Очень важно, проводя развивающую НОД с воспитанниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Дети дошкольного возраста как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам наблюдения уровня.
Advertisements

Развитие связной речи у дошкольников методом наглядного моделирования. ПМСС Центр учитель-логопед Михкиева Н.Ю.
Р АЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА.. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи,
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
«Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» «Детское речевое творчество - как условие полноценного общения» Обобщение опыта работы.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
МНЕМОТЕХНИКА КАК ПРИЕМ ОБУЧЕНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.. К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит.
К. Д. Ушинский «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,
ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ (из опыта работы) Автор: Жихарева Л.М. учитель дефектолог ГДОУ детский сад компенсирующего вида «Надежда» С. Белая Глина Краснодарского.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
« Моделирование как современный метод обучения детей дошкольников сказке.»
Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направления работы по формированию связной речи Воспитатель: Юдина Елена Викторовна.
Моделирование сказок. ЦЕЛИ Учить детей построению и использованию моделей для пересказа сказок и сочинения собственных историй, рассказов. Развивать у.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Транксрипт:

Очень важно, проводя развивающую НОД с воспитанниками, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д. Но для этого вовсе не обязательна нудная каждодневная работа. Лучше всего развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, и в творческих играх. Когда вместе с ребенком рассматриваем какой-то предмет, задаем ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?», то мы побуждаем его называть самые разные признаки предметов, помогаем развивать связную речь. Названия свойств предметов закрепляем в словесных играх. Научиться пересказывать воспитанникам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Мы начинаем фразу, а ребенок ее заканчивает. Научиться пересказывать воспитанникам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Мы начинаем фразу, а ребенок ее заканчивает. Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и благозвучное произношение, мы уделяем внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха.

Формы работы Индивидуальные Под групповые Групповые

Метод наглядного моделирования Использование приема наглядного моделирования дает возможность: самостоятельного анализа ситуации или объекта; развития децентрации (умения менять точку отсчета); развития замыслов-идей будущего продукта. Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания: пересказ; составление рассказов по картине и серии картин; описательный рассказ; творческий рассказ.

Метод наглядного моделирования ПЕРЕСКАЗ ОПИСАТЕЛЬНЫЙ РАССКАЗ СОСТТАВЛЕННИЕ РАССКАЗОВ РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ От простого к сложному, возрастные особенности, и индивидуально- дифференцированный подход (зона ближайшего развития Выготского)

- Воспитатель дает по картинкам образец рассказа, а дети повторяют этот рассказ. - Дети самостоятельно рассказывают о том, что нарисовано на картинках, придумывают название рассказу. - Воспитатель дает начало рассказа, а дети заканчивают его. Кто-то из детей может повторить весь рассказ. - Дети рассказывают об эпизоде из жизни, похожем на тот, что изображен на картинках. - Воспитатель читает рассказ и сам раскладывает картинки данной серии. После этого предлагает детям самостоятельно разложить в нужной последовательности картинки и повторить рассказ. - Детям раздают серию картинок для установления их последовательности. Воспитатель начинает рассказ по первой картинке, дети должны продолжить его по своим картинкам.

ПЕРЕСКАЗ Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа Три поросенка, Красная шапочка и т.п. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа. Пересказ предполагает умение выделить основные части услышанного текста, связать их между собой, а затем в соответствии с этой схемой составить рассказ. В качестве плана рассказа выступает наглядная модель. Работа по развитию навыка пересказа предполагает формирование следующих умений: усвоение принципа замещения, то есть умения обозначать персонажи и основные атрибуты художественного произведения заместителями; формирование умения передавать события при помощи заместителей (предметное моделирование); передача последовательности эпизодов в соответствие с расположением заместителей, и начинается с рассказывания знакомых коротких сказок, типа Три поросенка, Красная шапочка и т.п. Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

РАССКАЗ ПО СЮЖЕТНОЙ КАРТИНЕ Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа. Формирование навыка рассказывания по картине состоит из 3-х этапов: выделение значимых для развития сюжета фрагментов картины; определение взаимосвязи между ними; объединение фрагментов в единый сюжет. В качестве элементов модели выступают, соответственно, картинки – фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины и схематические изображения фрагментов картины. Схематичные изображения являются также элементами наглядных моделей, являющихся планом рассказов по серии картин. Когда дети овладеют навыком построения связного высказывания, в модели пересказов и рассказов включаются творческие элементы – ребенку предлагается придумать начало или конец рассказа, в сказку или сюжет картины включаются необычные герои, персонажам присваиваются несвойственные им качества и т.п., а затем составить рассказ с учетом этих изменений.

