Взгляд на сущность искусства Писатель-реалист И.С. Тургенев считал, что к поэзии, как и вообще ко всему, надо подходить с точки зрения «разума». Поэт-романтик А.А.Фет противопоставлял «разуму» «бессознательный инстинкт» (т.е. вдохновение), пружины которого от нас скрыты. « …до судороги не понимаю», - писал И.С. Тургенев об импрессионистской манере письма А.А.Фета.
Всё началось в 60-е годы XIX в. В Париже. В Салоне (знаменитая выставка) были представлены картины художников, которых И.Репин назвал храбрецами, французская пресса – «бандой сумасшедших». Критика их работы назвала «мазнёй». Клод Моне Эдуард Мане Эдгар Дега Огюст Ренуар
О.Ренуар. Скалы в Гернсее.1883 г.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского impression впечатление), направление в искусстве последней трети 19 начала 20 вв. Сложилось во французской живописи 1860-х начала 70-х гг. (Э. Мане, К. Моне, Э. Дега, О. Ренуар, К. Писсарро, А. Сислей). Импрессионизм утверждал красоту повседневной действительности во всем богатстве ее красок и постоянной изменчивости, разработал законченную систему пленэра, добившись впечатления сверкающего солнечного света, вибрации световоздушной среды.
Клод Моне " Впечат ление. Восход солнца" г.
«Вокзал Сен-Лазар» «Дама в саду» Клод Моне «Венеция, сумерки»
Живописная система импрессионизма отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, как бы смешивающиеся в глазу зрителя цветными тенями. Под влиянием импрессионизма развивалось творчество многих живописцев других стран (К.А. Коровин, И.Э. Грабарь в России). В скульптуре импрессионизм наиболее ярко проявился в работах М. Россо в Италии, О. Родена во Франции, П.П. Трубецкого и А.С. Голубкиной в России.
Портрет И. Грабаря. Работа Кустодиева. И. Грабарь. Февральская лазурь.
К. Коровин. Фотография. К. Коровин. Париж ночью г.
Исаак Левитан. Автопортрет г. И.Левитан. Хмурый день г.
В литературе черты импрессионистического стиля (предпочтение впечатления непосредственного, мимолетного, изменчивого как основного средства в передаче предмета, события, переживания) свойственны прозе братьев Ж. и Э. Гонкуров, К. Гамсуна, поэзии И. Анненского и К. Бальмонта.
В литературе импрессионизм не сложился в направление. В литературе можно говорить о нём как о явлении или стиле того или иного поэта, писателя. Стиль Фета называют импрессионизмом в поэзии. Он первым уловил это новое веяние в искусстве и в своих стихах предвосхитил XX век удивительной игрой со словом, которой ещё не знала поэзия. А.Фет внёс в поэзию своё самоценное слово, «непонятную лирическую дерзость». (Л.Толстой)
* * * Шёпот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слёзы, И заря, заря!..
Сравните с черновиком Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Шепот сердца, уст дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья, Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, Бледный блеск и пурпур розы, Речь не говоря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!..
Художественные особенности импрессионизма: подвижность, изменчивость, мимолетность впечатлений; неуравновешенность, фрагментарность композиции; неожиданная точка зрения на мир, нетрадиционные ракурсы, срезы фигур; создание впечатления сверкающего солнечного дня; богатство красок в изображении природы; растворение объемных форм в вибрации света и воздуха, что придает изображению неуловимый, таинственный, размытый характер; большая эмоциональность, субъективность изображения нечёткие, размытые линии.
«Смотришь, как человек, будто без всякого разбора мажет красками, и никакого, как будто отношения эти мазки между собой не имеют. Но отойдёшь на некоторое расстояние, посмотришь – и, в общем, получается цельное впечатление». Л.Н.Толстой.
Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.
Сам Фет настойчиво подчеркивал еще одну особенность своего поэтического мира: в его стихах не надо искать «так называемого содержания», в них тон и музыка важнее, чем мысль.
Черты поэзии Фета: Очеловечивание природы (на равных люди, звёзды, соловей, сердце) Ассоциации по эмоциональной близости Неопределённость во всём: «где-то что-то веет, млеет…» – пародия Тургенева Недоступность для сознания и невыразимость чувства Страдания – содержание жизни человека Особая музыкальность
Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом, Я при свечах навела; В два ряда свет - и таинственным трепетом Чудно горят зеркала. Страшно припомнить душой оробелою: Там, за спиной, нет огня... Тяжкое что-то над шеею белою Плавает, давит меня! Ну как уставят гробами дубовыми Весь этот ряд между свеч! Ну как лохматый с глазами свинцовыми Выглянет вдруг из-за плеч! Ленты да радуги, ярче и жарче дня... Дух захватило в груди... Суженый! золото, серебро!.. Чур меня, Чур меня - сгинь, пропади!
