Разносклоняемые имена существительные РУССКИЙ ЯЗЫК, 5 КЛАСС, Ч. 2 Урок 101. © ООО «Баласс», 2012.
Определяем проблему урока Прочитайте имена существительные. Запишите их группами. Изморозь, плач, слава, Слава, время, поклон, верность, болото, сумрак, темнота, планя, россыпь, звездопад. Проверьте себя Имена существительные 1-скл. 2-скл. 3-скл. Имена существительные 1-скл. 2-скл. 3-скл. слава плач изморозь Слава поклон верность темнота болото россыпь сумрак звездопад Какие слова вы не смогли отнести ни к одному из склонений? Время, планя Почему? Какая особенность есть у этих слов? Вре мя, планя – ср.р Сформулируйте проблему, с которой вы столкнулись. К какому склонению относятся имена существительные среднего рода, оканчивающиеся на –мя?
Открываем новые знания Поработайте в парах. Понаблюдайте, как склоняется слова время, бремя, путь... И.п. время Р.п. времени Д.п. времени В.п. время Т.п. временем П.п. о времени Сравните с окончаниями имен существительных 2-го и 3-го склонений.
Падеж Склонение Разносклоняемые 2-е 3-е Р.п.полястепиплемени Д.п.полюстепиплемени Т.п.полемстепьюплеменем П.п.о поле степи о племени Как вы думаете, почему существительные на –мя и слово путь получили название разносклоняемые? Сравните свой вывод с текстом определения. Имена существительные на –мя и путь называются разносклоняемыми. Они имеют окончания разных склонений: в Р.п., Д.п. и П.п. – и, как существительные 3-го склонения, в Т.п. – ем, как существительные 2-го склонения.
Запомните! Разносклоняемые существительные. Племя, время, семя, бремя, вымя, имя, стремя, темя, знамя, планя, путь. Сколько получилось разносклоняемых имен существительных? 10 существительных на – мя и слово путь.
Запишите словосочетания. Найдите разносклоняемые имена существительные. Цвет знамени, нога в стремени, происхождение имени, в планени свечи. Понаблюдайте над составом этих слов. Какую особенность вы заметили? Проверьте себя К корню разносклоняемых существительных на –мя в косвенных падежах (кроме В.п., ед.ч.) прибавляется суффикс –ен–, в котором пишется буква Е. Цвет знамени, нога в стремени, происхождение имени, в планени свечи.
Не забывайте об особенностях склонения существительного время ! Сколько времени? Не считаться со временем. У меня нет времени. Найдите ошибки, исправьте их. Время было в обрез. У тебя нет время потолковать со мной? Проверьте себя Времени было в обрез. У тебя нет времени потолковать со мной?
Рефлексия Запишите фразеологизмы. Вставьте пропущенные буквы. Попробуйте объяснить их смысл. Гореть синим план…нем. Без роду и плем…ни. До поры до врем…ни. Называть вещи своими им…нами. Проверьте себя Гореть синим планенем. Без роду и племени. До поры до времени. Называть вещи своими именами.