ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ Учимся создавать текст. Сочинение-описание.
Друзья, вы часто спрашиваете, можно ли научиться писать сочинение и как это сделать. Как выбрать тему, как её раскрыть, как начать сочинение и как его нестандартно закончить – эти вопросы неизбежно встают перед каждым пишущим.
УЧИМСЯ СОЗДАВАТЬ ТЕКСТ Само слово текст произошло от латинского textus, что означает «ткань, сплетение». В Древней Руси даже был такой термин, дошедший до наших времён, – «плетение словес». Действительно, текст похож на ткань. Один на рогожку, из которой шьют мешки, другой – на дорогую узорную парчу, шитую золотом. Всё зависит от цели (для чего?) и от умения (как?) мастера.
От замысла до воплощения тоже немало воды утечёт. Даже такой признанный мастер слова, как Лев Толстой, в письме к поэту Афанасию Фету признаётся: «Я тоскую и ничего не пишу, а работаю мучительно. Вы не можете себе представить, как мне трудна эта предварительная работа глубокой пахоты того поля, на котором я принуждён сеять. Обдумать и передумать всё, что может случиться со всеми будущими людьми предстоящего сочинения, очень большого, и обдумать мильоны возможных сочетаний для того, чтобы выбрать из них 1/ , ужасно трудно. И этим я занят».
А что же делать нам, ученикам чародеев, только начинающим осваивать это волшебство – создание текста? Очевидно, что к написанию любого текста нужно готовиться. К этому готовятся даже те, кто на первый взгляд говорит и пишет легко, импровизируя. Просто процесс подготовки внутренний, когда человек, даже занимаясь будничными делами, постоянно обдумывает то, что ему предстоит написать. В какой- то момент, когда внутренняя работа закончена, он садится за стол (за компьютер, за пишущую машинку) и просто списывает с «воображаемого экрана» готовые предложения. Так работают многие талантливые люди. Этой стратегией пользовался Моцарт, сочиняя музыку.
С чего же начать готовиться? Сначала надо поставить цель, определить «сверхзадачу» текста. Итак, вы хотите написать «хороший» текст. А что значит хороший? Каковы критерии, требования к хорошему сочинению? Что должно получиться в конце работы? Как ни странно, не только ученики, но и многие учителя (!) довольно смутно представляют себе, каким должно быть сочинение, заслуживающее высокой оценки. На вопрос «Как ты понимаешь, что это сочинение хорошее?» успешные ученики ответили так: – это сочинение интересно читать; – оно правильно построено (есть вступление, основная часть, заключение); – содержит в себе основную мысль, которую автор раскрывает и аргументированно доказывает; – автор использует знакомые ему художественные приёмы: сравнения, риторические вопросы и т.д.; – в сочинении нет неоправданных повторов слов, других речевых ошибок.
Может быть, вам хочется что- то добавить?
Давайте рассмотрим на примерах, как можно написать хорошее сочинение- описание. Мы знаем, что в сочинении-описании говорится о признаках предмета, явления или живого существа. Автор описывает предмет (предметом в данном случае может быть и кот, и черепаха, и морозные узоры, и капли росы…) так, чтобы было понятно, как он к нему относится. Подумай, какое чувство или настроение ты хочешь передать своему читателю. «Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые».
Описание – словесное рисование. Сначала представь предмет, постарайся увидеть его на «внутреннем экране», а затем опиши. «Яблоки были крупные и прозрачно- жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось, как стакан свежего липового мёда. В середине чернели зёрнышки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как гремят семечки».
Сочинение-описание подобно фотографии или нескольким фотографиям. «В маленькой комнатке на светлом половичке копошились серые пушистые существа. Они были похожи на большие клубки шерсти. Клубки размотались, и за каждым тянулась толстая шерстяная нитка – хвостик. Из каждого клубочка болтались мягкие пушистые уши». Как видишь, сочинение очень оживляют сравнения. Например, «котёнок был похож на клубок пушистых ниток; снегирь как пушистый шарик; улыбка похожа на солнышко».
Лингвисты сравнивают нашу речь с движением конькобежца. Чтобы продвинуться вперёд, конькобежец одной ногой отталкивается, другой скользит вперёд. Так же строится текст. Мы отталкиваемся от того, что уже было сказано, и делаем шаг вперёд в развитии мысли, добавляем новое, то есть те сведения, ради которых создаётся предложение.
Проверь, можно ли воспользоваться приёмом фотографирования, читая твоё сочинение. Помогает ли первое предложение «войти в тему»? Например: «Мой пёс – замечательный!» или «Мой ластик хоть и скромен на вид, но служит мне верно». Есть ли заключение и как оно связано с задачей, которую ты перед собой поставил? А теперь подумай: что удалось и что можно сделать лучше? Обдумал? Выбирай из возможных сочетаний (помнишь муки Льва Толстого?) самый лучший и садись переделывать, улучшать, иными словами, редактировать сочинение. И не забудь проверить ошибки!
Успехов! Удачи!