« Религиоведение » Тема 4. Национальные религии. Лекция-визуализация 3 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ИУИЗМ» - происходит от названия «ИУДАИЗМ» - происходит от названия еврейского племенного еврейского племенного объединения Иуды объединения Иуды - в узком.
Advertisements

Религии мира. Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверх ъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения,
1. Понятие религии 2. Монотеизм и политеизм 3. Классификация религии 4. География религий Центр образования 109 Ульянова Т.В.
Кто во что верит? Выполнили учащиеся 4 класса МОУ Ореховской СОШ Галичского района Костромской области Учитель: Андреева Н.Н.
Роль религии в современном мире Религия является одной из древнейших и основных (наряду с наукой, образованием,,культурой) форм духовной культуры В современной.
Типология религий. Мировые религии.. Вопросы для изучения Исторические формы религий. Политеизм и монотеизм в религиях. Ранние религии (архаичные верования):
Философия Древнего Китая и Индии. Философия Конфуцианства В древних книгах Конфуция порой называют просто Учителем, подразумевая, что речь идёт о великом.
Синтоизм, синто (яп., «путь богов») традиционная религия в Японии. Основана на анимистических верованиях древних японцев; Объектами поклонения являются.
Миф - от греческого предание, сказание и слово, учение. На ранних этапах развития человечества представления древних нашли своё отражение в мифах. Мифология.
Урок : Религии Земли.. - одна из форм культуры, мировоззрение, основанное на поклонении высшим силам, освящении норм морали.
Религия и язык как явление культуры. Религия? Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая.
Традиционные общества Востока Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени.
В VI V вв. до н. э. в Китае, как и в других странах древнего мира, начинается процесс формирования религиозных и религиозно-философских учений, ориентированных.
Религия как феномен культуры 1. понятие и структура религии 2.функции и виды религии 3.исторические формы религии 4.мировые религии.
Выполнили: Азикаева Лаура Базарова Асаль Матыбаева Жасмин Махкамова Лайло.
Религиозная культура Древней Индии. Индуизм.. План: 1. Индуизм. Общая характеристика. Основные понятия. 2. Пантеон богов. 3. Храмовые ритуалы в индуизме.
« «Основы религиозных культур и светской этики». 1.Основы православной культуры 2.Основы исламской культуры 3.Основы буддийской культуры 4.Основы иудейской.
Урок-обобщение КЛАСС 4 Игра проводится по типу телевизионной передачи… Игра проводится по типу телевизионной передачи…
Смысл слова «религия» Особенности религиозной веры МНЕНИЯ религия (лат. relegere)- «относиться с особым почтением» религия (лат. глагол religare)- «связывать»,
Возникло с разделением в 395 г. Римской империи на Западную и Восточную.
Транксрипт:

« Религиоведение » Тема 4. Национальные религии. Лекция-визуализация 3 Время: 1 час Уважаемые студенты! В процессе данного занятия Вы должны изучить следующие вопросы: 1. Виды национальных религий. 2. Характеристика национальных религий. Данное занятие предполагает самостоятельную отработку указанных вопросов, конспектирование их в рабочей тетради, выполнение задания, проверку преподавателем полноты и качества их с выставлением оценки в журнал.

Виды национальных религий В мире насчитывается 8 национальных религий индуизм джайнизм сикхизм конфуцианство зороастризм синтоизм даосизм иудаизм

Индуизм представлен главным образом в Индии (более 83% населения) и Непале, насчитывая более 800 млн. последователей. Индуизм оформился в самостоятельную религию в начале нашей эры. В качестве священных текстов у индуистов - веды, брахман как посредника в общение людей с богами, признание социального неравенства людей (касты и варны), основные теоретические понятия - дхарма, сансара, карма. Характеристика национальных религий Дхарма в индуизме понимается как долг, т.е. совокупность религиозных и общественных обязанностей каждого человека и каждого сословия. Сансара – учение о переселении душ. Карма – это неотвратимость наказания за содеянное в данной жизни. Карма определяет сансару человека, т.е. определяет, в какое существо будет вселена душа в следующей жизни. Важнейшей частью праздничных церемоний - торжественные шествия. Жертвоприношения животных и растений постепенно заменилось в индуизме символическими формами почитания божества: надеванием на его изображение цветочных гирлянд, курением благовоний, зажиганием светильников, возлиянием воды. Эти действия сопровождались танцами, музыкой, пением.

