Природные зоны России
Зона степей 1. Зона степей расположена на … нашей страны: а) севере б) востоке в) юге а) севере б) востоке в) юге 2. Характерный признак зоны степей – это… а) сплошной травянистый растительный покров; а) сплошной травянистый растительный покров; б) отсутствие сплошного растительного покрова б) отсутствие сплошного растительного покрова в) обилие мхов, лишайников, кустарников. в) обилие мхов, лишайников, кустарников. 3. К степным птицам относятся… а) белые журавли, казарки, розовые чайки; а) белые журавли, казарки, розовые чайки; б) ястребы, кедровки, сойки; б) ястребы, кедровки, сойки; в) журавли-красавки, дрофы, пустельги. в) журавли-красавки, дрофы, пустельги.
Зона степей 4. Для растений степи характерны: а) стелющиеся корни, крупные листья; а) стелющиеся корни, крупные листья; б)длинные корни, мясистые стебли, листья- колючки б)длинные корни, мясистые стебли, листья- колючки в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. в) корни-луковицы, узкие тонкие листья или толстые мясистые стебли и такие же листья. 5. Основным занятием населения степей является… а) земледелие; а) земледелие; б) рыболовство; б) рыболовство; в) оленеводство. в) оленеводство.
Солнечный, жаркий Желтый поток Льется и льется на желтый песок В воздухе желтом и Плотном, как мед Желтая птица неслышно плывет.
Пустыня Пусто ли в пустыне?
Цели урока Узнать: Узнать: географическое положение; географическое положение; особенности климата; особенности климата; растительный и животный мир; растительный и животный мир; деятельность людей; деятельность людей; экологические проблемы, охрана природы. экологические проблемы, охрана природы. Развивать умения: Развивать умения: работать с географической картой работать с географической картой гербарием, дополнительной литературой гербарием, дополнительной литературой
План изучения природной зоны Название, изображение на карте. Название, изображение на карте. Условия неживой природы, климат. Условия неживой природы, климат. Растительный и животный мир, взаимосвязи в природе. Растительный и животный мир, взаимосвязи в природе. Значение природы данной зоны для человека, её использование. Значение природы данной зоны для человека, её использование. Экологические проблемы. Экологические проблемы. Охрана природы. Охрана природы.
Зона пустынь Найди на карте зону пустынь.
Какие бывают пустыни? Песчаные глинистые каменистые
Это тоже пустыня Такой пустыню можно увидеть только весной после таяния снега и прошедших весенних дождей.
Погода в пустыне. Лето. Сухость и обилие солнца, Лето. Сухость и обилие солнца, небо безоблачное, солнце палит небо безоблачное, солнце палит беспощадно. За лето может не беспощадно. За лето может не выпасть ни одного дождя. Температура песка до + 70 выпасть ни одного дождя. Температура песка до + 70 градусов. От поверхности нагревается и воздух. В тени градусов. Ночи прохладные. градусов. От поверхности нагревается и воздух. В тени градусов. Ночи прохладные. Зима морозная, длится два – три месяца. Обычная температура минус 10 – 12 градусов. В отдельные Зима морозная, длится два – три месяца. Обычная температура минус 10 – 12 градусов. В отдельные дни морозы достигают – градусов. дни морозы достигают – градусов.
Запомни! Барханы – большие холмы из мелкого песка. Ветер перемещает песок, барханы движутся вперед засыпая все на своём пути. Такыр – глинистый участок пустыни. Впитавший в период дождей воду, глинистый участок в засушливый период растрескивается.
Растительность пустынь Черный саксаул белый саксаул песчаная акация
Растительность пустынь Верблюжья Колосняк и колючка осока пузырчатая Её корни уходят в глубину на 20 метров Джузгун Джузгун
Особенности растений пустыни. - имеют очень длинные корни; - листья видоизменились в колючки, чешуйки, волоски; - растения не достигают большой высоты. Значение растений в пустыне: - Служат пищей для животных; - Корни растений закрепляют и удерживают песок.
Животные пустыни Тушканчики – зверьки диковинные: тельце мышки, ушки зайчика, ноги кенгуру и коровий хвост кисточкой. Черепаха. След черепахи иногда тянется в пустыне на несколько километров. Не так то просто найти среди песков траву. А она ищет. Вверх на бархан, вниз с бархана.
Животный мир пустынь Двугорбый верблюд лисичка корсак кулан Джейран ушастый ёж сайгак
Животный мир пустыни Варан стрела-змея геккон Варан стрела-змея геккон Агама ушастая круглоголовка ящурка быстрая Агама ушастая круглоголовка ящурка быстрая
Животные пустыни Жук- скарабей тарантул жук-чернотелка кобылка скорпион
Как животные приспособились к жизни в пустыне? - Ведут ночной образ жизни; - Некрупные по размеру; - Имеют защитную окраску; - Умеют быстро бегать; - Зарываются в песок; - Впадают в спячку
Пустыни и человек Исконным занятием населения пустынь является разведение овец и верблюдов. Верблюды не только средство передвижения. Так одна верблюдица даёт до 15 литров густого жирного молока ежедневно. С верблюда можно настричь около 12 кг мягкой длинной шерсти. Используют в пищу мясо и жир от этого животного. На поливных землях появились поля, сады, виноградники.
Проверка знаний 1. Пустыни занимают… а) огромную территорию в центральной части России; а) огромную территорию в центральной части России; б) небольшую территорию по берегам северных морей; б) небольшую территорию по берегам северных морей; в) небольшую территорию на юго-западе страны. в) небольшую территорию на юго-западе страны. 2. В пустыне… а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; а) жаркое продолжительное лето и прохладная короткая зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима; в) ярко выделяются все четыре времени года. в) ярко выделяются все четыре времени года. 3. К растениям пустыни относятся: а) ковыль, полынь, тюльпан; а) ковыль, полынь, тюльпан; б) морошка, черника, брусника; б) морошка, черника, брусника; в) колосняк, солянка, джузгун. в) колосняк, солянка, джузгун. 4. К животным пустыни относятся: а) корсак, сайгак, тушканчик; а) корсак, сайгак, тушканчик; б) рысь, лев, тигр; б) рысь, лев, тигр; в) морж, тюлень, медведь. в) морж, тюлень, медведь.
Рефлексия Подберите к теме сегодняшнего урока: Подберите к теме сегодняшнего урока: 1. Имя существительное 1. Имя существительное 2. Два прилагательных 2. Два прилагательных 3. Три глагола 3. Три глагола 4. Фразу из 4-х слов 4. Фразу из 4-х слов