Оценка учебных достижений учащихся (портфолио) В переводе с англ. portfolio – портфель, папка; образцы выполненных работ.
Задачи портфолио: поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поддерживать высокую учебную мотивацию школьников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность. формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
Различные авторы характеризуют портфолио ученика как: коллекцию работ выставку учебных достижений; форму целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов; антологию работ ученика, их самоанализ и самооценку.
Виды портфолио: Портфолио документации Портфолио процесса Портфолио показательное (презентационное) Портфолио рабочее (работ) Портфолио оценочное
Классический портфолио состоит из четырёх разделов: «Портрет» «Коллектор» «Рабочие материалы» «Достижения»
Раздел «Портрет» предназначен для представления информации об ученике – авторе портфолио, который имеет возможность представить себя любым доступным способом. Это может быть эссе, фотография и т.п. Раздел должен отражать особенности личности автора портфолио, может включать записи о нём других людей, характеристику, сертификаты.
Раздел «Коллектор» содержит, как правило, материалы, авторство которых не принадлежит ученику. Это могут быть материалы, предложенные ученику педагогом (памятки, схемы, списки литературы), найденные учеником самостоятельно (ксерокопии статей, материалы периодических изданий, иллюстрации), или материалы товарищей по группе. «Коллектор» – это своего рода копилка материалов и информации, часть из которых будет использована в работе, а часть может перейти в архив, другой портфолио или не будет привлекаться совсем
Раздел «Рабочие материалы» должен включать все те материалы, которые созданы и систематизированы учеником.
В раздел «Достижения» помещаются те материалы, которые, по мнению ученика, отражают его лучшие результаты и демонстрируют успехи.
Как правило, портфолио представляет собой папку- накопитель, в которую помещаются различные материалы – и рукописные, и ксерокопии. Портфолио может содержать краткие записи, связанные с ходом выполнения определённых работ; схемы, таблицы, графики, диаграммы; отчёты; наблюдения; планы и результаты исследований; аудио- и видеоматериалы, их описание; справки; грамоты; сертификаты и т.д. Каждый материал или группа материалов, помещённых в портфолио, сопровождается кратким рефлексивным комментарием ученика (что получилось, о чём свидетельствует, как может быть использовано, какие выводы можно сделать, какие ошибки допущены и что с ними делать...). Комментарии не должны быть большими по объёму, часто достаточно одного-двух предложений.
Любой портфолио, независимо от его вида, представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы учащихся с продуктами их собственной деятельности.