Cмазочные материалы
Содержание 1) Завод изготовитель 2) Состав смазочных материалов 3) Подбор продукта (допуски, спецификации) 4) Трансмиссионные масла 5) Охлаждающие жидкости
1962 г. – создана Клайпедская нефтебаза 1993 г. – PEMCO Kuras зарегистрировано как предприятие по производству масел 1994 г. – 8 марта на этом предприятии произведен первый продукт – моторное масло М-8В История SCT Lubricants 2004 г. – компания приобретена АО SCT VERTRIEBS GMBH
ТЕРРИТОРИЯ10 га. UAB SCT Lubricants ПЕРСОНАЛ140 чел ПЛОЩАДЬ ПОМЕЩЕНИЙ кв.м ЁМКОСТНОЙ ПАРК л ПРОДАЖИ В МЕСЯЦ л
Три новейшие мешалки Производство Производственная мощность до 700 т. масла в день Современная система дозирования и технология смешивания Полностью компьютеризированная система управления
Открыт цех по производству пластиковой тары, производственная мощность 500 т. в месяц Улучшения 2012 года Увеличена лаборатория по анализу сырья, готовой и отработанной продукции.
Производство
Дистилляция нефти
Самых крупных только 5 компаний (более 90% рынка): ExxonMobil Shell Petro Canada Shevron-Texaco TotalFinaElf Производители базовых масел
МОТОРНОЕ МАСЛО ПРИСАДКИ БАЗОВОЕ МАСЛО = + БАЗОВЫЕ МАСЛА ГИДРОКРЕКИНГОВЫЕ МИНЕРАЛЬНЫЕ ПОЛУСИНТЕТИЧЕСКИЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ ВАКУУМНАЯ ПЕРЕ- ГОНКА МАЗУТА С ПОСЛЕДУЮЩИМ РАФИНИРОВАНИЕМ ГИДРОКРЕКИНГ МИНЕРАЛЬНОГО МАСЛА СМЕСЬ МИНЕРАЛЬ- НОГО И СИНТЕТИ- ЧЕСКОГО БАЗОВЫХ МАСЕЛ НАПРАВЛЕННЫЙ СИНТЕЗ ПОЛИАЛЬФАОЛЕФИНЫ ПОЛИИЗОБУТИЛЕН ПОЛИЭФИРЫ ПОЛИГЛИКОЛИ Состав моторных масел
Три основные типа присадок: ( Хотя многие присадки способны выполнять несколько функций) Модификаторы (вязкостные, депрессорные, регуляторы набухания уплотнений) Модифицируют характеристики базового масла, делая их более приемлемыми для условий работы масла в двигателе Присадки для защиты масла (антиокислители, деактиваторы металлов, противопенный агент) Защищают масло от старения, тем самым продлевают его срок службы Присадки для защиты поверхностей деталей (противоизносные и противозадирные, ингибиторы коррозии, детергенты, дисперсанты, модификаторы трения) Защищают металлические поверхности от коррозии, изнашивания и снижают трение
Самых крупных только 5 компаний (более 90% рынка): Lubrizol Infineum (Exxon/Shell) Chevron-Oronite Afton (former Ethyl) RohMax Производители пакетов присадок
Какие основные обозначения используются для подбора масел? При подборе моторных масел для любой техники используют 2 основных параметра: 1. Вязкость масла (SAE, ISO, ГОСТ) определяет температурные диапазоны применения масла 2. «Качественный» показатель: - Международные классификации API, ACEA, ISO - Допуски/спецификации производителей техники (Volvo, MB, VW…)
1 0W-40, 5W-40, и 10W-40 классы. 2 15W-40, 20W-40, 25W-40, и 40 классы. SAE - классы вязкости
Температурные диапазоны применения Ремсо iDrive 340 5W-40 Pemco iDrive W-40 Pemco iDrive W-40 Pemco iDrive 350 5W-30
Спецификации: что это такое? Спецификации отражают реальные условия, которые предъявляются к смазочным материалам в процессе их эксплуатации и делятся: Физические и химические требования Требования к моторным тестам Спецификации, выпускаемые организациями: Промышленные спецификации: ACEA, API, ILSAC, JASO… OEMs: Volkswagen, Daimler Chrysler, BMW, etc. Военные спецификации:NATO, US Army Различие между спецификациями может быть очень значительным.