Сказка на новый лад

ТВОРЧЕСКИЙ РАССКАЗ Переходными упражнениями от моделирования пересказа к составлению творческих рассказов могут быть следующие аспекты: угадывание эпизода по демонстрации действия; рассказывание по демонстрации действия взрослым; Последовательность работы по формированию навыка составления связного творческого высказывания следующая: ребенку предлагается придумать ситуацию, которая могла бы произойти с конкретными персонажами в определенном месте, модель рассказа (сказки) задается педагогом; педагог предлагает конкретные персонажи рассказа, а пространственное оформление модели ребенок придумывает самостоятельно; конкретные персонажи заменяются их силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в характерологическом оформлении героев рассказа; ребенку предлагается составить рассказ или сказку по модели, элементами которой являются неопределенные заместители персонажей рассказа – геометрические фигуры; ребенок самостоятельно выбирает тему и героев своего рассказа.

ТВОРЧЕСКАЯ СКАЗКА ПО СИЛУЭТНЫМ ИЗОБРАЖЕНИЯМ. Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказок по силуэтным изображениям. В качестве элементов модели ребенку предъявляются силуэты животных, растений, людей или природных явлений (снег, дождь и т.п.). Педагог задает начало сказки и предлагает продолжить ее, опираясь на силуэтные изображения (затем дети выбирают силуэты других героев и заканчивают сказку). Особенность данных элементов в том, что силуэтные изображения, в отличие от картинного материала, задают определенный обобщенный образ, не раскрывая его смыслового содержания. Определение характера, настроения, даже внешнего вида героя – прерогатива самого ребенка. Дети наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Элементами модели-заместителя являются схематичные зарисовки, сделанные детьми по ходу слушания рассказа. Модель- заместитель служит также планом при составлении творческого рассказа. В этом случае ребенок производит действия обратные, производимым при пересказе: пересказ – слушание текста - составление модели - пересказ текста по модели; творческий рассказ – составление модели рассказа – рассказ по модели. Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития навыка связной речи детей воспитанников. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. Модель-заместитель

1. Игра "Интервью". Сначала познакомить детей с новыми словами. Интервью - беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете. Репортер - тот, кто задает вопросы. Респондент - тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить в микрофон. Для этого прошу детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы. Репортеры начинают задавать вопросы. Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю. Варианты игры: 1) воспитатель интервьюирует ребят, 2) дети берут интервью у воспитателя, 3) родители интервьюируют ребенка, 4) ребенок берет интервью у родителей. Игры для развития речи

Эстрадный концерт Дети группы устроили импровизированный концерт, где они читали стихи, пели песни, рассказывали смешные истории.

Придумываем рассказ. Взрослый читает предложения, дети вставляют подлежащее, сказуемое, пояснительные слова и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки. Например: "На пороге сидела и жалобно мяукала... (кто?). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно... (что делала?). Кошка поймала в саду... (кого?). Шерсть у кошки... (какая?), когти…(какие?). Кошка лежала с котятами... (где?). Котята играли мячиком... (как?).

Составление рассказа о себе по опорным картинкам Для развития связной речи родители Лизы оформили и передали в группу альбом с ее фотографиями от рождения и до того момента, как она попала в нашу группу.

Жираф и мышонок. Цель: формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения. Ход игры: Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки - вдох ("У жирафа рост большой..."). Приседает, обхватив руками колени и опустив голову, - выдох, с произношением звука ш-ш-ш ("...У мышонка - маленький"). Потом ребенок идет и одновременно произносит: Наш жираф пошел домой Вместе с мышкой серенькой. У жирафа рост большой, У мышонка - маленький. (Повторить 6-8 раз.)