово Божие, и с молитвой о его разумении Читать с благоговением, как слово Божие, для нашего наставления в вере и побуждению к добрым делам Понимать согласно с изъяснением Православной Церкви и Святых Отцов Прп. Исаак Сирин (VI–VII вв.): «никогда не приближайся к содержащимся в Писании словам таинства без того, чтобы помолиться и попросить помощи у Бога, но говори: Господи, дай мне ощутить могущество Писания. Считай молитву ключом, открывающим его подлинный смысл». Свт. Григорий Нисский: «Представляющееся с первого взгляда толкование написанного, если не будет понято в надлежащем смысле, часто производит противоположное жизни, являемой Духом». Поэтому надо «благоговеть перед достоверностью тех, кто свидетельствованы Святым Духом, пребывать в границах их учения и знания».
Новозаветный канон «Канон» (с греческого κανων от κανη - прямая палочка, использовавшаяся как эталон прямоты) - означает правило, непогрешительный образец, некий стандарт, эталон. Новозаветным каноном называется собрание богодухновенных книг Нового Завета, из которого нельзя что-либо изъять и к которому нельзя что-либо добавить. Новозаветный канон составляют 27 книг Нового Завета. «Канон» (с греческого κανων от κανη - прямая палочка, использовавшаяся как эталон прямоты) - означает правило, непогрешительный образец, некий стандарт, эталон. Новозаветным каноном называется собрание богодухновенных книг Нового Завета, из которого нельзя что-либо изъять и к которому нельзя что-либо добавить. Новозаветный канон составляют 27 книг Нового Завета.
Новозаветный канон Апостольские послания Деяния апостолов ап. Луки Четвероевангелие Апокалипсис Иоанна Богослова Соборные послания Послания ап. Павла Мф. Мк. Лк. Ин. Иак. 1,2 Петр. 1,2,3 Ин. Иуд. 1,2 Кор. Гал. Еф. Флп. Кол. 1,2 Сол. Рим. 1,2 Тим. Тит. Фил. Евф.
Апокрифы Апокриф ( от Άποκρυφα - «утаённый, скрытый»). Раньше этим словом просто обозначали тайные книги, содержащие тайну или хранимые тайно. В христианскую эпоху этим словом стали называть тайные книги гностиков, которые считали, что в них содержится подлинное учение о спасении души человеческой и возводили их к Самому Спасителю или Его ученикам.
Апокрифические книги Евангелия Деяния Послания Апокалипсис Иакова Младенчества Евреев Андрея Фомы 3 Коринфянам К Лаодикийцам Петра Богородицы
Критерии каноничности Писания Критерий догматического предания Критерий исторического предания Критерий богослужебного употребления Критерий догматического предания Критерий исторического предания Критерий богослужебного употребления
История новозаветного канона Историю формирования новозаветного канона удобно представить в виде четырёх последовательных этапов: Апостольский век – этот период охватывает промежуток с середины I века до конца I века; Период мужей апостольских – с начала II века до середины II столетия; Период церковных апологетов – с середины II столетия до начала III века; Период закрытия канона – с начала III века до середины IV века. Историю формирования новозаветного канона удобно представить в виде четырёх последовательных этапов: Апостольский век – этот период охватывает промежуток с середины I века до конца I века; Период мужей апостольских – с начала II века до середины II столетия; Период церковных апологетов – с середины II столетия до начала III века; Период закрытия канона – с начала III века до середины IV века.
Апостольский век (до к. I в.) К концу апостольского века, то есть 1 века по Р. Х., в употребление Церкви входят все 4 евангелия: от Евангелия от Матфея, написание которого Евсевий Кесарийский относит к 8-му году после Вознесения, то есть к 42 г. по Р. Х., до Евангелия от Иоанна, написанного в 98, 99, (102) г. Однако такого авторитета как сейчас у нас, они еще не имеют К концу апостольского века, то есть 1 века по Р. Х., в употребление Церкви входят все 4 евангелия: от Евангелия от Матфея, написание которого Евсевий Кесарийский относит к 8-му году после Вознесения, то есть к 42 г. по Р. Х., до Евангелия от Иоанна, написанного в 98, 99, (102) г. Однако такого авторитета как сейчас у нас, они еще не имеют
Период мужей апостольских (нач. – сер. II в.) 7 посланий свщмч. Игнатия Богоносца, епископа Антиохийского Окружное послание к Коринфянам свщмч. Климента, епископа Римского Послание апостола Варнавы Писания Папия, епископа Иерапольского ( 165 г.) «Дидахе» или «Учение Господа, переданное через апостолов» (120 и 130 гг.) Эти авторы знают книги Нового Завета, цитируют их, но цитация очень свободная и вольная. К апостольским книгам верующие еще не относятся как к писаниям безусловно непререкаемым.
Период церковных апологетов (сер. II в. – н. III в.) Христиане сталкиваются с клеветой и ненавистью со стороны язычников, гностиков, философов и вынуждены защищать Своё учение от нападок, опираясь прежде всего на свои священные тексты. Встает необходимость выделить свои вероучительные и священные книги среди множества сочинений, которые часто отождествляются с именами св. апостолов. Поэтому появляются первые списки, канон Священных книг Нового Завета.
Книги Нового Завета, отсутствующие в древних списках Мураториева канона (к. II в.) Иак. Пешито (сир. перевод Нового Завета II в.) Откр. Иуд. 2 Пет. 2 и 3 Ин. Евр. Св. Ириней Лионский, Тертуллиан и Климент Александрийский Евр. 2 Пет. 2 и 3 Ин. Иуд. Иак. То есть непосредственно апостольскими писаниями считались: 4 Евангелия, Деяния, 13 посланий Павла (кроме к евреям), 1 е послание Петра, 1 е послание Иоанна. Остальные книги, хотя и были хорошо известны, не получили в то время распространения.