Общее деление Спецификации делятся на: Применение: Бензиновые или дизельные двигатели Новые или старые двигатели Назначение: Service Fill (гарантийное обслуживание) Factory Fill (первая заливка) Условия эксплуатации: Стандартные или тяжелые условия эксплуатации Обычный или увеличенный интервал замены Энергосберегающие свойства или нет
API American Petroleum Institute API выпускает спецификации с 1947 года и в настоящее время также учитывает рекомендации International Lubricant Standardization and Approval Committee (ILSAC) API: API S: бензиновые двигатели: API SA…SN API C: дизельные двигатели: API CA….CJ-4
Спецификации по API SH до SC SD SE SF SG SJ Противоизносная присадка Несколько присадок Сбалансированный пакет присадок Стойко к некачественному бензину SLSL SMSM SNSN S-Service (Легковые а/м) С-Commercial (Грузовые а/м) Для жестких условий эксплуатации Энергосберегающие свойства Увеличенный срок эксплуатации Повышенная стойкость к окислению Усиленные противоизносные характеристики CG-4 до До 1990 CB CC CD CE CF CH-4 Высокое содержание серы в топливе Работа в тяжелых условиях Двигатели с турбиной С 1990 С 1994 С 1998 CI-4 C 2002 CI-4+ C 2004 Двигатели с турбиной Для жестких условий эксплуатации Высокие нормы токсичности С турбиной и клапаном EGR CJ-4 C 2006 C 2004 С турбиной и клапаном EGR Повышенные нормы токсичности Нормы токсичности с 2007 года
Европейские спецификации Причины создания: стремление преодолеть разрозненность требований отличия от США: - в конструкции двигателей - в напряженности движения - в законодательстве по защите окружающей среды
ACEA Association des Constructeurs Europeens dAutomobile Существует с января 1996 Заменила спецификации CCMC Определяет минимальные эксплуатационные требования к маслам для гарантийного использования На сегодняшний день, членами ACEA являются следующие производители автомобилей: Daimler-Crysler - Mercedes-Benz, BMW, VW-Audi, Porshe, Volvo, Rolls-Royce, Rover, Ford-Europe, GM-Europe, Renault, SAAB-Scania, Fiat, RVI, Iveco, MAN, DAF. OEM предъявляет свои дополнительные требования. ACEA: ACEA A бензиновые двигатели ACEA B дизельные легковые двигатели ACEA C бензиновые и дизельные двигатели с катализаторами ACEA E тяжелая дизельная техника
Классификация ACЕA 2004 Европейская ассоциация производителей автомобилей (АСЕА) с конца 2004 года ввела новую классификацию моторных масел, существенно отличающуюся от предшествующей. Главные отличия следующие: прежние классы А (масла для бензиновых двигателей) и В (масла для дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов) объединены в один новый класс А/В, который распространяется на универсальные масла, предназначенные для применения во всех названных двигателях (A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04) введен новый класс С на масла, совместимые с катализаторами обезвреживания отработавших газов и сажевыми фильтрами (С1-04, С2-04, С3-04) из класса Е (масла для тяжелых грузовиков) исключены две категории и введены две новые (Е2-96, выпуск 5, Е4-99, выпуск 3, Е6, Е7) В значительной мере обновление классификации АСЕА обусловлено введением в 2005 году новых ужесточенных требований Euro-4 по токсичности отработавших газов и необходимостью обеспечения длительной работы агрегатов их обезвреживания. Классификация ACЕA 2004 года подразделяет масла на одиннадцать категорий.
