Экологическая тропа в детском саду
Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания ребенка- дошкольника, воспитание начал экологической культуры
Задачи: Развитие познавательного интереса к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность. Развитие познавательной активности в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы. Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников. Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
Этапы создания и оформления тропы:
1 ) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов в виде кружочков с цифрами или рисунков-символов.
3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4) Составление паспорта всех точек тропинки. Паспорт содержит картосхемы тропинки с указанием изучаемых объектов. Здесь же дается описание точек тропы по заданным схемам. На отдельных листах прикрепляются фотографии или рисунки объектов (желательно несколько фотографий в разное время года) и приводится необходимая для воспитателя информация.
5) Изготовление выносных знаков, табличек с рисунками, обозначающих каждую точку.
Формы и методы работы с детьми на экологической тропе: - экологические беседы; - наблюдения в природе; - экскурсии в природу; - целевые прогулки; - КВН, викторина, «Поле чудес»; - экологические конкурсы; - решение экологических ситуативных задач; - чтение художественной литературы; - обсуждение и проигрывание ситуаций; - трудовой десант; - труд в природе; - «Красная книга природы»; - коллекционирование; - экологические развлечения, досуги, праздники; - экологические игры (дидактические, имитационные, игры- путешествия, сюжетно-ролевые игры, соревновательные, подвижные); - инсценировки, театрализации.
Формы и методы работы с родителями на экологической тропе: - взросло-детские проекты; - изготовление поделок, рисунков; - субботники по облагораживанию территории детского сада; - участие в конкурсах; - участие в совместных экологических развлечениях, досугах, праздниках; - фотовыставки; -проведение экскурсий для родителей детьми; - изготовление книжек-малышек (сочиняем экологические сказки);
Объектами экологической тропы могут быть: - Клумба непрерывного цветения (дети имеют возможность наблюдать за ростом и развитием разных цветов, за появлением семян, учатся сравнивать их.) - Розарий (любование красотой цветущих и разнообразных по цвету и форме роз) - Водоем (растения-барометры, влаголюбивые растения, обитатели водоемов) - Птичий городок (пернатый мир) (наблюдение за птицами,развешивание поилок для птиц, кормушек, скворечников) - Царство удивительных пеньков (показать детям возможность создания условий второй жизни старых вещей, разглядывать за жизнью обителей пней с помощью луп) -Выносная мини-лаборатория (проведение опытов и экспериментов, изучение коллекций, гербариев и др.)
- Зеленая аптека (дети расширяют знания детей о лекарственных растениях, учатся собирать и сушить растения, цветы для оздоровительных мероприятий в холодное время года) - Береза, клён, рябина (знакомство с лиственными деревьями) - Грядки тётушки Редиски (дети приучаются к труду, исследованиям на огороде, формируют представления о разнообразии растений, их особенностях) - Жужжащий и ползающий мир (объекты для наблюдения – насекомые «Муравейник») - Уголок поля (знакомство со злаками «Откуда к нам на стол хлеб пришел?») - Метеоплощадка с флюгером (наблюдение за ветром) - Огород (выращивание сначала на окне в группе, затем на грядках различных овощей, знакомство с полезными и витаминными продуктами) Избушка Старичка-добрячка(дети могут здесь читать стихи, петь песни, водить хороводы, проведение экологических развлечений)