Тема урока: «Изменение формы представления информации. Систематизация информации» Информатика и ИКТ 5 класс Презентация к уроку по учебнику Босовой Л.Л. Учитель информатики: Казарина Наталья Павловна Волжский, 2014
Систематизировать - это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации. это значит расположить таким способом, чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.
Для облегчения поиска внутри каждого блока информация сортируется, то есть размещается в определённом порядке (упорядочивается). информация Чаще всего используются следующие виды сортировки: по алфавиту по алфавиту по номерам по номерам в хронологической последовательности в хронологической последовательности
Например, в алфавитном порядке составляется список учащихся в классном журнале. В порядке убывания роста строятся школьники на уроке физкультуры. В хронологической последовательности изучаются события на уроках истории. школьники 1111Поход русских князей на половцев 1113Восстание в Киеве против ростовщиков. Призвание князя Владимира II Всеволодовича 1113 – 1125Великое княжение в Киеве Владимира II Всеволодовича Мономаха. Укрепление великокняжеской власти. Издание «Устава Владимира Мономаха»; ограничение ростовщичества 1116Победа князя Владимира II Мономаха над половцами 1125 – 1132Великое княжение в Киеве Мстислава Владимировича 1125 – 1157Княжение Юрия Владимировича Долгорукого в Ростово-Суздальской земле ок.1155 Княжение в Рязани Ростислава Ярославича 1127 – 1159Княжение в Смоленске Ростислава Мстиславича
Ещё один важный вид обработки информации поиск. поиск Поиск информации обычно производится в некотором хранилище информации - телефонном справочнике, словаре, энциклопедии, сети Интернет. Поиск информации
Обработка информации Обработка информации, связанная с изменением её формы, но не изменяющая содержания, происходит при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации. Обработка информации Обработка информации
Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно с помощью рисунков, фотографий, схем, диаграмм. Иллюстрации помогают читателю очень быстро понять, о чём идёт речь, и создать в его представлении определённые образы.
Наибольшая глубина озера Байкал – 1620 м, Онежского озера – 127 м, озера Иссык-Куль – 668 м, Ладожского озера – 225 м. Для наглядного представления разных числовых данных используют диаграммы.
Таблица – еще одна простая и удобная форма представления информации. Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решить достаточно трудные задачи, систематизировать информацию. Табель успеваемости Иванова Н. Предметы Оценки за учебный год Математика 5 Русский язык 4 Информатика 5 Литература 4
1. Что вы понимаете под систематизацией? Сталкивались ли вы с систематизированной информацией? Приведите примеры. 2. Приведите примеры информации, отсортированной: а) по алфавиту; б) в порядке убывания; в) в хронологической последовательности. а) по алфавиту; б) в порядке убывания; в) в хронологической последовательности. Вопросы и задания
3. В каждом из следующих пунктов перечислены объекты, сгруппированные по некоторому признаку. Определите эти признаки. 1) Солнце, воздух, ветер, почва; 2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд; 3) стол, стул, диван, шкаф; 4) автомобиль, самолёт, стул, стол; 5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения; б) кот, собака, корова, кролик; 7) сантиметр, дециметр, метр, километр: 1) Солнце, воздух, ветер, почва; 2) автомобиль, корабль, самолёт, поезд; 3) стол, стул, диван, шкаф; 4) автомобиль, самолёт, стул, стол; 5) человек, звери, рыбы, птицы, насекомые, растения; б) кот, собака, корова, кролик; 7) сантиметр, дециметр, метр, километр:
8) сандалии, валенки, туфли, сапоги; 9) весна, река, рука, яблоня: 10) приставка, корень, суффикс, окончание; 11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение; 12) глагол, существительное, прилагательное, место- имение; 13) отрезок, круг, квадрат, треугольник; 14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик; 15) хранение, передача, обработка. 8) сандалии, валенки, туфли, сапоги; 9) весна, река, рука, яблоня: 10) приставка, корень, суффикс, окончание; 11) подлежащее, сказуемое, определение, дополнение; 12) глагол, существительное, прилагательное, место- имение; 13) отрезок, круг, квадрат, треугольник; 14) сканер, клавиатура, мышь, джойстик; 15) хранение, передача, обработка.
4. Внимательно рассмотрите числа, расположенные в каждом из рядов, и определите, какое число является «лишним». 1) 2, 3, 6, 7, 11; 2) 18, 12, 3, 29, 45, 28; 3) 10, 20, 30, 36, 40, 50; 4) 72, 62, , 32, 82; 5) 24, 29, 22, 37, 25, 28; 6) 1, 2, 3, 5, 6, 7.
5. Выпишите в тетрадь названия 5 европейских государств в алфавитном порядке. Укажите столицу каждого государства. Государство Столица
Необходимо провести исследование по заданным вопросам: 1) Как называется книга? 2) Кто автор этой книги? 3) Сколько страниц в ней? 4) Имеется ли оглавление, содержание? 5) Разбита ли информация по разделам, главам, параграфам? 6) Какие формы представления информации в ней используются? 7) Каким образом представлена информация в этой книге: (по цвету? по форме? по алфавиту? в хронологической последовательности? по номерам? по темам? по назначению? …) 8) Можно ли сказать, что в этой книге информация находится в определенном порядке? 6. Исследовательская работа:
Подведение итогов Запись домашнего задания