Допуски моторного масла BMW BMW Longlife-98 Моторные масла для специальных бензиновых двигателей с 1998 г. Увеличенный интервал замены (до 15 тыс. км.). Соответствие стандарту ACEA A3/B3. BMW Longlife-01 Моторные масла для специальных бензиновых двигателей с 09/2001 г. выпуска с увеличенными интервалами замены масла. Соответствие стандарту ACEA A3/B3. BMW Longlife-01 FE Бензиновые двигатели выпущенные после 2001 г. Спецификация для двигателей, в которых допускается использование маловязких масел с целью экономии топлива (например, бензиновые двигатели с Valvetronic). BMW Longlife-04 Допуск введен в 2004 г. для моторных масел, допущенных к применению в современных двигателях автомобилей BMW. Эти масла рекомендуются для всех дизельных двигателей с сажевым фильтром. Одобрения производителей
ДОПУСКИ МОТОРНОГО МАСЛА ДЛЯ МВ MB Моторные масла для легковых автомобилей с дизельными и бензиновыми моторами, выпущенными с 1998-го по 2002-й год. Этот стандарт превосходит требования ACEA A3/B3. MB Моторные масла для легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены (до 30 тыс. км.). Масла не применяются в двигателях с сажевыми фильтрами, превосходят требования стандартов ACEA A3/B4. MB Масла LA (low ash) для двигателей легковых автомобилей и микроавтобусов, с сажевыми фильтрами. В частности для W211 E200 CDI, E220 CDI. Минимальное содержание сульфатной золы (до 0,8%). Допуск введен г. На его основе в 2004 г. был разработан класс ACEA C3. MB Масла для двигателей легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены, соответствующие повышенным требованиям по экологии и превосходящие требования стандартов ACEA A3/B4. Эта категория масел обеспечивает экономию топлива на 2%. Не применяется в двигателях с сажевыми фильтрами. MB Моторные масла для современных бензиновых и дизельных двигателей с сажевыми фильтрами. Масла этого допуска, предусматривают увеличенный интервал замены (20 тыс. км.) Соответствие требованиям ACEA A3/B4 и C3. Все масла этой категории изготовлены на синтетической либо полусинтетической основе. Допуск введен в 2005 г.
Допуски моторного масла VW/Audi/Seat/Skoda (VAG) VW Всесезонное энергосберегающие моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей без наддува (SAE 0W-40, 5W-40, 10W-40). Соответствие требованиям ACE А3-96. VW Моторное масло для применения в бензиновых и дизельных двигателях с непосредственным впрыском. Соответствие требованиям АСЕА А2. VW Моторное масло для бензиновых двигателей с непосредственным впрыском. Соответствие требованиям АСЕА А3. VW Моторное масло для бензиновых двигателей произведенных с 05/1999 г. Увеличен интервал обслуживания (до 30 тыс. км.). Превышает требования (HTHS 2,9 м Па/с). VW Масло для нагруженных бензиновых двигателей с увеличенным интервалом обслуживания, например, Ауди S3, TT (HTHS> 3,5 м Па/с). VW Масла для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенным интервалом обслуживания, включая дизельные двигатели с сажевым фильтром и без дополнительных присадок в топливе.
