1 Планирование производственной программы 1. Определение оптимального объема производства продукции 2. Разработка производственной программы 3. Производственные мощности предприятия
2 1. Определение оптимального объема производства продукции Оптимальный объем производства – объем, который обеспечивает выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции в установленные сроки с минимумом затрат и максимально возможной эффективностью
3 Методы определения оптимального объема производства: 1. Метод сопоставления валовых показателей: предполагает расчет прибыли при различных объемах производства и реализации продукции 2. Метод сопоставления предельных показателей: устанавливает до каких пределов рентабельно увеличение производства и реализации
4 2. Разработка производственной программы Производственная программа: – это основной раздел перспективного и текущего плана предприятия, в котором содержатся планируемые объемы производства и натуральном и стоимостном выражениях; – это научно-обоснованное плановое задание по объему, номенклатуре, ассортименту и качеству выпускаемой продукции, разработанное на основе заключенных договоров и собственных потребностей предприятия в соответствии с его профилированием, подразделений и их развитием.
5 Структура производственной программы: 1. Плановое задание по объему, номенклатуре и ассортименту выпускаемой продукции; 2. Плановое задание по качеству выпускаемой продукции; 3. План по специализации и кооперированию. Исходная информация: Текущие потребности потребителей; Заказы потребителей; Собственные нужды предприятия; Аналитическая информация о выполнении производственной программы в предшествующие периоды; Нормы трудоемкости по всем видам продукции; Длительность производственного цикла по всем видам продукции; Объемы НЗП;
6 Последовательность разработки производственной программы 1. Определяется номенклатура и ассортимент продукции, объем ее поставок в натуральном выражении согласно заключенным договорам; 2. Составляется план поставок продукции в натуральном выражении по потребителям; 3. Определяется изменение остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода; 4. Определяется объем производства каждого изделия в натуральном выражении с календарным распределением внутри планируемого периода;
7 5. Объем производства обосновывается расчетами балансов производственных мощностей по ведущим подразделениям, участкам, цехам, предприятию; 6. Рассчитываются стоимостные измерители (товарная, валовая и реализованная продукция); 7. Составляется график отгрузки продукции в соответствии с договорами; 8. Программа планируется по основным цехам предприятия.
8 Показатели производственной программы: 1. Натуральные измерители Условно-натуральные измерители Номенклатура – наименование (перечень) изделий (работ, услуг), подлежащих выпуску. Ассортимент – состав этих изделий, подразделяемых по типам, видам, сортам, размеру и т.п. в разрезе номенклатуры
9 Состав производственной программы: 1. Номенклатура и ассортимент продукции: Основная профильная продукция Кооперированные поставки Товары и услуги для населения Изготовление опытных образцов и освоение серийного производства новой продукции Изделия новой техники Продукция, производимая на экспорт 2. Программы работы основных производственных цехов 3. Программы работы вспомогательных цехов и хозяйств
10 2. Трудовые измерители 3. Стоимостные измерители : Товарная продукция (ТП) – стоимость готовой продукции, законченных работ и услуг, предназначенных для реализации на сторону.
11 Валовая продукция (ВП)– стоимость общего результата производственной деятельности предприятия за определенный период времени. Характеризует весь объем выполненной работы за период: 1. ВП = Во – Вн, где Во – валовой оборот и Вн - внутризаводской оборот 2. ВП = ТП + (НЗПк - НЗПн), где НЗПк и НЗПн – стоимость остатков незавершенного производства на начало и конец планового периода
12 Валовой оборот – стоимость всего объема продукции, произведенной за определенный период всеми цехами предприятия независимо от ее назначения. Внутризаводской оборот – стоимость продукции, выработанной одними и потребленной другими цехами в течение одного и того же периода времени.
13 Чистая продукция (ЧП)– вновь созданная стоимость на предприятии (не включает перенесенную стоимость, созданную на других предприятиях). ЧП = ТП – МЗ – Ам, где МЗ – материальные затраты, Ам – амортизационные отчисления Условно-чистая продукция (УЧП)– вновь созданная стоимость с учетом Ам. УЧП = ТП – МЗ Нормативно-чистая продукция (НЧП) – часть цены, включающая основную и дополнительную ЗП, отчисления на ЗП, нормативную прибыль. Нормативная стоимость обработки - часть цены, включающая ЗП основных производственных рабочих с отчислениями, ОПР и ОХР
14 Мировая практика Объем продаж – стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени Отечественная практика Объем реализованной продукции (РП) – показатель, оценивающий результаты производственно- хозяйственной деятельности предприятия (применим для сферы материального производства) Продукция, поступившая в данном периоде на рынок и подлежащая оплате потребителями
15 РП = Он + ТП – Ок где ТП – объем товарной продукции по плану; Он и Ок – остатки нереализованной продукции на начало и конец планового периода Он: ГП на складе, в т.ч. отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; Отгруженные товары, срок оплаты по которым не наступил; Отгруженные товары, не оплаченные покупателями в срок; Товары на ответхранении у покупателя Ок: ГП на складе, в т.ч. отгруженные товары, документы по которым не переданы в банк; Отгруженные товары, срок оплаты по которым не наступил; РП рассчитывается без учета НДС, акцизов, скидок, экспортных тарифов
16 Гарантированность выполнения производственной программы: Обеспечивается ее обоснованием по основным направлениям: 1. Наличием производственных мощностей 2. Наличием материальных ресурсов 3. Наличием квалифицированного персонала