Музыкальность Чайковский о Фете: «Часто Фет напоминает мне Бетховена, но никогда Пушкина, Гете или Байрона. Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам, ограниченным пределами слова». Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.
Ответ Фета : Чайковский тысячу раз прав, так как меня всегда тянуло в неопределенную область музыки… Тургенев говаривал, что ждет от меня стихотворения, в котором окончательный куплет надо будет передавать безмолвным шевелением губ».
«Музыка – как раз то искусство, которое ближе всего к природе… Музыканты способны уловить всю поэзию ночи и дня, земли и неба… и передать их необъятную пульсацию». ( Клод Дебюсси) Свои музыкальные пьесы К.Дебюсси называет «Облака», «Снег идёт», «Отражение в воде». Французский композитор Клод Дебюсси. Фотография.
Клода Дебюсси считают основным представителем импрессионизма в музыке. Любовь к пейзажу, красочность текуче-подвижных моментов, воздушная тревожность пространства - вот черты импрессионизма в музыке Дебюсси.
Бабочка – я так мила Ты прав. Одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым миганьем Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я легкий опустилась И вот дышу. Надолго ли, без цели, без усилья, Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И улечу.
Фет как будто хочет найти для каждого нового стихотворения свой индивидуальный ритм, свой музыкальный лад. Один из сборников стихов назывался «Мелодии»: «Шопену», «Романс», «Romanzero», «Notturno»,
Вчера расстались мы с тобой. Я был растерзан. Подо мной Морская бездна бушевала. Волна кипела за волной И, с грохотом о берег мой Разбившись в брызги, убегала. И новые росли во мгле, Росли и небу и земле Каким-то бешеным упрёком; Размыть уступы острых плит И вечный раздробить гранит Казалось вечным их уроком. А ныне как моя душа, Волна светла, и, чуть дыша, Легла у ног скалы отвесной; И, в лунный свет погружена, В ней и земля отражена И задрожал весь хор небесный.
Что роднит лирику Фета с импрессионизмом в живописи, музыке? Стремление передать впечатление от мимолётных явлений жизни ; Зафиксировать «трепет жизни», показать мир в его подвижности, изменчивости; Передать тождество состояния природы и внутреннего мира человека ; Способность передать красочную прелесть природы и богатство человеческой души; Поиск новых способов поэтической выразительности : О, если б без слова Сказаться душой было можно!
Найдите черты фетовской поэзии в этом стихотворении Только в мире и есть, что тенистый Дремлющих кленов шатер. Только в мире и есть, что лучистый Детски задумчивый взор. Только в мире и есть, что душистый Милой головки убор. Только в мире и есть этот чистый Влево бегущий пробор.
Как проявилась «лирическая дерзость» в стихотворении «Над озером лебедь в тростник протянул…»? Над озером лебедь в тростник протянул, В воде опрокинулся лес, Зубцами вершин он в заре утонул, Меж двух изгибаясь небес. И воздухом чистым усталая грудь Дышала отрадно. Легли Вечерние тени. – Вечерний мой путь Краснел меж деревьев вдали. А мы – мы на лодке сидели вдвоём Я смело налёг на весло, Ты молча покорным владела рулём, Нас в лодке как в люльке несло. И детская чёлн направляла рука Туда, где, блестя чешуёй, Вдоль сонного озера быстро река Бежала змеёй золотой. Уж начали звёзды мелькать в небесах… Не помню, как бросил весло, Не помню, что пёстрый нашёптывал флаг, Куда нас потоком несло!
Своеобразие пейзажных зарисовок Необычный ракурс предметов («лебедь в тростник протянул», «в воде опрокинулся лес»); Нет чёткости изображения («в заре потонул», «меж двух изгибаясь небес»); Яркие краски, передающие вечерний колорит. Вибрация цвета («путь краснел», «блестя чешуёй». «пёстрый флаг»); Игра света и теней («вечерние тени», «начали звёзды мелькать в небесах»); вибрация воздуха ( эпитет «чуткий воздух»). Пейзажи Фета воздушны, в них много света. В литературоведении есть термин - фетовский пленэр
Стремление зафиксировать «трепет жизни» Тождество состояния природы и внутреннего мира человека («вечерние тени – «вечерний мой путь», «нас в лодке как в люльке несло», «сонное озеро» - «не помню, как бросил весло», «нас потоком несло», «воздухом чистым» «грудь дышала отрадно»); Психологический параллелизм («а мы – мы на лодке сидели…») помогает почувствовать состояние двух влюблённых как единое целое; Метафора – «быстро река бежала» напоминает о быстротечности жизни; Метафоричные эпитеты («усталая грудь», «покорный руль»); Анафора(«не помню…») придаёт напряжённость стихотворению; Безличный глагол «несло», употреблённый дважды, подчёркивает динамику; Эмоциональный настрой в конце стихотворения достигает кульминации.