VW Масла для дизельных моторов легковых авто с турбонаддувом и без. Базовые характеристики соответствуют требованиям АСЕА В3. VW Масла с вязкостью SAE 5W-40 для дизельных двигателей с насос форсункой (Pumpe Demse). VW Моторные масла для дизельных двигателей с турбонаддувом после 05/1999 г. Увеличен сервисный интервал (до 50 тыс. км.). Соответствие требованиям АСЕА В4. VW Моторное масло для дизельных двигателей с насос форсункой и увеличенным сервисным интервалом. Соответствие требованиям АСЕА В4. VW Масла для бензиновых и дизельных двигателей с увеличенным сервисным интервалом, включая дизельные двигатели с сажевым фильтром и без дополнительных присадок в топливе. Альтернатива – VW , VW , VW Исключение двигатели R5 TDI (2,5 л) и V10 TDI (5 л), требующие только VW
PEMCO iDrive 350 5W-30 PEMCO iDrive 340 5W-40 PEMCO iDrive W-40 PEMCO iDrive 214 (Diesel) 10W-40 PEMCO iDrive W-40 ACEA A3/B3/B4/C3 ACEA A3/B3/B4 ACEA A3/B4 ACEA E3/B3/A3 API SM/CFAPI SL/CFAPI SN/CFAPI CH-4/SLAPI SL/CF VW /507.00VW / MB MB 229.1MB 228.3/229.1 BMW LL-04
Базовое требование Эксплуатационные испытания: 3 грузовика; пробег 300,000 km Одобрения производителей ГА Volvo VDS-3 ACEA E5 Для двигателей Euro-3 интервал замены 60,000 km Спецификации ограничивают уровень полировки цилиндров, износ, общую чистоту двигателя и расход масла. Scania LDF Базовое требование Эксплуатационные испытания: 3 грузовика; пробег 240,000 km ACEA E3-96 Для двигателей серии DSC12 интервал замены 120,000 km Предпочтительный класс вязкости по SAE 5W-40 или 10W-40
VOLVO VDS-3 VDS-3 Спецификация на моторные масла, применяемые во всех дизельных двигателях Euro-3 грузовых автомобилей Volvo, отвечающих европейским требованиям 2001 года по токсичности отработанных газов. Базовые требования: - вязкости SAE 5W-30, 5W-40, 10W-30, 10W-40 или 15W-40 (другие вязкости требуют дополнительного соглашения с Volvo Truck Corporation); - качество не ниже АСЕА Е5; Дорожные испытания: Для проведения дорожных испытаний (VDS-2 Field Тrial) используются три грузовых автомобиля Volvo с 12-ти литровыми двигателями TD 123 или D12. Дистанция тестового пробега не менее км, с интервалами замены масла через каждые км. На протяжении всего теста контролируется расход масла и топлива и берутся пробы масла через , , и км на протяжении интервалов замены. По результатам лабораторных испытаний проб масла не допускается: - изменение вязкости при 100 С (V) свыше диапазона: 9
Допуски MAN,VOLVO
PEMCO DIESEL G-4 15W40
PEMCO UHPD G-10 5W-40 PEMCO UHPD G-7 BLUE 10W-40 PEMCO UHPD G-6 ECO 10W-40 PEMCO UHPD G-9 NANO 10W-40 PEMCO UHPD G-5 10W-40 PEMCO UHPD G-4 15W-40 ACEA E4ACEA E6/E7ACEA E4/E7ACEA E7/A3/B4 API CFAPI CI-4API CI-4/CFAPI CI-4/CF/CH- 4/CG-4/SL API CI-4/CF- 4/CG-4/SL MAN 3277MAN 3477 MAN CRT MAN 3277MAN 3275 MB 228.5MB MB 228.5MB MB MB MB MB MB Renault RXD Renault RLD-2 Renault RXD Renault RLD-2 Scania LDFScania LDF-2 Volvo VDS-3 Cummins CES 20077,20076, MACK EOM+ CAT ECF-1-a Deutz DQC III- 05 Deutz DQC IV- 05, III-05 Cummins CES 20077,20076, MACK EOM+Deutz DQC IV-05, III-05
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДИЗЕЛЬНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ 1. Повышенное образование сажи При накоплении >5% сажи в масле может происходить слипание ее частиц (коагуляция). Масло должно диспергировать сажу и сохранять стабильную вязкость. 2. Большое количество серы в ДТ, которая при сгорании в присутствии воды образует серную кислоту Каждое моторное масло характеризуется определенным запасом щелочных свойств – щелочным числом (ЩЧ)
Расход масла У разных производителей нормативы несколько отличаются. Volvo – тоже в зависимости от условий, в среднем 0,3-0,4% Mercedes-Benz – ок. 0.3% Российские автопроизводители – от 0.1 до 0.4% Азия – ок. 0.2% Пример: 0.3% при расходе ДТ ок. 12 л/100 км – значит 3.6 л масла на км – ЭТО НОРМА!!!!