В конце XIX- начале XX века индуизм активно включается в политическую жизнь страны в общем контексте борьбы индийского народа за независимость от английских колонизаторов. В конце XX века в политике Индии фактор индуизма преломляется прежде всего сквозь призму индуистского коммунализма, который включает апеллирование к традиции, использование идей, понятий и ценностей индуизма для достижения политических целей, отождествление религиозной и этнической общности («индиец = индуист»). В индуизме два основных направления – вишнуизм и шиваизм. В шиваизме наиболее почитаемым божеством стал Шива, который одновременно является и разрушителем и созидателем мира. Вишнуизм выдвигает на первый план образ бога Вишну – хранителя мирового порядка. В индуизме господствует представление о бренности и сиюминутности настоящего; его характеризует умозрительность и созерцательность.

Конфуцианство возникло в Китае в VI-V вв. до н. э. Его основателем был Конфуций (Кон Фу Цзы, Кун Цзы, ). В настоящее время конфуцианство распространено в Китае, Корее и Японии. Конфуцианство не является религией в полном смысле слова, это философско-этическое учение. В нем нет таких понятий, как Бог, рай, ад, грех, покаяние и т.д. Главным в конфуцианстве является провозглашение идеала социальной гармонии и поиск средств достижения этого идеала. Конфуцианство дает комплекс установлений, определяющих систему жизненных ценностей, правила жизни общества и поведения человека. Главными среди них являются: необходимость соблюдения всеми установившихся норм жизни в стране; повиновение младших старшим. Согласно учению Конфуция семейное счастье – это главное. Правила семейной этики Конфуций перенес на сферу государства и попытался распространить принципы семейственности на государственные отношения. Конфуций сформулировал основные требования к руководителю и подчиненному. Управленец к народу должен быть добр, справедлив и снисходителен, он должен уметь «спрашивать нижестоящих», на службе он исполнен чувства самоуважения и ответственности, основная его цель - избежать напряженности и конфликтов между управляемыми и уп­равленцами.

Конфуций сформулировал идеал, на который должны были ориентиро­ваться люди, стремясь к совершенству: высокие моральные качества, обостренное чувство долга, желание всего себя отдать на благо общест­ва, постоянное стремление к постижению истины, любовь к знанию, вер­ность и благородство. Одно из основных положений конфуцианства - идея гармонии в мире. Человек должен жить в гармонии с обществом, а общество - в гармонии с природой, в одном с ней ритме. Гармония должна быть во всем: в се­мейных отношениях, общественных, социальных, политических. Важную роль в достижении такой гармонии Конфуций отводил ритуалу и воспи­танию в людях чувства меры в большом и малом. Приобщение каждого к соблюдению меры обеспечивало сохранение в обществе моральных ценнос­тей, не допуская, в частности, развития потребительства в ущерб ду­ ховности.

Даосизм возник в Китае в IV – II вв. до н. э. Его основателем считается мудрец Лао-цзы. Даосизм - это религиозно-философско-этическое учение. Основной категорией даосизма является понятие «Дао» – это вездесущий закон природы, это закон спонтанного бытия Космоса, начало, порождающее мир форм. Все сущее произошло от Дао, чтобы затем, совер­шив кругооборот, снова в него вернуться. Дао не только первопричина, но и конечная цель, и завершение бытия. Дао - это также и путь, доро­га, которую проходит человек в течение своей жизни. Проходя свой доро­гу жизни, человек познает Дао, т.е. вечный закон Космоса; познавая Дао, человек должен встать на путь «естественности», под которой име­ется в виду «гармония мира» – слияние человека с природой. Приверженцы даосизма – даосы – проповедуют принцип «недеяния», т.е. отрицают целенаправленную деятельность, идущую вразрез с естест­венным миропорядком. Они проповедуют идею гармонии, стремятся к гармо­низации противоречий, рассматривая все сущее во Вселенной как единое целое. Даосизм оказал сильное влияние на культуру, традиции Китая. Уче­ние даосов о бессмертии обернулось у китайцев культом долголетия, а доктрина Дао как источника жизни – культом многодетности, богатства. Занятия даосов наукамни привели, в частности, к накоплению богатого эмпирического материала в области химии, а в традиционной медицине к развитию в теории и практике иглотерапии и фармакологии.

