Комбарова Любовь Михайловна, учитель русского языка и литературы МОУ гимназия 56 г.Томск
Цели урока показать союз как часть речи познакомить учащихся с группами сочинительных и подчинительных союзов познакомить со строением союзов выяснить его роль в предложении и тексте
Задачи Образовательные: обобщить все сведения о союзе как части речи; совершенствовать умение опознавать союзы в предложении. учиться различать разряды союзов и типы предложений, в которых они употреблены. Развивающие: развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха. Воспитательные: воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию; воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответствености по отношению к слову.
Тип урока: объяснение нового материала Ход урока 1.Оргмомент. 2. Психологическая подготовка к изучению новой темы. 3. Объяснение нового материала. 4. Первичное закрепление знаний. Применение новых знаний на новом языковом материале. 5. Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретеных знаний и умений. 6. Подведение итогов урока. 7. Задание на дом.
Из истории СОЮЗА союз Coniunctio (лат.) - появилось в русском языке в 17 веке - около 250 слов и словосочетаний, выступающих в функции союзов и союзных слов - по частоте употребления союз занимает 7 место - после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия.
Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются: итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части какой махины сплочены и склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и гвоздей видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в в которых споев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем союзов меньше. Однако не должно в нем оставлять таких щелей, по которым бы оно могло вовсе развалиться. М.В. Ломоносов
Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, ночь, звезды, луну. иии,и и Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения.это служебная часть речи,
Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом. Союз И связывает простые предложения в составе сложного., и
Функции союза Связывает 1) Однородные члены предложения 2) Части сложного предложения 3) Простые предложения в составе единой конструкции Грамматические признаки союза 1)По структуре - простые (будто, но) - составные (потому что) 2) По употреблению - одиночные(да, и) - повторяющиеся (и…и) - двойные (как..так и) 3) По характеру выражаемых отношений - сочинительные (или, зато) - подчинительные (если, когда) и 1 когда …, ГДЕ …,,И,И
Союзы Сочинительные Подчинительные
Сочинительные союзы делятся на 3 группы: Соединительные И Да (в значении И) Не только… но и Как.. Так и Противительные А Но Да (в значении но ) Однако же зато Разделительные Или Или…или Либо То..то Не то…
Подчинительные союзы делятся на следующие группы: Причиные потому что так как в виду того что благодаря тому что Целевые чтобы для того чтобы с тем чтобы Временые когда лишь пока едва Условные если если бы раз ли как скоро Сравнительные как будто словно точно Изъяснительные что чтобы как Уступительные несмотря на то что хотя
Строение союзов По строению союзы делятся: Простые (состоят из одного слова) Что Чтобы И Да Когда Будто Словно однако Составные (состоят из двух и более слов ) Потому что Для того чтобы Так как Как будто Оттого что Ради того чтобы
Проверьте свои знания! Рассмотрите схему. Как можно ее озаглавить? Устраните имеющиеся пробелы. озаглавить?. соединительные разделительные И, да, ни – ни, и -и …………….. А, но, да ………..
Подготовьтесь к выразительному чтению четверостиший. чтению Здесь мало увидеть, Здесь надо всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. (Н. Рыленков.) 1. С помощью какого союза соединяются части сложноподчиненого предложения? Каково его значение? 2. Придумайте предложение с синонимичным союзом. 3. Объясните написание выделеных орфограмм.
Выразительно прочитайте текст. Какова его основная мысль? Согласны ли вы с ней? Спишите текст, вставляя буквы и пропущеные знаки препинания, раскрывая скобки. Найдите сочинительные и подчинительные союзы, определите, что соединяет каждый союз.сочинительные подчинительные Много было пр..мет осени но я ст..дрался залом..нать их. Однако я знал твердо что (н..)когда (не) забуду этой осе(н, н)ей горечи ч..тесным образом со...дине(н,н)ой с легкостью на душе и простыми ясными мыслями. Чем угрюмее были тучи вол..жившие по земле мокрые, обтрепа(н,н)ые подолы чем х…лоднее дожди тем св…жен ст..нравилось на сер..це тем легче, как (бы) сами по себе, л..жилось на бумагу сл..ва. К. Паустовский
Повторим! 1. Союз - это служебная или самостоятельная часть речи? 2. На какие разряды по значению делятся союзы? 3. Как называются союзы, состоящие из одного слова? 4. Как называются союзы, состоящие из двух и более слов? 5. Что связывают в предложении сочинительные союзы? 6. Что связывают в предложении подчинительные союзы? 7.Расскажите, в чем сходство и в чем различие союзов и предлогов. Свой ответ постройте в форме рассуждения.
Обзор информационых ресурсов ru.wikipedia.org/wiki/Союз_(грамматика)
Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.
роогшшщщ прол олдж
Союз – это служебная часть речи, которая связывает между собой однородные члены предложения или части сложного предложения. Например: Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звезды, и луну (А. Пушкин) – союз И связывает однородные члены. Еще трава полна прозрачных слез, и гром вдали гремит раскатом (А. Блок) – союз И связывает простые предложения в составе сложного. Как и все служебные слова, союзы не изменяются и не являются членами предложения.