Формирование познавательных УУД на уроках русского языка Дуброва И.Б., учитель МАОУ лицей 1 г.Кунгура
Применение знаково- символических моделей и схем для решения учебно- познавательных задач"
Тема: «Сложное предложение» Задание: «От слова к предложению» Запишите слова «немого диктанта» по теме «Удвоенные согласные». Прочитайте схему. [ ], и [ ]. Составьте предложение по схеме. Используйте в предложении одно-два слова из словарного диктанта.
Проверь себя! Мо ЖЖевельник а ЛЛея во ЖЖи инте ЛЛигент же ЖЖит пре ССа тра ССа ба ЛЛон арти ЛЛерия круга ССан
Тема: «Члены предложения». Задание: « Новое предложение» Составь новое предложение, взяв из предложенных указанные члены предложения. Составь схему получившегося предложения. Дополни новое предложение так, чтобы оно стало сложноподчинённым. Составь схему нового предложения.
Тема: «Члены предложения». Задание: « Новое предложение» Парашютисты опустились в центре стадиона (Сказуемое) Вдруг послышались легкие шаги (Определение) На щеках тают снежинки (Подлежащее) Тропинки в саду засыпали листья (Дополнение + предлог на)
Тема: «Члены предложения». Задание: « Новое предложение» Легкие снежинки опустились на тропинки. [ ]. Лёгкие снежинки опустились на тропинки, когда пришла зима- красавица. [ ], ( когда).
Тема: « Простое и сложное предложение» Задание: «Текст по схемам» Составьте небольшой связный текст на тему " Простое и сложное предложение" по схемам. Создайте свой вариант текста по схемам, определите его тему. Предложите товарищу по парте выполнить это задание.
Тема: « Простое и сложное предложение» Задание: «Текст по схемам» 1.[ ]. 2.[ ]? 3.[ ], ( в котором ). 4.[ ]? 5.[ ], ( в котором ). 6.[ ]!
Тема: « Простое и сложное предложение» Задание: «Текст по схемам» Все предложения делятся на простые и сложные. Что такое простое предложение? Это предложение, в котором одна грамматическая основа. Что такое сложное предложение? Это предложение, в котором две или более основы. Нужно уметь различать простые и сложные предложения!
" Приёмы и формы установления причинно-следственных связей учебных понятий"
Тема: «Правописание приставок».Задание: «Продолжи предложение» Если после приставки на з-с стоит глухой согласный, то… Если после приставки на з-с стоит звонкий согласный, то… Если приставка придаёт словам значение близости, присоединения, приближения, неполноты действия или действия в своих интересах, то… Если приставка близка по значению к слову ОЧЕНЬ или приставке ПЕРЕ, то…
Тема: «Правописание приставок».Задание: «Продолжи предложение» В слове бе..чувственный пишется …,потому что… В слове бе..вкусный пишется …,потому что… В слове …делать пишется …,потому что… В слове п..явился пишется …,потому что… В слове ра…чёт пишется …,потому что… В слове ни…ший пишется …,потому что…
Тема: «Возвратные и невозвратные глаголы». Задание: «Дополни цепочку» Допишите в каждом ряду 1-2 глагола с такими значениями: Действие совершает само лицо: одеваться… Взаимность действия: встречаться… Различные чувства: сердиться… Процессы и свойства : плавиться…
Тема: «Возвратные и невозвратные глаголы». Задание: «Дополни цепочку» Свойства живых существ и растений: кусаться, колоться… Различные состояния человека: нездоровится..
Тема: «Правописание ь» Задание:« Найди слово» Подберите к данным словам и выражениям синонимы с орфограммой " Правописание ь на конце имён существительных после шипящих" ". Сформулируйте правило написания ь в именах существительных. 1.Доктор- 2.Родник- 3. Картина природы- 4. Отсутствие шума- 5.Тот,кто трубит- 6. Молодое поколение- 7.Предмет- 8. Вид верхней одежды-
Тема: «Правописание ь» Задание:« Найди слово» 1. Доктор - врач 2. Родник - ключ 3. Картина природы - пейзаж 4. Отсутствие шума- тишь 5.Тот,кто трубит - трубач 6. Молодое поколение - молодёжь 7.Предмет- вещь 8. Вид верхней одежды- плащ
Речевая зарядка. «Одеть или надеть?»
Установите логику объединения глаголов в пары. Сформулируйте правило. Одеть- раздеть Надеть- снять Какие ещё существуют способы запоминания норм употребления этих глаголов?
Речевая зарядка. «Одеть или надеть?» Одеть нельзя одежду, Надеть нельзя Надежду. Одеть Надежду можно Надеть одежду можно Надеваем ЧТО-ТО на КОГО-ТО Одеваем КОГО-то во ЧТО-ТО
Употребите нужный глагол с существительным в В.П. без предлога. Что объединяет выделенные существительные? Ответьте на вопрос, построив ответ по модели" Выделенные существительные..., потому что..." Платье от кутюрье *, кукла, халат, сестрёнка, кроссовки, ребёнок, шапка, пальто, человек, кимоно*.
Составьте предложения по схемам « П»,- а.А: « П!» « П.П!» - а.А: « П.П.» « П?»-аА: « П?» Используйте в словах автора словосочетания с глаголами «говорения»: неожиданно затараторил, лениво проворчала, тихо переспросил, умоляюще попросила, хмуро ответил, твёрдо повторил, радостно воскликнул, искренне восхитился.