Отчет по самообразованию учителя Суханиной О.Н г. «ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ»
За последние десятилетия в теории и практике обучения произошли кардинальные изменения. Современную школу уже нельзя представить без технических средств, в том числе и компьютерных. Использование их на уроке даёт учителю возможность разнообразить учебный процесс, сделать его более ярким, доступным и запоминающимся, а, следовательно, продуктивным. Среди технических средств обучения нового поколения особое место занимает интерактивная доска, дающая возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичным, более доступным, что вызывает не только интерес школьников к обучению, но и положительно влияет на получение и усвоение знаний, преподаваемых в школе. Обучение и воспитание в коррекционной школе нацелено на помощь в развитии умения социализироваться, адаптироваться к дальнейшей самостоятельной жизни в обществе. Поэтому уроки в такой школе должны быть достаточно яркими и одновременно простыми к усвоению, чему могут способствовать уроки с применением ИД.
При обучении учащихся старших классов использование возможностей ИД качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для учащихся уроки с использованием ИД более эффективны, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные действия, более конкретное и сжатое изложение учебного материала. Использование ИД позволило школьникам получить уникальную возможность познакомиться не на словах, а в реальности с окружающим миром, увидеть то, что раньше они видеть не могли из-за ограниченности восприятия и трудностей переработки информации. Использование ИД помогает учащемуся вернуться назад, на предыдущий этап работы с учебным материалом, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Восприятие материала улучшается за счет увеличения количества иллюстративного материала, будь то картинка, таблица, текстовый файл, карта или просто отсканированная и увеличенная иллюстрация из учебника. ИД дает возможность использовать более широкий диапазон визуальных средств при изучении материала, поэтому преподносимый материал становится более понятным для учеников. У учителя коррекционной школы в связи с использованием ИД появляется возможность применять электронные учебники, адаптировать наглядные пособия, проводить презентации учебного материала по различным предметам и темам, осуществлять интерактивный контроль усвоения ЗУНов.
С ее помощью педагогу легче объяснять учебный материал, увеличивать или выделять нужные фрагменты иллюстративного материала, демонстрировать географические или исторические карты, рисовать схемы, таблицы, в увлекательной форме проводить расчеты, моделировать изделия. Интересно можно построить объяснение нового материала, который может быть представлен анимацией, рисунками, видеоматериалами, фотографиями, необходимыми картами и схемами. Фотографии, видеоматериалы, звуковое оформление позволяют создать на уроке атмосферу заинтересованности, повышают мотивацию к обучению. На уроках с использованием ИД есть возможность привлечь большое количество цифровых данных, цитат, что позволяет их использовать в нужный момент, не затрачивая времени на их написание или чтение, нет необходимости писать на доске, вывешивать карты, настраивать видеомагнитофон во время урока и т.д., поэтому уроки отличаются высокой организованностью, слаженностью.
Использование ИД на уроках проходит очень активно и заинтересованно. От желающих отвечать у доски нет отбоя. Каждому ребёнку хочется выйти к доске, самому выполнить задание, и даже сложное для наших учащихся озвучивание своих действий и рассказ становятся увлекательным действием. ИД в коррекционной школе даёт возможность сформировать у ребёнка с нарушением интеллекта правильное и многозначное представление о понятии или слове. Ученики умело использовали электронные маркеры, ластик, перемещают объекты на экране. Практика показала, что с появлением интерактивной доски учение может быть более интересным, даже у слабого ученика появляется желание работать, дети чувствуют себя комфортнее, все хотят выходить к доске.
Инструмент интерактивной доски Воздействие на обучение Цвет Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет преподавателям выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Записи на экране Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. Аудио- и видео-вложения Значительно усиливают подачу материала. Также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. Выделение отдельных частей экрана Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет преподавателям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивных досок включает фигуры, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Вырезать и вставить Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Это придает учащимся больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь. Страницы Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из учеников не очень поняли. Страницы можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую. Поворот объекта Позволяет перемещать объекты, показывая симметрию, углы и отражения Виды воздействия интерактивной доски на обучение.
Необходимо отметить, что использование ИД на уроках в коррекционной школе позволяет создать условия для более глубокого и качественного усвоения учащимися основных вопросов учебных предметов, обеспечить развитие учебно- практической деятельности, направленной на формирование соответствующих умений, увеличить долю информации, представленной в подвижных зрительных образах, кроме того оказывает эмоциональное воздействие на учащихся, служит развитию речевой активности, внимания, воображения, творчества. Использование интерактивной доски на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психической активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение в материале главного и его систематизации
Грамотно организованная работа с ИД на уроках в коррекционной школе позволяет учителю добиться оптимизации учебного процесса. А использование учителем качественных образовательных электронных ресурсов делает реальным для учащихся получение качественного школьного образования.