Имя прилагательное как часть речи. Дорогой ученик ! Ты уже изучил такую важную часть речи, как имя существительное. Теперь тебе предстоит изучить еще.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Имя прилагательное. Вечер. Синь становится всё незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят хоры, слышатся всплески.
Advertisements

Урок – исследование Урок – исследование Тема : «Имя прилагательное в тексте» Тема : «Имя прилагательное в тексте»
Описание как тип речи Урок - исследование. - Как отличить описание от других - Как отличить описание от других типов речи? типов речи? - Слова каких частей.
Урок – исследование Урок – исследование Тема : «Имя прилагательное в тексте.» Тема : «Имя прилагательное в тексте.»
Имена прилагательные. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. Повторение изученного в 5 классе.
Имя прилагательное Повторение изученного. 1. Анализируем текст с точки зрения выявления роли прилагательных в речи. …вечер. …дымкой сгущаются по горизонту…сумерки.
Русский язык Имя прилагательное. Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать. Н.М. Карамзин Самые правила.
Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют: надобно только открыть и показать оныя. Н.М. Карамзин Самые правила языка не изобретаются,
Ветер, ветер! Ты____, Ты__________стаи_____, Ты _________сине море, Всюду ____на просторе.
Цели урока: Цели урока: -закрепить знания об имени прилагательном, полученные в пятом классе; - формирование умения правильного употребления прилагательных.
Имя прилагательное как часть речи.. Правило! 1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета. Имя прилагательное отвечает на вопросы.
Имя прилагательное как часть речи. Учитель: Перфильева О.С.
Повторение темы «Морфология.Орфография. Культура Речи»
Краткие прилагательные. Закрепление материала. Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 Русский язык, 5 класс.
Учительница русского языка и литературы: А. Казыгулова.
Презентация к уроку русского языка (5 класс) по теме: Имя прилагательное. Повторение изученного в начальной школе. 5 класс
Проверка домашнего задания Назовите изменённые местоимения, указывая падеж. Сделай вывод. Меня ужалила пчела. О чём заставляет задуматься стихотворение?
Имя прилагательное как часть речи Повторение изученного в 5 классе.
урок – путешествие м.р. - ж.р. - ср.р. Самостоятельно составьте и запишите упражнение по скорописи из окончаний прилагательных ж.р. и ср.р. Оцените свою.
Урок русского языка в 6 классе Поставьте 1, если высказывание верное и 0, если высказывание ложное.
Транксрипт:

Имя прилагательное как часть речи

Дорогой ученик ! Ты уже изучил такую важную часть речи, как имя существительное. Теперь тебе предстоит изучить еще одну не менее важную часть речи – имя прилагательное. Это крупный раздел курса русского языка. Тебе предстоит научиться применять новые для тебя правила использования в речи и правописания имен прилагательных. Если ты будешь внимательно читать задания учителя, в точности выполнять их, учить правила, помещенные в этом разделе, и выполнять тренировочные упражнения, то обязательно успешно усвоишь все темы этого раздела.

Мы начнем изучение имени прилагательного с повторения того, что ты уже знаешь об этой части речи. Итак, ты уже знаешь, что Имя прилагательное отвечает на вопросы КАКОЙ ? ЧЕЙ ? И обозначает признак предмета. ( какой ?) сыний платок, ( чей ?) бабушкин сундук. Прилагательные изменяются по родам, падежам и числам. высокое ( ср. р.) небо, высокий ( м. р.) дом, высокая ( ж. р.) башня высокого ( род. пад.) неба, высокому небу ( дат. пад.), высоким ( тв. пад.) небом красный ( ед. ч.) цветок, красные ( мн. ч.) цветы.

Обрати внимание на то, что формы прилагательного ( род, число и падеж ) зависят от форм того существительного, с которым используется это прилагательное. Зеленая ( ж. р., ед. ч., им. пад.) листва ( ж. р., ед. ч., им. пад.) С высокого ( м. р., ед. ч., род. пад.) дерева ( м. р., ед. ч., род. пад.) Прилагательные могут иметь краткую форму. умный ( полная ) ученик – ученик умен ( краткая ) тяжелая ( полная ) ноша – ноша тяжела ( краткая ) В предложении имена прилагательные бывают определениями и сказуемыми. Короткий зиминий день подходил к концу. Зимний день короток.

