Использование информационных компьютерных технологий на уроках истории и обществознания Приятного просмотра! Подготовил учитель истории МБОУ Большемурашкинская СОШ Урезков Дмитрий Геннадьевич
Актуальность темы В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники. Это же время ознаменовались реформой российского образования. В начале XXI века человечество вошло в новую стадию своего развития - ученые и политики, предприниматели и педагоги, все чаще говорят о наступлении Информационной эры. Современную жизнь довольно сложно представить без использования вычислительной техники. Это же время ознаменовались реформой российского образования. Школа теперь не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает цели образования на современном этапе: «необходимость ориентации не только на усвоение обучающихся определённой сумме знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей. Школа теперь не только источник получения информации, а место, где учат учиться, где учитель не просто проводник знаний, а личность, обучающая способам творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает цели образования на современном этапе: «необходимость ориентации не только на усвоение обучающихся определённой сумме знаний, но и на развитие личности, её познавательных и созидательных способностей.
Инновационные технологии метод проектов; метод проектов; обучение в сотрудничестве; обучение в сотрудничестве; портфолио ученика; портфолио ученика; индивидуальное и дифференцированное обучение; индивидуальное и дифференцированное обучение; разноуровневое обучение; разноуровневое обучение; модульное обучение; модульное обучение; технология коллективного обучения. технология коллективного обучения.
Плюсы компьютерного обучения знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; знакомство с историческими событиями можно сопровождать показом видеофрагментов, фотографий; показ репродукций картин художников; показ репродукций картин художников; демонстрация графического материала (таблицы, схемы); демонстрация графического материала (таблицы, схемы); «оживление» карт; «оживление» карт; «посещение» крупнейших музеев мира; «посещение» крупнейших музеев мира; «погружение» в пространство и время; «погружение» в пространство и время; прослушивание записей песен; прослушивание записей песен; активизация учебного процесса. активизация учебного процесса.
Компьютер восполняет недостаток информации; восполняет недостаток информации; даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов; даёт возможность стать участником сетевых олимпиад, викторин, конкурсов; участвовать в творческих проектах. участвовать в творческих проектах.
Применение компьютерных технологий повышает качество образования через оптимизацию организации учебно- познавательной деятельности, оптимизацию организации учебно- познавательной деятельности, индивидуализацию обучения, индивидуализацию обучения, возможность организовать самообразование учащихся, возможность организовать самообразование учащихся, экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации. экономию времени за счёт ускорения процесса отбора и систематизации информации. возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиа средств. возможность организации коллективной научно-исследовательской деятельности учащихся на базе мультимедиа средств.
Компьютер можно использовать как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя; как источник учебной информации, частично или полностью заменяющий учителя; как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков; как тренажёр в процессе формирования учебных умений и навыков; как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности; как наглядное пособие качественно нового уровня для организации активной учебно-познавательной деятельности; как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы; как индивидуальное информационное пространство для организации исследовательской работы, самоподготовки и индивидуальной работы; как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений; как средство диагностики пробелов и коррекции знаний и умений; для осуществления дистанционного обучения с учащимися. для осуществления дистанционного обучения с учащимися.
Информационно- коммуникативные средства мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории; мультимедийные обучающие программы и электронные учебники по основным разделам истории России и курсам всеобщей истории; электронные библиотеки по курсу истории; электронные библиотеки по курсу истории; электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы; электронные базы данных для создания тематических и итоговых разноуровневых тренировочных и проверочных материалов для фронтальной и индивидуальной работы; игровые компьютерные программы. игровые компьютерные программы.
Направления работы проведение уроков с использованием медиаресурсов; проведение уроков с использованием медиаресурсов; организация проектной деятельности учащихся; организация проектной деятельности учащихся; организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям; организация самостоятельной работы учащихся по различным направлениям; осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего. осуществление контроля качества знаний учащихся как итогового, так и текущего.
Наиболее интересным способом применения ИКТ на уроках истории и обществознания является создание компьютерных презентаций
Создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества, что само по себе привлекательно для детей старшего школьного возраста. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний. Создание презентации предполагает использование дизайна, что связано с необходимостью проявления творчества, что само по себе привлекательно для детей старшего школьного возраста. Для учеников, увлекающихся компьютерными технологиями, появляется хорошая возможность применить свои знания и умения на практике, используя их в другой области знаний.
Презентации дают возможность учитывать уровень владения компьютером; учитывать уровень владения компьютером; учитывать уровень подготовки учащихся по предмету; учитывать уровень подготовки учащихся по предмету; распределять время при подготовке работы; распределять время при подготовке работы; самообразования; самообразования; использовать полученный продукт, как учителем, так и учениками; использовать полученный продукт, как учителем, так и учениками; обновлять свою работу с получением новых знаний по теме презентации. обновлять свою работу с получением новых знаний по теме презентации.
Требования к оформлению презентации Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 файлов) Презентация должна быть разумно объёмной. (В среднем содержать около 12 файлов) Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме. Слайды презентации должны содержать не только текстовую информацию, но и возможные иллюстрации по заданной теме. Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый). Слайды должны быть разумно яркими (предпочтительные цвета – красный, зелёный, белый). При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии. При использовании форм и линий нежелательны «рваные», изломанные линии. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким. Звуковое оформление (если оно необходимо) не должно быть громким.
Критерии оценки работ Логичность в изложении учебного материала. Логичность в изложении учебного материала. Качество оформления работы. Качество оформления работы. Соответствие формы и содержания. Соответствие формы и содержания. Степень мультимедийности презентации. Степень мультимедийности презентации.
ИКТ – не панацея, а лишь один из способов разнообразить педагогический арсенал учителя. Они дают эффект только в сочетании с другими методами.
Спасибо за внимание!