Расход масла – возможные объективные причины 1. Обычно объем масла между min и max метками на щупе – до 30% от объема заливки. 2. Чаще уровень масла начинает резко падать к концу интервала замены. 3. При увеличении интервала замены естественно «увеличится» расход масла. 4. При смене типа/марки масла чаще расход повышается – связано с лучшими/другими моющими-диспергирующим свойствами масла. Обычно расход стабилизируется через 2 замены. 5. «Повышенное» внимание водителя. 6. Воровство
Трансмиссионные масла и жидкости
Применение трансмиссионных масел Коробка передач Коробка передач передает крутящий момент от двигателя к колесам, обеспечивая их вращение с различной скоростью (маневренность) Позволяет автомобилю двигаться задним ходом Существуют два основных типа: ручная (механическая) и автоматическая Дифференциал Позволяет ведущим колесам вращаться с различной скоростью
Трансмиссионные масла API –GL-4 Для механических КПП и винтовых конических и гипоидных передач, имеющих малое смещение осей, работающих при умеренных нагрузках. В настоящее время эти масла являются основными и для синхронизированных передач, особенно в Европе. –GL-5 Масла для наиболее загруженных передач, работающих в суровых условиях. Содержат до 6,5 % эффективных противозадирных и других многофункциональных присадок. Основное предназначение для гипоидных передач, имеющих значительное смещение осей. Применяются как универсальные масла для всех других агрегатов механической трансмиссии (кроме коробок передач).
SAE J 309 (классы вязкости) Класс вязкости Максимальная температура при вязкости сП, ºС Кинематическая вязкость при 100 ºС, с Ст, min Кинематическая вязкость при 100 ºС, с Ст, max 70W W W W
Спецификации трансмиссионных масел Армейские спецификации MIL-L-2105 эквивалентна API GL-4 MIL-L-2105B эквивалентна API GL-5 MIL-L-2105D для всесезонных масел GL-5 MIL-PRF-2105E то же, что MIL-L-2105D плюс требования MT-1
Трансмиссионные масла РЕМСО 1. PEMCO iPoid W90 API GL5/GL4 MIL-L-2105 D 2. PEMCO iPoid W90 API GL5 MIL-L-2105 D 3. PEMCO iPoid W90 API GL4 MIL-L PEMCO Hypoid 85W140 API GL 5 MIL-L-2105 D
АКПП Ключевое отличие АКПП от МКПП – использование планетарной группы передач, которые позволяют изменять передаточное число. TASA (Type A Suffix A) - PEMCO iMATIC 410 Dexron® IID (D - номер) - PEMCO iMATIC 420 Dexron® III (F, G, H - номер) - PEMCO iMATIC 430 Multi ATF - PEMCO iMATIC 450 VW TL PEMCO iMATIC 452
Требования к охлаждающим жидкостям Хорошая теплопроводность Высокая удельная теплоемкость Сохранение жидкого состояния в широком диапазоне температур (от -40 до +120°C) Защита от коррозии различных металлов и сплавов Совместимость с уплотнениями Нейтрализация кислотности Предотвращение образования отложений Химическая стабильность
Автомобильные охлаждающие жидкости в настоящее время условно делят на три группы в зависимости от состава присадок, обеспечивающих противокоррозионную защиту деталей системы охлаждения: Силикатные (нестойки при смешивании с жесткой водой) Карбоксилатные (органические - ОАТ), содержат только соли органических кислот Гибридные (HOAT) – в качестве ингибитора коррозии содержат как силикатные, так и присадки на основе органических кислот (ОАТ) Конкретный химический состав каждой из этих групп разрабатывается с учетом конструкционных материалов, используемых в двигателе, и его форсированности. Цвет антифриза не является эксплуатационной характеристикой охлаждающей жидкости и может изменяться в зависимости от производителя.
Состав охлаждающей жидкости 50% – 70% Вода (хорошая теплопроводность) 30% – 50% Антифриз 90% - 95% гликоля 5% - 10% ингибиторов: – ингибиторы коррозии – стабилизаторы – пассиваторы – противопенный агент
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!