Период закрытия канона Евсевий Кесарийский Общепризнаваемые Спорные Подложные Нечестивые и нелепые Иак., Иуд., 2 и 3 Ин., 2 Пет. «Пастырь» Ерма, «Послание Псевдоварнавы», «Дидахе», «Ев. евреев» и «если угодно, Апокалипсис». Ев. Петра., Ев. Фомы, Деян. Андрея 4 Ев., Деян., Посл. ап. Павла, 1 Пет., 1 Ин. «И, если угодно, Апокалипсис»
Окончательное формирование канона (2 пол. IV в.) Все 27 Книг Нового Завета признаются подлинными и богодухновенными: Блж. Августином, блж. Иеронимом Стридонским и пресвитером Руфином Пасхальным посланием 367 г. Свт. Афанасия Великого (39); 60-м правилом Лаодикийского Собора 363 г.; Отцами каппадокийцами: свв. Василием Великим, Григорием Богословом и Иоанн Златоуст.
«Новый Завет» «Завет» (евр. «берет» - «союз, договор, условие, контракт»; греч. «диафики» - «завет», «завещание») - это союз между Богом и человеком. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет …» (Иер. 31, 31). Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6). «И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 24). «Завет» (евр. «берет» - «союз, договор, условие, контракт»; греч. «диафики» - «завет», «завещание») - это союз между Богом и человеком. «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет …» (Иер. 31, 31). Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3,6). «И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 24).
История установления Завета еще в раю с Адамом и Евой (Быт. 1 гл.); с избранным племенем Сима после потопа (Быт. 9 гл.); с отдельным родом, происходящим от Авраама (Быт. 15 гл.); подтверждение завета с Исааком (Быт. 17, 19) и Иаковом (Быт. 28, 4); Завет с потомками Авраама на горе Синайской через Моисея (Исх. 24 гл.); Новый Завет Христа Спасителя на Тайной Вечери с учениками (Мк. 14, 24). еще в раю с Адамом и Евой (Быт. 1 гл.); с избранным племенем Сима после потопа (Быт. 9 гл.); с отдельным родом, происходящим от Авраама (Быт. 15 гл.); подтверждение завета с Исааком (Быт. 17, 19) и Иаковом (Быт. 28, 4); Завет с потомками Авраама на горе Синайской через Моисея (Исх. 24 гл.); Новый Завет Христа Спасителя на Тайной Вечери с учениками (Мк. 14, 24).
«Евангелие» «Евангелие» (греч. ευ̉αγγηλιον) переводится как «доброе известие», «благая весть» (благовестие). Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасении человеческого рода от греха, проклятия и смерти, преподанную людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся Сыном Божиим, и проповеданную апостолами. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам...» (1 Кор. 15,1). «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Мк. 1,1). «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1,14). «Ибо Господь говорит в Евангелии» (Дидахе). «Евангелие» (греч. ευ̉αγγηλιον) переводится как «доброе известие», «благая весть» (благовестие). Евангелием мы называем благую и радостную весть о спасении человеческого рода от греха, проклятия и смерти, преподанную людям Господом нашим Иисусом Христом, воплотившимся Сыном Божиим, и проповеданную апостолами. «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам...» (1 Кор. 15,1). «Начало Евангелия Иисуса Христа» (Мк. 1,1). «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия» (Мк. 1,14). «Ибо Господь говорит в Евангелии» (Дидахе).
Значение слова «Евангелие» 1. Богословское (как радостная весть о спасении во Христе Иисусе) 1. Богословское (как радостная весть о спасении во Христе Иисусе) «Евангелие» 2. Литературное (как особый жанр христианской литературы) 2. Литературное (как особый жанр христианской литературы) сама благая весть проповедь о ней проповедь о ней
Композиция Евангелия Вся Евангельская история естественно распадается на четыре главных отдела: 1. Пришествие в мир Господа Иисуса Христа. 2. Общественное служение Господа Иисуса Христа. 3. Последние дни земной жизни Господа Иисуса Христа. 4. Воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
Богодухновенность Священного Писания Богодухновенность (от греч. θεπνευστος - боговдохновенный; лат. inspiratio – вдохновение) - особое воздействие Святого Духа на провозвестников божественного откровения, а также свойство самих Писаний, в силу которого они являются словом Самого Бога.
Свойство самого Священного Писания Характер воздействия на автора книги Святого Духа Свойство библейского текста Богодухновенность божественный авторитет (святость) божественное происхождение непогрешимость достоверность 1. Внушение божественных идей, мыслей, образов 2. Побуждение передать полученное откровение всему человечеству 3. Водительство (помощь) при составлении священной книги Сохранение свободной воли автора Синергия человеческой и божественной воли Просвещение и освящение естественных сил человека Святым Духом для непогрешительной передачи божественных истин на человеческий язык Каноничность Сакральность (священность) Вдохновение Состояние автора при Божественном вдохновении Не непогрешимость
Домашнее задание Домашнее задание Прочитать следующие статьи: Еп. Каллист (Уэр). Как читать Библию; Священномученик Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь; Прот. Александр Мень. Богодухновенность. Слово Божие и слово человеческое. Прочитать следующие статьи: Еп. Каллист (Уэр). Как читать Библию; Священномученик Иларион (Троицкий). Священное Писание и Церковь; Прот. Александр Мень. Богодухновенность. Слово Божие и слово человеческое.