Синтоизм (от «синто» – «путь богов») сложился в VI – VII вв. н.э. и в настоящее время является государственной религией Японии. Синтоизм представляет синкретическую религию; он сфор­ мировался на основе языческой религии древних японцев синто, вобрав в себя важнейшие положения конфуцианства и буддизма. Основу воззрений син­тоистов составило поклонение их родовым божествам – камни, которые охраняли род, покровительствовали жизни и разнообразной деятельности её членов; японцы поклонялись также божествам – повелителям природных стихий: ураганов, землетрясений, дождя и снега, а также многочислен­ным ландшафтным божествам. Верховным божеством являлась «солнечная» богиня Аматэрасу (создавшая японские острова), она явилась прародите­льницей Ниниги, отправившегося на землю и положившего начало «божест­венной» императорской династии. С конца VI в. в Японии начинается широкое распространение буддизма, строятся многочисленные буддийские храмы и монастыри, им предоставляются земли, рабы, финансовые средства. Японцы включили в свой пантеон богов Будд и бодхисаттв и стали их наделять теми же магичес­кими свойствами, что и камни. Постепенно синтоизм и буддизм поделили между собой жизненную практику японца: светлые, радостные события – рождение, вступление в брак – остались в ведении родовых богов, воз­главляемых «солнечной» богиней Аматэрасу; смерть, трактуемая синто как скверна, взял под защиту буддизм, представив концепцию «возрождения», «спасения в раю Будды». Со временем происходит соединение синтоистского и буддийского ритуалов, многие синтоистские церемонии стали проходить с приглашением буддийских монахов.

Иудаизм как религия формируется на рубеже II – I тысячелетий до н.э. Он представляет из себя целый комплекс правовых, морально- этических, философских и религиозных представлений. Название религии происходит от еврейского племенного объединения Иуды, считавшегося самым многочисленным среди всех двенадцати колен израилевых. Главной идеей иудаизма является вера в единого Бога. Он бес­ смертен, вездесущ, вечен, всемогущ и безграничен. Человек создан по образу и подобию Бога, т.е. наделен разумом и душой, а значит человеческая душа бессмертна. Верующий поддерживает связь с Богом через молитву, Божья воля открывается через Тору (Пятикнижие Моисея). Иудаизм проповедует концепцию богоизбранности народа Израиля и его мессианского предназначения. Именно этот народ был избран Богом для внесения в человеческое сознание новых религиозных воззрений, именно из этого народа должен был выйти Мессия (посланник или помазанник Бога). Таковым Мессией и был Иисус Христос. Иудаизм осуждал и противостоял ассимиляции евреев, он оставался мировоззрением тех, кто ассоциировал себя с народом Израиля. Это при­вело к тому, что иудаизм не распространился широко среди других наро­дов. С другой стороны, этническая замкнутость иудаизма явилась важным фактором его жизнестойкости, поскольку он не просто призывал евреев к монотеизму, но и выделял их из всех других народов, определяя ев­ реев как Богом избранный народ.

В конце XIX – начале XX веков среди евреев наибольшее влияние приобретает концепция сионизма. В основе этой концепции лежит идея создания единого еврейского государства в пределах границ, очерченных еще Библией. Второй идеей сионизма является призыв к необходимости собрать всех евреев на «земле обетованной». Отсюда во второй половине XX века стали происходить довольно существенные миграционные процес­сы среди еврейской диаспоры различных стран с целью переселиться в Израильское государство, которое было создано по решению ООН в 1948 г. В настоящее время большая, часть иудеев соблюдает только те по­ложения Торы и Талмуда, которые касаются праздников и некоторых пред­писаний и запретов. Самые значительные из них: соблюдение субботы – время отдыха и запрета на любую деятельность; рош-га-шана – еврейский Новый год; йом-кипур – день всепрощения; пасха – праздник в честь освобождения евреев из египетского плена; шву от и суккот – праздники урожая; Ханукка – праздник зажигания свечей в честь освобождения Хра­ма в Иерусалиме.

Уважаемый студент! Вы изучили и законспектировали основное содержание темы занятия, изложенное в кратких тезисах. В целях самоконтроля выполните следующие задания: 1. В рабочую тетрадь перенесите содержание указанной таблицы. 2. Дайте определения сущности указанным в таблице понятиям и категориям. 3. В рабочей тетради запишите содержание выполненного задания. 1. Сколько и какие национальные религии вы знаете? 2. Опишите особенности индуизма. 3. В чем особенность китайских религиозно-философских учений? 4. Что такое синтоизм? 5. Дайте характеристику иудаизму.

ЛИТЕРАТУРА

Спасибо за внимание. Занятие окончено. Удачи в учёбе.