Тренировочные упражнения. Внимательно прочитай два текста. А ) Вечер. Синь становится все незаметнее в зареве заката. Дымкой сгущаются по горизонту сумерки. На отмелях голосят лягушки, слышатся всплески рыб, крики чаек. На отмель опустилась стая ласточек. Каждая будто в сюртуке с манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют норы в обрывах. Б ) Летний вечер. Поднебесная сынь становится все незаметнее в багряном зареве заката. Фиолетовой дымкой сгущаются по горизонту звонкие сумерки. На отмелях голосят лягушачьи хоры, слышатся всплески рыб, плаксивые крики чаек. На песчаную отмель опустилась стая длиннохвостых ласточек. Каждая в серо - каштановом сюртуке с белоснежной манишкой. И трудно поверить, что для своих гнезд эти птички роют двухметровые норы в прибрежных обрывах.

Ответь на вопросы и выполни задание В каком тексте представлена более образная, яркая картина, которую легко себе представить ? За счет чего достигается эта образность, яркость ? Как ты понимаешь выражения звонкие сумерки, голосят лягушачьи хоры ? В каком значении здесь употреблены прилагательные ? Какие тропы представлены в этих выражениях ? Сделай вывод о роли имен прилагательных в этом тексте. Выпиши в столбик из второго текста словосочетания « прилагательное + существительное » в той форме, как они даны в тексте. Рядом с каждым словосочетанием в скобках укажи формы имен прилагательных ( число, род, падеж ).

Проверь себя Более образная и яркая картина представлена во втором тексте. Это достигается за счет использования в тексте имен прилагательных. В выражениях звонкие сумерки и голосят лягушачьи хоры прилагательные использованы в переносном значении. Это эпитеты. Имя прилагательное позволяет ярко, образно и эмоционально описать картину. Особенно важна роль прилагательных в тексте - описании. летний вечер – м. р., ед. ч., им. п. поднебесная сынь – ж. р., ед. ч., им. п. в багряном зареве – м. р., ед. ч., п. п. фиолетовой дымкой – ж. р., ед. ч., тв. п. звонкие сумерки – мн. ч., им. п. лягушачьи хоры – мн. ч., им. п. плаксивые ивы – мн. ч., им. п. на песчаную отмель – ж. р., ед. ч., в. п. длиннохвостых ласточек – мн. ч., р. п. в серо - каштановом сюртуке – м. р., ед. ч., п. п. с белоснежной манишкой – ж. р., ед. ч., тв. п. двухметровые норы – мн. ч., в. п. в прибрежных обрывах – мн. ч., п. п.

Повторение изученного в 5 классе А ) Спиши предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. ( Не ) родись ни хорош (?), ни пригож (?), а родись счастлив. Не всякий в дело гож (?), кто лиц … м пригож (?). Взялся за гуж (?), не говори, что не дюж (?). Всякий дом хозяином хорош (?). Ветер, ветер, ты могуч (?), ты гоняешь (?) стаи туч (?), ты волнуешь (?) сыне море, всюду веешь (?) на просторе. Мороз трескуч (?), горячая печ (?) будет тепло стеречь (?). Подчеркни в тексте все прилагательные в краткой форме. Нужно ли писать Ь после шипящих на конце кратких прилагательных ?

Б ) Укажи ряды, где в обоих словах пропущена одна и та же буква. 1. строг.. м хозяином, на будущееее … й неделе 2. в дремуч … м бору, с крайн … м защитником 3. с новогоднейей … ми подарками, в колюч … м малиннике 4. могуч … го дуба, о хорош … й песне 5. убог … ми мыслями, с тих … м шорохом 6. у трескуч … го костра, сын … м пламенем 7. в зимин … м уборе, свеж … м воздухом 8. жиденьк … м чаем, у плакуч … й ивы Как ты определяешь, какую безударную гласную следует писать в окончании прилагательного ? Какую гласную следует писать в окончаниях прилагательных после шипящих под ударением ? Какую – в безударном окончании ?

Проверь себя А ) Не родись ни хорош, ни пригож, а родись счастлив. Не всякий в дело гож, кто лицом пригож. Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Всякий дом хозяином хорош. Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешьь стаи туч, ты волнуешьь сыне море, всюду веешьь на просторе. Мороз трескуч, горячая печь будет тепло стеречьь. Б ) Одна и та же буква пропущена в 4 ряду ( буква Е ) и в 5 ряду ( буква И ) 1. строг.. м хозяином, на будущееее … й неделе 2. в дремуч … м бору, с крайн … м защитником 3. с новогоднейей … ми подарками, в колюч … м малиннике 4. могуч … го дуба, о хорош … й песне 5. убог … ми мыслями, с тих … м шорохом 6. у трескуч … го костра, сын … м пламенем 7. в зимин … м уборе, свеж … м воздухом 8. жиденьк … м чаем, у плакуч … й ивы