Имя существительное (5 класс) Выполнил учитель русского языка и литературы МОУ Батуринской СОШ Казанцева Г. В.
Цели и задачи урока Обобщить и закрепить знания учащихся об имени существительном. Развивать литературную речь. Развивать коллективные формы работы. Форма урока: обобщающий урок.
План урока Вступительное слово учителя. Род и число существительных. Задания по командам. Словарная работа. Игра «Звездный час». Категория падежа. Одушевленные и неодушевленные существительные. Синтаксическая роль существительных в предложениях. Существительное-обращение. Подведение итогов урока.
Имясуществительноеодушевленные род число Нарицательные.собственные Синтаксическая роль неодушевленные Склонение падеж Имя существительное как часть речи
Сегодня у нас урок повторения. Мы вспомним все, что узнали об имени существительном как части речи. Класс делится на три команды. Задания командам. Выборочный диктант: 1 команда записывает существительные мужского рода, 2 команда – существительные женского рода, 3 команда – существительные среднего рода. Бюллетень, герань, окно, молодежь, торжество, тюль, повидло, радость, кофе, терраса, время, путь, шампунь, рояль, ущелье, шоссе, счеты, щипцы, аллея, оттепель, бюро, картина, сундук, улица, облако.
Словарная работа Объясните значения слов. Составьте с ними словосочетания. Вестибюль, тюль, оттепель, чувство, участие, шампунь. Игра «Звездный час» Из букв слова современник составьте имена существительные в форме единственного числа именительного падежа. Расставьте ударение в словах: Магазин, стаканы, свекла, портфель.
Одушевленные и неодушевленные имена существительные
Синтаксическая роль имен существительных Синтаксические функции имён существительных в предложении. Существительные в И. п. в предложении выступают в качестве подлежащего или именной части сказуемого: Музейное безмолвие стояло окрест, и море не шумело. Воздух был тонок и радовал (К.Г. Паустовский) – (подлежащее). Слово – серебро, молчанье – золото (пословица) – (именная часть сказуемого). Где страна цветет и народ ликует, там правители мудры и добродетельны (Н.М. Карамзин) – (подлежащее).
Синтаксическая роль имен существительных Существительное может быть несогласованным определением, обстоятельством, дополнением (прямым и косвенным): Молодой красивый турок, в феске и белом халате, в туфлях (несогласованное определение), надетых поверх зелёных чулок, приветливо улыбается (И.С. Соколов-Микитов); Хорошо быть на земле (обстоятельство места) умелым хозяином.
Существительное-обращение Прочитайте и запишите, что здесь написано Ы И Л ! Молодцы, герои!
Обобщение Существительное – это часть речи, которая обозначает… и отвечает на вопросы … Изменяется по … Бывает … В предложении является …